ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5459-2020 от 25.11.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

УИД 61RS0022-01-2020-009406-03

№2а-5459-2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 г. г. Таганрог Ростовской области

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к КУИ г.Таганрога об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к КУИ г. Таганрога о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом г. Таганрога в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указал, что является собственником нежилого здания, расположенного на вышеуказанном земельном участке. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, который находится у него в аренде. Административный истец обратился с заявлением в КУИ <адрес> о предоставлении ему в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. В соответствии с ответом от <дата> исх. 60.4.3/8171 ему было отказано в этом ввиду того, что данный земельный участок входит в зону особо охраняемых земель. Считает, что отказ в продаже земельного участка не соответствует требованиям закона, поскольку на указанный земельный участок, общей площадью 360 кв.м. с кадастровым номером не входит в зону особо охраняемых земель, что сведения о данной зоне не внесены в единый государственный реестр недвижимости. На основании чего просит признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом <адрес> в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью 360 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> обязав Комитет по управлению имуществом <адрес> устранить допущенные нарушения, путем направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В судебное заседание стороны не явились, извещались надлежащим образом. Дело в отсутствие не явившихся сторон рассмотрено в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

20.08.2020 года административный истец обратился в Комитет по управлению имуществом города Таганрога с заявлением о передаче земельного участка, имеющего кадастровый в собственность за плату со ссылкой на положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 04.09.2020 года исх. 60.4.3/8171 Комитет по управлению имуществом города Таганрога на поданное заявление ответил отказом, сообщив о нахождении земельного участка в границах зоны особо охраняемых природных территорий города в силу постановления Мэра города Таганрога от 12.09.2008 N4935 «Об установлении особо охраняемых территорий».

Полагая, что отказ дан в нарушение норм действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, ФИО1 обратился в суд с настоящим требованием.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Если иное не установлено статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении о предоставлении участка, закреплены в пункте 1 названной статьи; к заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 –6 пункта 2 статьи 39.15 данного Кодекса.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из перечисленных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действий.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Закреплено в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6), разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.14).

В силу пункта 2, подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые сослался комитет в решении от 04.09.2020 года, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Из положений нормативного правового акта органа местного самоуправления следует, что спорный земельный участок согласно приведенному к постановлению перечню включен в состав земель рекреационного назначения.

Согласно положениям статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу пункта 2 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли. Земли рекреационного назначения входят не только в состав земель особо охраняемых природных территорий, поскольку рекреационная зона может быть и среди земель населенных пунктов (пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением мэра г. Таганрога от 12.09.2008 N4935 «Об установлении особо охраняемых территорий г.Таганрога» предусмотрена возможность строительства на землях рекреационного назначения «4. Пушкинская набережная, пляж». Площадь предоставляемого под строительство земельного участка не может превышать более 5% площади, подлежащей застройке по утвержденному плану. Рекреационная зона предусматривает строительство объектов недвижимости культурно-развлекательного, торгового, спортивного назначения, гостиниц, пляжей. Строительство кафе было осуществлено при наличии получения разрешения на строительство. Объект также введен в эксплуатацию при наличии соответствующего разрешения государственного органа. Данные решения не были обжалованы заинтересованным лицом.

В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

При этом согласно пункту 10 указанной статьи в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законом о земле (пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В отношении земельных участков земель рекреационного назначения земельным законодательством Российской Федерации, не предусмотрен запрет на предоставление в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером не расположен в пределах особо охраняемой природной территории, а нахождение его в особо охраняемой территории <адрес> (на основании постановления от <дата> N 4935) на оборотоспособность участка не влияет.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень территорий общего пользования не является закрытым. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 No 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

В соответствии с постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу №А53-7964/2018, имеющем преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, было установлено, что смежный земельный участок, обшей площадью 1 380 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не входит в зону особо охраняемых земель.

Заявленная цель предоставления земельного участка соответствует его фактическому использованию –для эксплуатации кафе, испрашиваемая площадь соответствует площади, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания на нем расположенного. При выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию органы государственной власти не возражали против строительства указанного здания на земельном участке, выделенном для строительства помещений кафе. Размещение на данной территории здания кафе соотносится с целями предоставления земельных участках в зоне ОД1.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к КУИ г.Таганрога об оспаривании решения - удовлетворить.

Признать незаконным отказ КУИ г.Таганрога, выраженный в письме от 04.09.2020 года исх. № 60.4.3/8171, в выкупе земельного участка, общей площадью 360 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> обязав КУИ г.Таганрога устранить допущенные нарушения и направить административному истцу проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд разъясняет о необходимости сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Председательствующий А.В. Семеняченко