ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5331/2021 от 29.12.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2021 года Свердловский районный суд <адрес обезличен> в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания Варламовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0031-01-2021-005109-10 (производство 2а-5331/2021) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> по подсудности из Иркутского районного суда <адрес обезличен> для рассмотрения поступило административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы. В обоснование иска указано, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен>, за спорный период времени ему на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства: .... года выпуска (с <Дата обезличена>); .... года выпуска (с <Дата обезличена>); самоходное транспортное средство .... 2014 года выпуска (с <Дата обезличена>). Кроме того, за спорный период времени ФИО1 принадлежали следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес обезличен> площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>); земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>). В нарушение требований статей 357, 359, 400, 401, 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 1, 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», а также положений Земельного кодекса Российской Федерации, административный ответчик своевременно не уплатил налоги. В настоящее время ФИО1 имеет задолженность по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы в общем размере 844 рубля 65 копеек, в том числе: 21 рубль 06 копеек – пени за неуплату транспортного налога за 2016 год; 21 рубль 06 копеек - пени за неуплату транспортного налога за 2017 год; 57 рублей 04 копейки – пени за неуплату транспортного налога за 2018 год; 740 рублей – задолженность по земельному налогу за 2018 год; 05 рублей 49 копеек – пени за неуплату земельного налога за 2018 год. В соответствии со статьей 52 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налоговой недоимки за спорный период. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога ему было направлено требование, в котором было предложено уплатить налоговую недоимку. После обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей, административный ответчик обратился с заявлением об отмене судебного приказа. Судебный приказ отменен определением мирового судьи в связи с поступлением возражений относительно его исполнения. В связи с чем, административный истец Межрайонная ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы в общем размере 844 рубля 65 копеек, в том числе: 21 рубль 06 копеек – пени за неуплату транспортного налога за 2016 год; 21 рубль 06 копеек - пени за неуплату транспортного налога за 2017 год; 57 рублей 04 копейки – пени за неуплату транспортного налога за 2018 год; 740 рублей – задолженность по земельному налогу за 2018 год; 05 рублей 49 копеек – пени за неуплату земельного налога за 2018 год.

Административный истец Межрайонная ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> своего представителя в судебное заседание не направила, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в соответствии со статьей 14 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах», статьями 96, 97, 98 КАС РФ, статьями 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделом 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, путем направления судебной повестки с уведомлением о вручении по месту жительства (с учетом ответа ГУ МВД России по <адрес обезличен> Управление по вопросам миграции отдела адресно-справочной работы от <Дата обезличена>) по адресу: <адрес обезличен>, однако, за получением почтовой корреспонденции не явился, что является его надлежащим извещением.

Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие сторон в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ, пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В отношении автомобилей легковых с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло менее 7 лет, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) за спорный период: свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 14,5 рублей.

В отношении автомобилей легковых с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) за спорный период: свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 9,5 рублей.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) за спорный период – 15 рублей.

В силу требований пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из представленных суду сведений следует, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога за 2016-2018 годч, поскольку на его имя за спорный период времени в органах ГИБДД МВД России былм зарегистрированы следующие транспортные средства: .... года выпуска (с <Дата обезличена>); .... 2007 года выпуска (с <Дата обезличена>); самоходное транспортное средство .... года выпуска (с <Дата обезличена>).

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

В связи с чем, у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2016-2018 годы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, определенных п. 1 ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Пунктом 1 ст. 390 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК).

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2018 году на праве собственности принадлежали следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>); земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>).

Земельные участки находятся на территории <адрес обезличен>.

Решением Думы Уриковского муниципального образования от 27.11.2014 № 73-336/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования» в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, установлена ставка в размере 0,3 процента.

Согласно расчету истца по указанной формуле: кадастровая стоимость участка ? доля в праве ? налоговая ставка ? фактическое время владения (месяцы), размер налоговой недоимки в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) составляет 370 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> находящийся по адресу: <адрес обезличен>, площадью 2000 кв.м., разрешенное использование: для дачного строительства (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) – также 370 рублей.

Итого: общая налоговая недоимка по земельному налогу за 2018 год составляет 740 рублей.

Суд, проверив расчет земельного налога, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями статьи 394 НК РФ и в соответствии с Решением Думы Уриковского муниципального образования от 27.11.2014 № 73-336/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования», ответчиком расчет не оспорен.

Поскольку в судебном заседании установлен факт владения ФИО1 спорными земельными участками в 2018 году на праве собственности, то он обязан уплатить земельный налог за 2018 год в размере 740 рублей.

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что налоговым органом посредством почтовой связи в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заказным письмом, номер почтового отправления 20083037740808, об уплате имеющейся налоговой недоимки за 2016-2018 года в срок не позднее <Дата обезличена>.

Факт направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Так как в установленный законом срок налогоплательщик не произвел уплату налогов за 2016-2018 годы, налоговым органом в соответствии с требованиями статьями 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налогов <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по уплате налогов за 2016-2018 год в срок до <Дата обезличена>.

Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается почтовым реестром <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Как установлено в судебном заседании из материалов дела и не отрицалось административным истцом, транспортный налог ФИО1 за 2016-2018 годы уплачен, вместе с тем, до настоящего времени не уплачены пени за неуплату своевременно транспортного налога за 2016-2018 годы, и не уплачен земельный налог за 2018 год и пени за неуплату земельного налога за 2018 год.

Поскольку налоговая задолженность налогоплательщиком в полном объеме не уплачена, в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены:

- пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 21 рубль 06 копеек;

- пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 21 рубль 06 копеек;

- пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 57 рублей 04 копейки;

- пени за неуплату земельного налога за 2018 год в размере 05 рублей 49 копеек.

Суд, проверив расчет начисленной пени, полагает его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства.

Неуплата административным ответчиком налоговой недоимки, указанный в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Проверяя сроки обращения налоговым органом за судебной защитой, судом установлено следующее.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налоговой недоимки налоговый орган <Дата обезличена> обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть, установленный шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога (требованием об уплате налога <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> срок для добровольного погашения имеющейся задолженности установлен до <Дата обезличена>), о чем мировым судьей 55 судебного участка <адрес обезличен> был вынесен судебный приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Однако, в связи с поступившими возражениями ФИО1 относительного исполнения вынесенного судебного приказа, определением мирового судьи от <Дата обезличена> судебный приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отменен.

С настоящим иском в суд налоговый орган обратился <Дата обезличена>, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет", то есть, в установленный п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований о взыскании недоимки (с учетом ее размера) в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (статья 48 НК РФ) налоговым органом соблюдены.

В связи с чем, учитывая требования статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 19, 23, 44, 48, 52, 57, 58, 69, 70, 75, 357, 358, 361, 363, 399, 400, 401, 409 НК РФ, статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», положений Земельного кодекса Российской Федерации, Решением Думы Уриковского муниципального образования от 27.11.2014 № 73-336/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования», оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год и по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, в установленные в требовании срок, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы в общем размере 844 рубля 65 копеек, в том числе: 21 рубль 06 копеек – пени за неуплату транспортного налога за 2016 год; 21 рубль 06 копеек - пени за неуплату транспортного налога за 2017 год; 57 рублей 04 копейки – пени за неуплату транспортного налога за 2018 год; 740 рублей – задолженность по земельному налогу за 2018 год; 05 рублей 49 копеек – пени за неуплату земельного налога за 2018 год, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, подпунктом 5 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования <адрес обезличен>, от уплаты, которой при подаче иска был освобожден административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, в размере 400 рублей.

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, задолженность по земельному налогу за 2018 год, пени за неуплату земельного налога за 2018 год и пени за неуплату транспортного налога за 2016-2018 годы в общем размере 844 рубля 65 копеек, в том числе: 21 рубль 06 копеек – пени за неуплату транспортного налога за 2016 год; 21 рубль 06 копеек - пени за неуплату транспортного налога за 2017 год; 57 рублей 04 копейки – пени за неуплату транспортного налога за 2018 год; 740 рублей – задолженность по земельному налогу за 2018 год; 05 рублей 49 копеек – пени за неуплату земельного налога за 2018 год.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, в бюджет муниципального образования <адрес обезличен> государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Смирнова Т.В.

Решение в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена>.