ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5419/2023 от 13.12.2023 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0002-01-2022-009000-78

дело № 2а-5419/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Волгоград 13 декабря 2023 г.

Дзержинский районный суд гор. Волгограда в составе

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4,

с участием представителя административного истца ФИО12,

представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО17, представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, мотивируя тем, что жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании отсутствующими у него, как заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, оснований и условий для признания нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений. Данное решение оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из которого получена им ДД.ММ.ГГГГ

Полагает данное решение незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что проходил службу в органах прокуратуры с 1996 года по ДД.ММ.ГГГГ, в Волжской природоохранной прокуратуре – с 2003 г., в должностях заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, Волгоградского природоохранного прокурора. Приказом Генерального прокурора РФ от 08.12.2017 № 1293-к назначен на должность заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора (с дислокацией в г. Астрахань). Приказом Генерального прокурора РФ от 12.08.2022 № 876-к ФИО2 по собственному желанию в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов прокуратуры. Стаж службы в органах прокуратуры составил 26 лет 7 месяцев. В период работы с ФИО2 заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему и членам его семьи: супруге ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сыновьям ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на время прохождения службы как нуждающемуся в служебных жилых помещениях, предоставлена квартира, находящаяся в оперативном управлении Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - <адрес> общей площадью 99,9 кв.м. Протоколом жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признан обеспеченным служебным жилым помещением и состоящим на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях. ФИО2 и члены его семьи жилых помещений в собственности не имеют. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилых помещений и служебные жилые помещения в собственность ФИО2 и членам его семьи не предоставлялись. В жилищную комиссию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры им были представлены заявление и документы, указанные в Приложении №2 к Положению о предоставлении прокурором и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624, необходимые для направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения в собственность, а также согласие на получение в собственность жилого помещения и оплату превышения норм жилой площади за счет собственных средств.

Однако, согласно вышеназванной Выписки из протокола заседания жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ принято решение: 1) основания и условия для признания нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО2 отсутствуют; 2) снять заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением факта совершения членами его семьи намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

В основу данного решения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой приняты следующие обстоятельства: 14.01.2011г. по договору дарения от дедушки ФИО5 несовершеннолетним сыновьям административного истца - ФИО13 и ФИО14 подарены земельный участок площадью 1247 кв.м. и расположенный на нем жилой дом общей площадью 86,3 кв.м, жилой площадью 44,2 кв.м, по адресу: <адрес>. С момента дарения ни истец, ни члены его семьи в доме не проживали, но несли бремя содержания имущества. В апреле 2022 г. сын истца ФИО13, работающий в органах Следственного комитета г. Москвы, ввиду отсутствия собственного жилья, принял решение о продаже принадлежащего ему недвижимого имущества в Астраханской области, сособственник ФИО14 дал согласие на продажу их общего имущества. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ данные объекты отчуждены.

Изложенное расценено жилищной комиссией как совершение членами семьи прокурора ФИО2 действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий.

Оспариваемое решение жилищной комиссии ответчика препятствует реализации права истца на жилье.

С учетом уточнений административных исковых требований, просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, изложенное в Выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, о признании отсутствующими оснований и условий для признания ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, и снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением факта совершения членами его семьи намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

Просил обязать административного ответчика Волжскую межрегиональную Природоохранную прокуратуру, жилищную комиссию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры принять решение о признании ФИО2 не имеющим жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, о внесении Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору предложения о наличии оснований согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для принятия решения о признании его нуждающимся в жилых помещениях, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и о предоставлении ФИО2, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в служебных жилых помещениях совместно с членами семьи супругой ФИО15, сыном ФИО14 занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, в собственность с оплатой превышения норм предоставления жилой площади за счет собственных средств, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 № 850 «Об утверждении правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7-9 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Представитель административного истца, заинтересованных лиц ФИО12 требования, изложенные в административном исковом заявлении и в уточнениях к нему, поддержал. В судебном заседании пояснил, что решение жилищной комиссии незаконно, не соответствует приказам Генерального прокурора РФ. Административный истец в период прохождения службы в Волжской межрегиональной прокуратуре не скрывал информацию о наличии в собственности его несовершеннолетних детей недвижимого имущества, при наличии данного домовладения административный истец признавался нуждающимся, состоял на учете. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии, утверждены списки прокуроров Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями и стоят на учете как нуждающиеся в служебном жилом помещении.

Представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Генеральной прокуратуры Российской Федерации Суворова Е.С., представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, поддержали письменные возражения, представленные административным ответчиком в материалы дела, в которых указано следующее.

Между Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и ФИО2 заключен договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нанимателю предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 4 указанного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО15 (жена); ФИО13(сын); ФИО14 (сын).

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в жилищную комиссию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры предоставлены заявление и документы, указанные в Приложении № 2 к Положению о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624, необходимые для направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения в собственность, а также согласие на получение в собственность жилого помещения и оплату превышения норм жилой площади за счет собственных средств.

Жилищной комиссией Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в соответствии с Положением о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, утвержденным приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры» (далее - Положение о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры), рассмотрено заявление ФИО2, установлено, что сыновьями ФИО2: ФИО14 и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ отчуждено жилое помещение площадью 86,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 6 ст. 44.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Квартира, предоставленная ФИО2, в силу пп. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ отнесена законом к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. ст. 31, 69 ЖК РФ.

В соответствии с приведенными нормами к членам семьи собственника жилого помещения, членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного собственника, нанимателя жилого помещения.

Исходя из толкования приведенных законоположений, к членам семьи нанимателя - ФИО2 отнесены ФИО15, ФИО13, ФИО14

Факт отнесения ФИО14 и ФИО13 к членам семьи нанимателя подтверждается заявлением административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, собственноручно подписанным им и представленным в жилищную комиссию, иными документами, приложенными к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ/б-н, справкой «ТСЖ Ангарская 71» от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные документы являлись актуальными на момент рассмотрения заявления ФИО2, иных сведений о составе семьи при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в жилищную комиссию не представлено.

В соответствии с указанными документами ФИО2 зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>, площадь 99,9 кв.м, вместе с ним зарегистрированы и фактически проживают: ФИО15, ФИО13, ФИО14

Таким образом, ФИО2 при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого вынесено оспариваемое решение жилищной комиссии, заявлено, что в состав его семьи входят 4 человека.

Таким образом, жилой дом в <адрес> площадью 86,3 кв.м, находился в собственности членов семьи нанимателя служебного помещения, следовательно, каждый член семьи ФИО2, состоящей из 4 человек, до совершения ими сделки по продаже жилого дома был обеспечен 21,57 кв.м, общей площади жилого помещения. После отчуждения жилого дома обеспеченность членов семьи нанимателя сократилась, жилищные условия ухудшились, что привело к нуждаемости административного истца в жилом помещении, и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты либо жилого помещения в собственность.

Согласно п. 14 ст. 44.1 Закона о прокуратуре прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В силу п. «д» ч. 15 ст. 44.1 Закона о прокуратуре к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся действия прокурора или членов его семьи, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

На основании ч. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре жилищной комиссией Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой верно сделан вывод о том, что действия ФИО13, ФИО14 по продаже дома являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий прокурора.

В связи с чем, жилищной комиссией Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры не усмотрено законных оснований для внесения предложений Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору для признания ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» утверждены два самостоятельных механизма, предусматривающих обеспечение прокурорских работников жильем:

Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (далее - Положение о предоставлении служебных жилых помещений);

Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение о предоставлении прокурорам жилого помещения в собственность).

ФИО2 и члены его семьи были обеспечены служебным жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, именно в соответствии с Положением о предоставлении служебных жилых помещений. Данный факт подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 включен в перечень, поименованный как список прокуроров Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, обеспеченных служебными жилыми помещениями и состоящих на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях.

ФИО2 включен в указанный список в связи с тем, что ранее ему было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено административному истцу в связи с тем, что он не имел возможности ежедневно возвращаться к месту службы из жилого помещения, имеющегося у его членов семьи на праве долевой собственности, которое находилось в <адрес>.

Включение ФИО2 в данный список лишь констатирует факт обеспечения его служебным жильем на время прохождения им службы в органах прокуратуры.

На учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) ФИО2 не состоял, в связи с чем им направлено заявление с просьбой признать его нуждающимся в жилых помещениях и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.

На основании пп. «б» п. 3.1 Положения о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры принято решение об отсутствии оснований для внесения предложений руководителю органа прокуратуры о согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях.

Принятое решение жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно п. 2 протокола принято решение о снятии ФИО2 с учета.

Вместе с этим п. 2 протокола содержит техническую ошибку, поскольку ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях никогда не состоял, он подлежал снятию с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.

Требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика противоречат нормам материального и процессуального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не могут быть признаны подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Положения о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, утвержденного приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 28.11.2018 № 111 «Об утверждении Положения о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры» принятие решений о признании прокуроров не имеющими жилых помещений по месту службы, принятии их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, об отказе в принятии на этот учет либо о снятии с такого учета; о наличии оснований для внесения предложений руководителю органа прокуратуры о предоставлении (об освобождении) служебных жилых помещений; о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях либо снятия с этого учета; предоставления прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность отнесено к исключительной компетенции жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Таким образом, в случае удовлетворения административного иска судом не может быть принято решение о возложении на Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру обязанности внести предложения руководителю органа прокуратуры о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов в отношении ФИО2, поскольку суд не вправе подменять полномочия жилищной комиссии и вмешиваться в ее компетенцию. В п. 2.2 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть признаны не имеющими жилых помещений по месту службы ФИО2 к числу указанных лиц не относится. В уточнении ФИО2 заявлено о том, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно с ним проживают члены его семьи: супруга ФИО15, сын ФИО14 однако на момент рассмотрения заявления ФИО2, иных сведений о составе его семьи в жилищную комиссию не представлено, уточненные сведения им также не представлялись.

Наличие оснований для внесения предложений руководителю органа прокуратуры о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов определяется жилищной комиссией Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры самостоятельно, исходя из имеющихся документов, предоставленных заявителем, таким образом, оснований для внесения предложений Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору о согласовании направления документов в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации не имеется.

Кроме того, вопреки ошибочному мнению административного истца, признание не имеющим жилых помещений по месту службы и принятие на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях не влияет на принятие решения о наличии оснований для внесения предложений руководителю органа прокуратуры для признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставления прокурорам занимаемого жилого помещения в собственность. Документов, содержащих актуальную информацию о праве ФИО2 на получение занимаемого жилого помещения в собственность, ни у суда, ни у Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры не имеется, в связи с чем в настоящее время невозможно сделать вывод о соответствии или несоответствии ФИО2 требованиям, предъявляемым к прокурору, нуждающемуся в жилом помещении в порядке ч. 4 ст. 44.1 Закона о прокуратуре.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются в том числе правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее также - Кодекс).

Достижение указанных задач невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение суда только на тех обстоятельствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ в случае, если это предусмотрено федеральным законом, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено.

ФИО2 проходил службу в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, имеет стаж службы на должности прокурора не менее 10 лет в календарном исчислении, что не оспаривалось административным ответчиком.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1293-к назначен на должность заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора (с дислокацией в г. Астрахани).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 976-к уволен из органов прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Срок службы в органах прокуратуры составляет 26 лет 7 месяцев.

С ДД.ММ.ГГГГФИО2 являлся нанимателем служебного жилого помещения по договору <адрес> общей площадью 99,9 кв.м., где был зарегистрирован по месту жительства с 08.12.2009г., а супруга ФИО15 и дети ФИО14 и ФИО13 - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в жилищную комиссию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры с заявлением на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, указав состав семьи: супруга ФИО15, дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также выразил согласие на получение в собственность занимаемого им служебного жилого помещения, с оплатой превышения норм предоставления жилой площади (л.д.34-36).

При этом административный истец предоставил документально подтвержденные сведения об отсутствии у него и членов его семьи прав на жилые помещения, а также сведения об отчуждении его совершеннолетними сыновьями, ФИО13 и ФИО14 жилого дома, общей площадью 86,3 кв.м, жилой 44,2 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 1247 кв.м, по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (переход права зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе заседания установлен факт отчуждения членами семьи (сыновьями) ФИО2ФИО14 и ФИО13 жилого помещения, общей площадью 86,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Тем самым, ФИО14 и ФИО13 были совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем основания для признания ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) отсутствуют.

На основании изложенного, со ссылкой на ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пункты 2.4, 2.6, 2.7, 2.12 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 № 624 (ред. от 20.01.2022), члены комиссии решили:

1.Основания и условия для признания нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО2 отсутствуют.

2. Снять заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением факта совершения членами его семьи намеренных действия по ухудшению своих жилищных условий.

Данное решение суд полагает не соответствующим требованиям закона.

Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Законом № 2202-I, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года № 264 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями».

В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона № 2202-I обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее – единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона № 2202-I).

В пункте 2 статьи 44.1 Закона № 2202-I предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.

Согласно подпункту «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона № 2202-I, право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.

При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 5).

Согласно пунктов 7 и 8 указанной статьи, при расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

а) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;

б) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

в) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.

При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии с пунктом 14 указанной статьи прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Подпунктом "д" пункта 15 статьи 44.1 к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, отнесены действия прокурора или членов его семьи, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. № 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. № 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Закона № 2202-I, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее – Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).

Для признания нуждающимися в жилых помещениях и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроры (граждане) подают в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление по форме согласно приложению № 1 к Положению и документы, указанные в приложении № 2 к Положению (далее – необходимые документы) (пункт 2.1).

Пунктом 3.4 раздела 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно Правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.

Прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.

Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования с прокурорами субъектов Российской Федерации (пункт 3.8 Положения).

Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры – в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры (пункт 3.12 Положения).

Таким образом, приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Закона № 2202-I.

Полномочия, функции, права жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры при рассмотрении отнесенных к ее компетенции вопросов в целях жилищного обеспечения прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации, определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Пунктом 3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерацииот 2 октября 2018 г. № 624 установлено, что Типовое положение о жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации утверждается Приказом Генерального прокурора Российской Федерации, положения о жилищной комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, разработанные в соответствии с названными Типовыми положениями, - прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокурорами.

В силу части 4 статьи 329 КАС РФ, судом истребовано Положение о жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, утвержденное Приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора Селифанова В.В. №111 от 28.11.2018 г.

В соответствии с пунктами 4.9 и 4.10 Положения жилищная комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия: проверяет наличие оснований для нахождения: прокуроров на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях и проживания в служебных жилых помещениях; прокуроров (граждан) на учете нуждающихся в жилых помещениях; вносит руководителю органа прокуратуры предложения о наличии оснований согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях либо снятия с этого учета; предоставления прокурорам (гражданам), состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в служебных жилых помещениях, занимаемого жилого помещения в собственность.

Также суду представлен приказ «О составе жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры» № 20 от 01.04.2021 г.

Из содержания данного приказа, пункта 6.2.2, заседание жилищной комиссии, в ходе которого вынесено оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало 6 членов жилищной комиссии (две третьих членов жилищной комиссии).

Вместе с тем, пункт 1 оспариваемого решения (его формулировка) не соответствует компетенции жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, согласно Положению о жилищной комиссии, утв. приказом №111 от 28.11.2018 г.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (абзацы 4 и 5 пункта 17).

Как усматривается из материалов дела, вторым пунктом оспариваемого решения ФИО2 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Также во исполнение указаний вышестоящего суда, изложенных в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ, судом у административного ответчика истребовано решение, которым ФИО2 поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ, представить решение о постановке ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях не представилось возможным, поскольку на учете нуждающихся в жилых помещениях он не состоял (л.д. 113 т.2).

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО9 подтвердила эту информацию, пояснив, что в материалах учетного дела не имеется решения о постановке ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях, касательно содержания второго пункта оспариваемого решения, то в нем допущена техническая ошибка (описка), а именно пропущено слово «служебных», то есть правильно читать этот пункт необходимо следующим образом: «Снять заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора ФИО2 с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с выявлением факта совершения членами его семьи намеренных действия по ухудшению своих жилищных условий».

Вместе с тем, суд критически относится к утверждению административного ответчика о наличии технической ошибки (описки), так как в соответствии с п. 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения), прокурорский работник снимается с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по личному заявлению, подаваемому председателю жилищной комиссии по месту службы, а также в случаях:

1) изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для признания прокурорских работников не имеющими жилых помещений по месту службы;

2) выявления данных, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для принятия прокурорского работника на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, если эти данные свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на принятие на такой учет;

3) освобождения прокурорского работника от занимаемой должности с назначением на иную должность в другой орган прокуратуры Российской Федерации.

В случае освобождения прокурорского работника, состоящего на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, от занимаемой должности с назначением на иную должность того же органа прокуратуры Российской Федерации:

для не проживающего в служебном жилом помещении - сохраняется очередность, исходя из даты принятия прокурорского работника на этот учет, при наличии оснований для признания прокурорского работника не имеющим жилых помещений по новому месту службы;

для проживающего в служебном жилом помещении - признание прокурорского работника не имеющим жилых помещений по новому месту службы осуществляется в порядке, установленном в разделе 2 Положения. При этом служебное жилое помещение подлежит освобождению с соблюдением условий, указанных в пункте 3.13 Положения;

4) увольнения прокурорского работника из органа прокуратуры Российской Федерации или Университета;

5) гибели (смерти) прокурорского работника, признания его судом безвестно отсутствующим или умершим;

6) получения единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) по месту службы.

При наступлении указанных событий вопрос о снятии прокурорского работника с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях подлежит рассмотрению на заседании жилищной комиссии по месту службы.

Как видно из приведенного пункта Положения, такое основание для снятия прокурора с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях как выявление факта совершения членами его семьи намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не предусмотрено.

Также в протоколе заседания жилищной комиссии не указано обоснование принятого решения в данной части, напротив, приведен пп.3 п.2.12 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)".

Анализируя оспариваемое решение и сопоставляя его содержание с «Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов", "Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)", суд приходит к выводу о том, что пунктом 2 решения ФИО2 снят с учета нуждающихся именно в жилых помещениях, а не в служебных, как о том утверждает сторона административного ответчика.

Далее, из содержания Протокола заседания жилищной комиссии Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО2 в соответствии с протоколом жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

С учетом этого, а также того обстоятельства, что право собственности у сыновей ФИО2 на земельный участок и жилой дом в <адрес> возникло в январе 2011 года, утверждение административного ответчика о том, что в июле 2009 года служебное жилое помещение было предоставлено административному истцу в связи с тем, что он не имел возможности ежедневно возвращаться к месту службы из этого жилого помещения, также не состоятельно.

Суд принимает во внимание, что Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" дополнен статьей 44.1 «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями» на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ, вступившего в действие 11.01.2018 г.

В соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2008, действовавшей на момент обеспечения прокурора ФИО2 служебным жилым помещением в г. Волгограде), прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечивались в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признавались прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Соответственно, на тот период времени не имелось правовой регламентации разделения лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и на лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, будучи признанным в 2009 году нуждающимся в улучшении жилищных условий, административный истец ФИО2 вполне обоснованно полагает о том, что ранее он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Протоколом № 3 заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО2 утвержден в списке прокуроров Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, обеспеченных служебными жилыми помещениями и состоящим на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, в целях приведения сложившихся правоотношений в соответствие с «Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам..», что подтверждено представителями административных ответчиков в судебном заседании.

При этом в материалах дела имеется заявление ФИО2 поданное ДД.ММ.ГГГГ на имя Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я., о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с приложением на 49 листах, в том числе и заявление о согласии на оплату общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения (л.д.74-76).

Как пояснил представитель административных ответчиков в судебном заседании, данное заявление в Генеральную прокуратуру не направлялось, поскольку, согласно порядку, документы сначала поступают в Волжскую межрайонную природоохранную прокуратуру, рассматривается на жилищной комиссии. В данном случае оснований для направления жилищная комиссия не нашла, заявление находится в учетном деле ФИО2

Каким образом соотносятся решение заседания жилищной комиссии, оформленное протоколом № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, и заявление на имя Генерального прокурора РФ, датированное ДД.ММ.ГГГГ представитель административных ответчиков пояснить затруднилась.

То обстоятельство, что в заявлении ФИО2 просил о признании его нуждающимся в жилых помещениях, о рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, не исключает факта его нахождения на таком учете по обстоятельствам, изложенным выше, текст заявления составлен в строгом соответствии с Приложением N 1 к Положению о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утв. Приказом от 2 октября 2018 года № 624.

Сведения о наличии в долевой собственности заинтересованных лиц ФИО13, ФИО14 земельного участка и жилого помещения по адресу: <адрес> предоставлялись ФИО2 при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.6 Положения, основанием для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях является следующее обстоятельство:

прокурорами (гражданами) и (или) членами их семьи совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий в течение пяти предшествующих лет до подачи заявления, кроме случаев, когда отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей не исключает признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях с учетом отчужденных жилых помещений (частей жилых помещений).

Пунктом 2.7 Положения предусмотрено, если имело место отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений (частей жилых помещений), наличие которых не исключало признания прокуроров (граждан) нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктами 2.2, 2.3 Положения, то прокуроры (граждане) принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях независимо от даты совершения указанных действий и без учета пятилетнего срока.

Факты отчуждения прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений или их частей подлежат учету в тех случаях, когда они повлияли на нуждаемость в жилом помещении (абз.9 п.2.7 Положения).

Судом установлено, что сыновья ФИО2ФИО13, ФИО14 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлись сособственниками в равных долях жилого дома, общей площадью 86,3 кв.м, жилой 44,2 кв.м.

При этом, в силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

ФИО13 и ФИО14 достигли совершеннолетия соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, подтверждающих факт вселения ФИО2 в качестве члена семьи собственника (в данном случае собственников) в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности его сыновьям, а также факт совместного проживания с собственниками в этом жилом помещении в ходе разбирательства дела не представлено, напротив, из материалов дела следует, что ФИО2, ФИО15, ФИО13, ФИО14 зарегистрированы по месту жительства в г. Волгограде по адресу: <адрес>.

ФИО2 проходил службу в органах прокуратуры ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ обучается в ВГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>., ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение на юридическом факультете МГУ им. Ломоносова, в настоящее время состоит в должности следователя следственного отдела по городу Мытищи ГСУ СК России по Московской области, чем подтверждается довод искового заявления ФИО2 о том, что с момента дарения жилого дома его несовершеннолетним детям, его семья дом и земельный участок по прямому назначению не использовала.

Исходя из приведенных норм, право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> у ФИО2, его супруги ФИО15 не возникало, к членам семьи собственника жилого помещения нормами Жилищного кодекса Российской Федерации данные лица не отнесены.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отчуждение совершеннолетним сыном ФИО2 - ФИО13 принадлежащей ему доли в жилом помещения, соответствующей общей площади 43,15 кв.м, не исключает признания ФИО2 и членов его семьи, определяемых в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом изложенного, решение жилищной комиссии Волжской региональной природоохранной прокуратуры, изложенное в Выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона не соответствует, в связи с чем административный иск ФИО2 подлежит удовлетворению в части признания незаконным решения, изложенного в Выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

Состав семьи ФИО10 подлежит определению в соответствии с п.6 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" при дальнейшем разрешении вопроса о возможности обеспечения его жилым помещением или единовременной социальной выплатой.

Административный истец в качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать административного ответчика Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, жилищную комиссию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры принять решение о признании ФИО2 не имеющим жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, о внесении Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору предложения о наличии оснований согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для принятия решения о признании его нуждающимся в жилых помещениях, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и о предоставлении ФИО2, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в служебных жилых помещениях совместно с членами семьи супругой ФИО15, сыном ФИО14 занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, в собственность с оплатой превышения норм предоставления жилой площади за счет собственных средств, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 № 850 «Об утверждении правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7-9 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Суд считает, что оснований для удовлетворения указанных требований в полном объеме не имеется в силу следующих обстоятельств.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (ч.ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Поскольку истцом кроме требований об оспаривании решения жилищной комиссии, заявлены требования о возложении обязанности на административного ответчика вынести конкретное решение в результате рассмотрения его заявления, вместе с тем, суд при вынесении решения о незаконности оспариваемого решения не вправе подменять органы, решение которых обжалуется, и принимать такие решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.

Так как решение вопроса о признании административного истца нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, отнесено к полномочиям жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, вопроса о передаче занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурора – к компетенции Генерального прокурора Российской Федерации, решение вопроса о наличии оснований для внесения предложения Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору о согласовании и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры материалов для принятия решения о признании ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность – к компетенции жилищной комиссии Волжской региональной природоохранной прокуратуры, суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не вправе предрешать существа решений, которые должны быть приняты уполномоченными органами в установленном порядке, в связи с чем в качестве восстановления нарушенного права административного истца на жилищную комиссию Волжской региональной природоохранной прокуратуры надлежит возложить обязанность повторно, с учетом изложенных выше обстоятельств, рассмотреть вопрос о наличии оснований для внесения предложения Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору о согласовании и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры материалов для принятия решения о признании ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность.

Руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2 к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности, удовлетворить в части.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Волжской региональной природоохранной прокуратуры, изложенное в Выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ о признании отсутствующими оснований и условий для признания ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, и снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением факта совершения членами его семьи намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

Возложить на жилищную комиссию Волжской региональной природоохранной прокуратуры обязанность повторно рассмотреть вопрос о наличии оснований для внесения предложения Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору о согласовании и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры материалов для принятия решения о признании ФИО2 нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность.

В остальной части административных исковых требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2023 года.

Судья А.Н. Байбакова