ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5448/2021 от 14.06.2021 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-5448/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 14 июня 2021 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Ким А.А.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ-о, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее Департамент), в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно», возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно по адресу: <адрес>. В обоснование административного иска указала, что административным истцом были представлены все документы и соблюдены все условия.

Представитель административного истца ФИО1, в судебном заседании административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2, в судебном заседании с административным иском ФИО3 не согласилась в полном объеме, просила в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных представителем возражениях на административное исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление ФИО3 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, для индивидуальной жилой застройки, по адресу: <адрес>

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 958 кв.м, для размещения жилого дома по адресу: <адрес>. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок, образования которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания; в утвержденном проекте межевания территории элементов улично-дорожной сети в границах планировочного района «<данные изъяты>» отсутствует земельный участок в испрашиваемых границах, испрашиваемый земельный участок частично пересекает границы земельного участка с условным номером : с разрешенным использованием - «земельные участки (территории) общего пользования»; в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов регионального и местного значения.

В силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, суд должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статей 39.16 данного Кодекса. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В оспариваемом решении департамента не указаны правовые основания для принятия такого решения обоснованные ссылками на основания, предусмотренные конкретными нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из фрагмента схемы Генерального плана городского округа город Тюмень следует, что испрашиваемый земельный участок частично пересекает территорию улично-дорожной сети.

Согласно постановлению администрации города Тюмени от 06 сентября 2017 года «Об утверждении проектов межевания территории улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени», земельный участок частично пересекает границы земельного участка с условным номером с разрешенным использованием - земельные участки (территории) общего пользования».

В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения – это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Подпункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка предусматривает его предназначенность для размещения объектов местного значения в соответствии с утверждённой документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Проект межевания территории относится к видам документации по планировке территории (пункт 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 той же статьи подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Таким образом, буквальный смысл подпункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ предполагает, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является планирование размещения в границах этого участка именно объекта капитального строительства, относящегося к объектам местного значения.

В оспариваемом решении Департаментом не указаны сведения, для размещения (строительства) какого объекта регионального и местного значения предназначен участок, сведений о том, что в соответствии с документацией по планировке территории указанный земельный участок (часть его) предназначен для размещения объектов регионального значения, не имеется.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно гражданам, указанным в статье 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», определяются в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципальных образований, на территории которых осуществляется такое предоставление (статья 4 названного Закона).

При обращении ФИО3, к административному ответчику с вышеуказанным заявлением, административный истец указала на то, что на корректировку границ она согласна.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО3

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ-о, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно».

Возложить на административного ответчика Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО3

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 18 июня 2021 года.

Судья А.А. Жижин