ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5352/2021 от 07.06.2021 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-5352/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 07 июня 2021 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Ким А.А.,

с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ-о, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно», возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>. В обоснование административного иска указала, что административным истцом были представлены все документы и соблюдены все условия.

Административный ФИО1, представитель административного истца ФИО2, в судебном заседании административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3, в судебном заседании с административным иском ФИО1 не согласилась в полном объеме, просила в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных представителем возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу требований ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Данной статьёй предусмотрены случаи такого предоставления земельного участка. Так, согласно подпункту 7 названной статьи земельный участок предоставляется в собственность бесплатно в случае предоставления его иным не указанным в подпункте 6 названной стоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В силу пункта 2 статьи ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно действующему до 31.12.2020 г. пункту 1 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. №55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее по тексту также - Закон Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55), граждане, владеющие индивидуальным жилым домом, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее - жилой дом), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов), имеют право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

При этом частью 2 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. №55 предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 названной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположен жилой дом, в случае если одновременно соблюдаются следующие условия: 1) земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; 2) земельный участок находится в границах населенного пункта; 3) жилой дом создан до 1 сентября 2006 года.

В силу части 3 ст. 1 названного закона, указанным гражданам земельный участок предоставляется в собственность бесплатно для размещения жилого дома.

Статьей 2 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. №55 предусмотрен порядок предоставления земельных участков.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес>, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном порядке.

Оспариваемым решением Департамента имущественных отношений Тюменской области -о от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано, факт создания до ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не подтвержден. Согласно обследованию, на испрашиваемом земельном участке расположено два жилых дома с адресным описанием: <адрес>, факт создания до ДД.ММ.ГГГГ одного из которых не подтвержден. Неотнесение гражданина ни к одной из категории граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Тюменской области от 21 июня 2018 года . Факт проживания в одном из жилых домов с адресным описанием <адрес> не подтвержден. Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка предназначенного для размещения объекта местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта.

Факт проживания ФИО1 в жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время установлен решением Калининского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ год завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> указан ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения – это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Подпункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка предусматривает его предназначенность для размещения объектов местного значения в соответствии с утверждённой документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Проект межевания территории относится к видам документации по планировке территории (пункт 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 той же статьи подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Таким образом, буквальный смысл подпункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ предполагает, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является планирование размещения в границах этого участка именно объекта капитального строительства, относящегося к объектам местного значения.

В оспариваемом решении и в письменных возражениях на административное исковое заявление Департаментом не указаны сведения, для размещения (строительства) какого объекта местного значения предназначен Участок.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Как следует из материалов административного дела, определением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения было возвращено заявителю в связи с тем, что оно не было подписано административным истцом.

Административное исковое заявление было направлено ФИО1 посредством почтовой корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок для обжалования решения.

Суд полагает возможным восстановить пропуск процессуального срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно».

Возложить на административного ответчика Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 11 июня 2021 года.

Судья А.А. Жижин