ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-543/17 от 03.08.2017 Андроповского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

03 августа 2017 года село Курсавка

<данные изъяты>

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцурова П.О.

при секретаре Кривошеевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда административное дело по административному иску заместителя прокурора Андроповского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица, к администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района по непринятию мер по предоставлению в регистрирующий орган документов необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о границах муниципального образования незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.

УСТАНОВИЛ:

Впоследствии прокурор Андроповского района в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности направить в регистрирующий орган документы необходимые для внесений в ЕГРН сведений о границах муниципального образования в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Андроповского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района градостроительного и земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в государственный реестр недвижимости не внесены сведения о границах муниципального образования Янкульского сельсовета в связи с непредставлением ответчиком необходимых документов в регистрирующий орган. Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве", территории населенных пунктов являются объектами землеустройства. Определение местоположения границ объекта

землеустройства /в том числе населенного пункта/ осуществляется посредством описания местоположения границ объектов землеустройства, в результате которого на основании статьи 20 Федерального закона "О землеустройстве" подготавливается карта /план/ объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 621. В силу требований частью 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся описание местоположения границ муниципальных образований. В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или внесения изменений генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Отсутствие в реестре описания местоположения границ населенных пунктов исключает возможность проведения землеустроительных работ в отношении земельных участков, ранее не поставленных на кадастровый учет, что влечет за собой невозможность оформления на них правоустанавливающих документов и дальнейшее их отчуждение собственниками. Таким образом, непринятие мер по внесению сведений о границах населенного пункта в государственный реестр недвижимости нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на приобретение прав на земельные участки и распоряжение ими в пределах границ населенного пункта, создает условия для противоправного распоряжения земельными ресурсами, препятствует устойчивому развитию территорий, а также не позволяет определить ответственный населенный пункт за содержание земельных участков, расположенных на общей границе поселений. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском в котором просил, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района по непринятию мер по предоставлению в регистрирующий орган документов необходимых для внесения Единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о границах муниципального образования незаконными и обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем направления таких документов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания административный истец - заместитель прокурора Андроповского района Сбирунова Н.В., поддержала заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района ФИО1 с заявленными требованиями согласилась и не возражала против их удовлетворения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ставропольскому краю не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало.

В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Реализуя данные конституционные предписания, федеральный законодатель в статьях 39 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрел право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий /бездействия/ органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если он полагает, что оспариваемые решения, действия /бездействие/ не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство /за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами/, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в

границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

Часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относит в том числе, подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений, под которыми в силу его статьи 1 следует понимать - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений /часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований в виде поселений являются генеральные планы поселений.

Согласно частям 1, 3, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов /в том числе границ образуемых населенных пунктов/, входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа /часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации/.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц /часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации/.

Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов /пункт 1/; границы городских,

сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а таюке пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам /пункт 2/.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В силу части 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: 1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

Таким образом из системного токования указанных выше положений закона следует, что в отсутствие условий указанных в части 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка утверждения генерального плана в силу его статьи 9 является обязательным, то есть соответственно обязательным является и установление границ муниципального образования, поскольку в противном случае разрешение вопросов местного значения поименованных в статье 14 Федерального закона № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было бы невозможным без установления границ муниципального образования.

В судебном заседании установлено и подтверждается объяснениями представителя ответчика ФИО1, что каких-либо решений освобождающих в соответствии с частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацию села от подготовки и утверждения генерального плана представительным органом не принималось.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках..., которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают

прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме /семантические сведения/ и графической форме /графические сведения/ и состоит, в том числе из реестра сведений о границах муниципальных образований...

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом /часть 4 статьи 7 Закона № 218- ФЗ/.

Согласно части 1 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы /содержащиеся в них сведения/ для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений /актов/: об установлении или изменении границ населенного пункта /пункт 8/.

В силу части 18 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" обязательным приложением к документам /содержащимся в них сведениям/, направляемым в орган регистрации прав в соответствии с 8 и названной статьи, является карта /план/ объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве".

В судебном заседании установлено и подтверждается ответом Управления Росреестра по Ставропольскому краю ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" от 19 мая 2017 года, что в Едином государственном реестре прав на недвижимость отсутствуют сведения о границах муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района.

Аналогичные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика ФИО1

В этой связи, суд констатирует, что администрацией муниципального образования Янкульского сельсовета действительно было допущено незаконное бездействие в части непринятия мер по установлению границ муниципального образования и передаче соответствующий документов в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр сведений о границах муниципального образования.

В силу конституционных предписаний, деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения

Конституции Российской Федерации, законов, злоупотребления своими полномочиями, невыполнения возложенных обязанностей, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач, органы местного самоуправления несут ответственность перед населением и государством.

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что допущенное администрацией муниципального образования Янкульского сельсовета незаконное бездействие по непринятию мер по установлению границ, действительно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на приобретение и использование земельных участков в пределах границ населенного пункта, препятствуем устойчивому развитию территорий, а также не позволяет определить ответственный населенный пункт за содержание земельных участков, расположенных на общей границе поселений, а потому приходит к убеждению о признании его незаконным.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводс I на Российской Федерации по результатам рассмотрения административно! о дела об оспаривании решения, действия /бездействия/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия /бездействия/ незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранит!, нарушения прав, свобод и законных интересов администра i iibiioi о истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлении) прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление в установленный с\ том срок.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что для подготовки необходимых току ментов устанавливающих границы земельного участка необходимы временные затраты, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального Янкульского сельсовета Андроповского района обязанность в и мение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную i п iy принять меры к направлению в регистрирующий орган докумен тов неоохо щмых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое! 1.1 ве 1спий о границах муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-182, 227 Кодекса админие I pa i intnoi о судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые фебования прокурора заместителя прокурора Андроповского района, neiu my mi него в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенною крута лица, к администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района по непринятию мер по


предоставлению в регистрирующий орган документов необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о границах муниципального образования незаконными и обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района по непринятию мер по предоставлению в регистрирующий орган документов необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о границах муниципального образования - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры к направлению в регистрирующий орган документов необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимость сведений о границах муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района в шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить суду и прокурору Андроповского района Ставропольского края о его исполнении.

П.О. Куцуров

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи/$4телляционной жалобы через Андроповский районный суд.

Судья