ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-544/20 от 26.06.2020 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-544/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2020 года город Сокол

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующей судьи Новиковой С.Е.,

при секретаре Пекарской И.И.,

с участием представителя административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области Пахолкова А.В.,

представителя ответчика администрации города Сокола по доверенности Шилова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области к администрации города Сокола о возложении обязанности по направлению в орган регистрации прав документы для исключения сведений о границах города Сокола, имеющих пересечения с лесными участками,

установил:

Административный истец Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сокол о возложении обязанности направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области документы для исключения сведений о границах города Сокола, имеющих пересечения с лесными участками, в кварталах (выделах) № 2 (6ч) ТОО «Сухона» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; № 9 (6ч, 8ч, 9ч,10ч) ТОО «Новое» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; №151 (1ч, 5ч, 6) Сокольского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что решением Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2019 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области от 28 мая 2010 г. № 105 «Об утверждении генерального плана города Сокола» в части включения в границы города Сокола лесных участков в кварталах (выделах) № 2 (6ч) ТОО «Сухона» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; №9 (6ч, 8ч, 9ч, 10ч) ТОО «Новое» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; № 151 (1ч, 5ч, 6) Сокольского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области. Судебное решение вступило в законную силу 20 ноября 2019 года. 26 сентября 2019 года Департаментом направлен запрос главам муниципальных районов Вологодской области о необходимости в срок до 1 ноября 2019 года представить в письменном виде информацию об исполнении судебных актов по оспариванию генеральных планов поселений с приложением соответствующих документов. Как следует из ответов администрации Сокольского муниципального района и администрации города Сокол, а также письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области администрацией города Сокол решение Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года не исполнено в части исключения из ЕГРН сведений о границах город Сокол, имеющих пересечение с лесными участками.

Таким образом, в случае наличия в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, признанных недействующими на основании вступивших в законную силу решений судов, данный факт может быть признан ненадлежащим исполнением администрацией г. Сокол решения суда о признании недействующим решения об отмене генерального плана города Сокол.

Считает, что администрацией г. Сокол не исполнены обязательства по внесению в ЕГРН изменений в сведения о границе г. Сокол в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ, посредством предоставления соответствующих документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

В судебном заседании представитель административного истца Пахолков А.В. требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению, просит установить срок для исполнения указанных в иске требований – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации города Сокол Шилов Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в настоящее время разрабатывается новый генеральный план города Сокола, ведется согласование границ, считает заявленные требования преждевременными, поскольку необходимо вначале утвердить новый генеральный план, а затем вносить соответствующие сведения в ЕГРН.

Представитель заинтересованного лица Совета города Сокол в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыва не представил.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 18 октября 2016 г. № П/515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах населенных пунктов. На территории Вологодской области такие функции осуществляются филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области. Таким образом, документы для внесения изменений в сведения кадастра недвижимости необходимо направлять в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требований поддерживает.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что решением Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2019 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета города Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области от 28 мая 2010 г. № 105 «Об утверждении генерального плана города Сокола» в части включения в границы города Сокола лесных участков в кварталах (выделах) № 2 (6ч) ТОО «Сухона» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; №9 (6ч, 8ч, 9ч, 10ч) ТОО «Новое» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; № 151 (1ч, 5ч, 6) Сокольского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2019 года решение Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года оставлено без изменения.

Решение Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года вступило в законную силу 20 ноября 2019 года.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о Департаменте лесного комплекса Вологодской области утвержденным постановлением Правительства области от 24 сентября 2012 года № 1108 (далее - Положение), Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Департамент предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, готовит, организует и проводит торги на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение, проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, проектирует лесные участки на землях лесного фонда, обеспечивает разработку лесного плана Вологодской области, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории области, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах полномочий, установленных лесным законодательством, ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Вологодской области, и вносит в него изменения, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (п.п. 2.2.1-2.2.3, 2.2.6-2.2.11 Положения).

26 сентября 2019 года Департаментом направлен запрос главам муниципальных районов Вологодской области о необходимости в срок до 1 ноября 2019 года представить в письменном виде информацию об исполнении судебных актов по оспариванию генеральных планов поселений с приложением документов, подтверждающих: отмену/внесение изменений в решения представительных органов местного самоуправления об утверждении генеральных планов; опубликование сообщения о принятии решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в официальном печатном издании органа местного самоуправления; наличие/отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и/или городских и сельских поселений, поименованных в вышеуказанных судебных актах; внесение/невнесение сведений в ЕГРН об изменении границ населенных пунктов и/или городских и сельских поселений, поименованных в вышеуказанных судебных актах, с целью исполнения органами местного самоуправления требований законодательства с указанием уважительных причин такого невнесения.

Как следует из ответов администрации Сокольского муниципального района № 5191 от 15 октября 2019 года и администрации города Сокол № 4254 от 16 октября 2019 года, а также письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области № 0123/03926@ от 15 августа 2019 года администрацией города Сокол решение Вологодского областного суда от 21 мая 2019 года по делу № 3а-257/2019 не исполнено в части исключения из ЕГРН сведений о границах город Сокол, имеющих пересечение с лесными участками.

Внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании документов, направляемых уполномоченным органом.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости вносятся, в том числе описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии с пунктами 7, 8 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

Согласно части 16 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 18 октября 2016 года № П/515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах населенных пунктов. На территории Вологодской области такие функции осуществляются филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

На основании изложенного, администрацией г. Сокол не исполнены обязательства по внесению в ЕГРН изменений в сведения о границе города Сокола в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ, посредством предоставления соответствующих документов в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

Таким образом, требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по направлению в орган регистрации прав документов для исключения сведений о границах города Сокола, имеющих пересечения с лесными участками, подлежат удовлетворению. Органом регистрации прав является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Доводы представителя административного ответчика о преждевременности заявленных требований, необходимости вначале разработать и утвердить новый генеральный план городского поселения города Сокола не могут быть приняты во внимание судом, поскольку имеется вступившее в силу решение суда о признании не действующим решения о включении в границы города Сокола лесных участков, следовательно, границы населенного пункта изменились, у органа местного самоуправления возникла обязанность в силу пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ направить документы в орган регистрации права для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что неисполнение обязанности по внесению изменений в границы населенного пункта нарушает право административного истца как лица, на которое возложены полномочия собственника по использованию земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.

Руководствуясь статьей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Обязать администрацию города Сокол Вологодской области направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области документы для исключения сведений о границах города Сокола, имеющих пересечения с лесными участками, в кварталах (выделах) № 2 (6ч) ТОО «Сухона» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; №9 (6ч,8ч,9ч,10ч) ТОО «Новое» Кадниковского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области; №151 (1ч, 5ч, 6) Сокольского участкового лесничества Сокольского лесничества Сокольского района Вологодской области.

Установить срок для исполнения указанных требований – шесть месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в месячный срок со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья С.Е. Новикова