ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5463/2023 от 20.11.2023 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-5463/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи

Краснодарский край 3 ноября 2023 года

Текст мотивированного решения изготовлен 20 ноября 2023 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Чистякове В.В., представителя административных истцов по доверенности – Михина Е.Е., ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице представителя по доверенности – Зейтуняна С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аведян Сусанны Андрониковны и других (135 истцов) в лице представителя по доверенности – Михина Е.Е. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Аведян С.А. и другие (135 истцов) в лице представителя по доверенности Михина Е.Е. обратились в суд с административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее – администрация г. Сочи) о признании незаконным бездействия.

В обоснование заявленных требований указано на следующее.

Административные соистцы находятся на учете в департаменте имущественных отношении администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи как граждане имеющие трех и более детей в качестве лиц имеющих право на получение земельного участка бесплатно на основании следующих распоряжений департамента имущественных отношений администрации города-курорта Сочи: распоряжение -р от 19.06.2015 (Е.А. Карнезян); распоряжение -р от 24.06.2015 (С.А. Аведян, Л.В. Рогачева, Н.А.Нейман); распоряжение -р от 25.06.2015 (К.М. Даниелян, Н.В. Арутюнян, С.С.Кузнецов);распоряжение -р от 26.06.2015 (Э.Р. Петросян); распоряжение -р от 26.06.2015 (Д.А. Нубарьян); распоряжение -р от 30.06.2015 (Е.А. Иконникова); распоряжение -р от 30.06.2015 (Е.А. Бабкина); распоряжение -р от 02.07.2015 (Ю.Г. Цивцивадзе С.В. Хейшхо); распоряжение -р от 02.07.2015 (С.П. Волков); распоряжение -р от 02.07.2015 (О.Н. Шапошникова, В.М. Пискурев); распоряжение -р от 06.07.2015 (Н.А. Ухова); распоряжение -р от 06.07.2015 (А.Х. Нубарян); распоряжение -р от 13.07.2015 (Е.И. Шутова, Е.П. Фетисова); распоряжение -р от 16.07.2015 (И.И. Напсо); распоряжение -р от 20.07.2015 (Т.Г. Чупкова); распоряжением -р от 23.07.2015 (Н.Е. Шкутова); распоряжение -р от 30.07.2015 (Ю.А. Юкальчук); распоряжение от 06.08.2015 (А.Г. Сагилян); распоряжение от 26.08.2015 (Э.С. Саакян); распоряжение от 26.08.2015 (К.В. Костина); распоряжение от 28.08.2015 (А.М. Брестер); распоряжение от 02.09.2015 (В.С. Левшина); распоряжение от 07.09.2015 (Д.А. Костин); распоряжение от 22.09.2015 (Т.В. Денисова); распоряжение -р от 05.10.2015 (С.В. Валяева); распоряжение -р от 22.10.2015 (И.Ю. Чанба); распоряжение -р от 23.11.2015 (Г.А. Ипекчян); распоряжение от 22.01.2015 (Е.А. Иванова); распоряжение -р от 08.02.2016 (Т.Т. Шлибанова); распоряжение -р от 16.02.2016 (И.В. Попова); распоряжение -р от 28.03.2016 (Е.В. Фисенко); распоряжение -р от 05.07.2016 (А.Ю. Предзиглей); распоряжение от 18.07.2016 (А.В. Макрий, А.А. Самульцова, И.А. Сергеева); распоряжение от 11.10.2016 (Н.А. Палыга ( ранее Исаева); распоряжение 1508-р от 03.11.2016 (Е.Л. Балкашина, В.О. Кузьмич); распоряжение -р от 09.11.2016 (О.А. Закирничная); распоряжение -р от 06.12.2016 (Н.Н. Сидельникова); распоряжение от 30.12.2016 (Н.О. Батяева (ранее Алиева)); распоряжение -р от 01.09.2016 (А.С. Харченко); распоряжение -р от 14.06.2016 (Т.В. Хомчук); распоряжение -р от 22.12.2016 (О.В.Макарченко, Е.А. Чернопольская); распоряжение от 10.01.2017. (Е.В. Штурбабина); распоряжение -P от 17.01.2017 (А.С. Муселимян, Э.С. Гайду (Котлярова), О.А.Девяткина); распоряжение -р от 03.02.2017 (О.М.Новосельцева); распоряжение -р от 03.05.2017г. (В.А.Селезнева); распоряжение -р от 18.05.2017г. (Н.А.Исакова ( ранее Усатая); распоряжение от 30.05.2017г. (А.В.Гринченко); распоряжение от 26.10.2017г. (Н.Н.Жукова); распоряжение -р от 22.11.2017г. (А.А.Давыденко, А.Н.Балабанникова); распоряжение -р от 29.01.2018г. (О.А.Кублицкая); распоряжение -р от 16.02.2018г. (Е.В.Литвинова); распоряжение -р от 06.03.2018г.(Е.А.Рябова); распоряжение -р от 20.04.2018г. (Н.А.Шахова); распоряжение -р от 28.06.2018г. (Е.В. Гавриленко, В. П.Холод); распоряжение -р от 27.07.2018г. (О.С.Арсёнова); распоряжение -р от 16.08.2018г. (Е. А.Мащенко); распоряжение -р от 27.08.2018г. (В.В.Лавров); распоряжение -р от 15.10.2018г. (Е.А.Рожкова); распоряжение -р от 20.11.2018г. (Л.А.Савич); распоряжение -р от 04.12.2018г. (О.В.Колошина); распоряжение -р от 26.03.2019г. (Н.Г. Медянникова); распоряжение -р от 13.05.2019г. (Л.П. Конопелькина); распоряжение -р от 23.05.2019- (Т.. Коаова.; распоряжение -р от 04.07.2019 (А.Г. Цулукидзе); распоряжение -р от 22.07.2019г. (Э.С. Ярчевская, У.С.Дъяконова, И.В.Лактионова); распоряжение -гр от 30.09.2019: (С Болковская); распоряжение -р от 31.10.2019г. (О.С. Балабекян); распоряжение -р от 26.11.2019г. (Н.А.Данилова, Ю.В. Михайлова); распоряжение -р от 10.12.2019г. (О.В. Фархутдинова); распоряжение -р от 15.01.2020г. (А.А. Тарасов); распоряжение -р от 03.02.2020г. (К.ЮЮ. Кудряшова,М.С.Романова); распоряжение -р от 13.08.2020г. (В.П.Попов); распоряжение -р от 01.09.2020г. (О.С.Сафронова, О.Д.Барзамашвили); распоряжение -р от 04.09.2020г. (Л.А.Базыма); распоряжение -р от 28.09.2020г. (Н.Н. Лушникова, А. Н.Бойко); распоряжение -р от 02.11.2020г. (М.В.Сахно); распоряжение № l-p от 11.01.2021г. (Л.Н.Леонов); распоряжение -р от 18.01.2021г. (А.В. Тюлюкин); распоряжение -р от 05.02.2021г. (А.В.Магда); распоряжение -р от 26.02.2021 г. ( А.А.Симовоньян); распоряжение -р от 30.03.2021 г. (E.B. Кабов); распоряжение -р от 06.04.2021г. (А.К.Едигарян); распоряжение -р от 13.04.2021г. (Е.Ю.Мельникова,А.В.Московских); распоряжение -р от 20.04.2021г. (Л.С.Сергиенко); распоряжение -р от 04.06.2021г. (А.Р.Гукасян); распоряжение -р от 25.08.2021г. (Н.В.Лапшичева); распоряжение -р от 21.09.2021г. (E.A.Веткина); распоряжение -р от 12.10.2021г. (Е.А.Миянович); распоряжение -р от 18.10.2021г. (Р.Е.Романов,М.А.Василенко); распоряжение -р от 10.01.2022г. (Т.Б.Губина); распоряжение -р от 14.02.2022г. (И.В.Петрова); распоряжение -р от 18.02.2022г. (К.А.Кварацхелия); распоряжение -р от 21.04.2022г. (И.В.Аскерова); распоряжение от 05.05.2022г. (В.С.Четаева); распоряжение от 15.07.2022г. (О.В.Перго); распоряжение от 29.08.2022г. (С.В. Павловская, Д.С.Чернышов); распоряжение от 12.09.2022г. (Ю.Н.Конева); распоряжение от 05.12.2022г. (В.В.Семенищев); распоряжение от 15.03.2023г. (E.C.Ерастова); распоряжение от 07.02.2023г. (Я.В.Ханцевич); распоряжение от 06.03.2023г. (Б.Г.Акобян); распоряжение -р от 07.04.2023г. (Л.В.Айрапетян); распоряжение -р от 15.05.2023г. (Е.В. Картаси-Верник, А.М.Гимазетдинова).

В настоящее время, на основании муниципального контракта от 09.08.2021 ? ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» разрабатывает проект генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи. Заказчиком разработки проекта ? генерального плана является администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

В ходе изучения проекта генерального плана по состоянию на сегодняшний день установлено, что разработчики генерального плана провели большой объём работы по изучению особенностей земельной и градостроительной ситуации на территории Сочи и выявили ряд проблемных вопросов затрудняющих развитие города и исполнение социально значимых государственных задач.

В частности, весь земельный фонд на территории муниципального ? образования городской округ город-курорт ? Сочи ? основному целевому ? использованию делится на 6 категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населённых пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - емли промышленности и иного специального назначения); земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда.

Из общей площади территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи находится 2,13 %; в собственности Российской Федерации 94,90 %, в собственности Краснодарского края 0,38 %; в собственности граждан и юридических лиц находится 2,59 %.

Также в проекте генерального плана отмечено, что границы некоторых населенных пунктов не установлены. В частности, не установлены границы поселка городского типа Дагомыс. В связи с этим, в проекте генерального плана отмечена необходимость установки границ населенных пунктов. ? Разработчики проекта плана, указали в плане различные национальные проекты, которыми они руководствовались при создании концепции генерального плана и прогноза развития территории Сочи.

В частности есть ссылка на Паспорт Национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), который устанавливает в частности следующую цель: увеличение суммарного коэффициента рождаемости (до 1,7 детей на 1 женщину).

Иных упоминаний демографических вопросов (кроме анализа и прогноза увеличения численности населения) в проекте генерального плана не имеется. О том, что в администрации города-курорта Сочи состоит на учёте для получения земельного участка 6500 многодетных семей, в которых воспитываются около 20 тыс, детей - в проекте генерального плана нет указаний.

В ходе изучения проекта генерального плана установлено, что планом предусмотрено в частности: создание 6 новых кладбищ общей площадью 30,33 га ( в населенных пунктах <адрес>, <адрес>); расширение существующих кладбищ на 34,39 га ); создание новых 659 скверов, 112 бульваров,96 парков и 37 салов на общую площадь 1 тыс 471 г; создание 209 плоскостных спортивных сооружений общей площадью 545тыс.836 квадратных метров ( 54,58 га) 5) создание кампуса ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» площадью 40 га.

Создание многих из вышеуказанных объектов предусмотрено исходя из предложений заинтересованных лиц и организаций.

В частности, создание кампуса на площади 40 га предусмотрено на основании письма из ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университел» от 24.10.2022 - «О необходимости запланировать в генеральном плане 40 га земли для строительства кампуса университета».

Перечень писем заинтересованных организаций указан в Книге 8 проекта генерального плана, которая называется «Материалы по обоснованию».

При изучении перечня писем заинтересованных организаций обнаружено, что в этом перечне нет писем от департамента имущественных отношении администрации города-курорта Сочи.

Таким образом, имеются основания полагать, что департамент имущественных отношений (который осуществляет постановку на учёт многодетных семей и ведет очередь на получение земельных участков) не заинтересован в исполнении своих обязанностей по обеспечению многодетных семей земельными участками, мер по решению данной проблемы не предпринял ранее и не предпринимает в настоящее время. На неоднократные обращения многодетных семей в органы власти и местного самоуправления как местного, так и краевого уровня, приходили письменные ответы (например ответ из ДИО администрации города-курорта Сочи от 03.10.2022. исх. No0П-9778/22 и ответ из департамента архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Сочи от 06.03.2023г. исх. No021.01-18.I1-602/23), где было указано, что концепцией генерального плана города-курорта Сочи, выделение земельных участков для многодетных семей не предусмотрено до 2044 года.

После изучения проекта генерального плана, стало понятно почему многодетные семьи не указаны в концепции плана, потому что департамент имущественных отношений администрации города-курорта Сочи не внес (предусмотренные ст.24 Градостроительного кодекса) предложения о включении в генеральный план проблемы многодетных семей и разработчику проекта генерального плана просто ничего неизвестно о существующей очереди многодетных семей на получение земельных участков предусмотренных законом.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 9 нормативно-правовых актов, в которых так или иначе закреплено право многодетных семей на получение бесплатно земельных участков.

Конституция РФ ( ст.7).

Указ Президента РФ № 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Земельный кодекс ( ст.39.5), Указ Президента РФ N240 от 29.05.2017 года "Об объявлении в России Десятилетия детства", закон Краснодарского края N3085-K3 от 26.12.2014г. "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. N 1375-p «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства» ( п.4 и п.5 Плана); распоряжение Правительства РФ N122-р от 23.01 2021г." Об утверждении лана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027г."( п.29 и п.30 Плана); Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»; Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-Ф3 "О содействии развитию жилищного строительства" Ни один из вышеперечисленных нормативных актов (кроме Земельного кодекса) не указан в проекте генерального плана города-курорта Сочи.

Вместе с тем, проект генерального плана очень обширный и подробный документ, содержащий 5 тыс.568 страниц текстовых и графических материалов и ни одной страницы о наличии очереди многодетных семей города Сочи на получение земельного участка предусмотренного законом.

В п.9.1 Методических рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. N 244 закреплено определение генерального плана. Генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением программ (стратегий) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городских округов и муниципальных районов и определять стратегию градостроительного развития поселения, городского округа.

Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

В ст. 23 Градостроительного кодекса РФ содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа» имеется пункт 7, в котором указано, что в генеральном плане содержится перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Согласно п.10 ст.24 Градостроительного кодекса РФ «Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа» заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской федерации, генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов). входящих в состав поселения или городского округа.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-Ф3 "О переводе земель или земельных участка из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Таким образом, генеральный план является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. В ходе сбора доказательств для административного искового заявления, был проведен нотариальный осмотр проекта генерального плана находящегося на официальном сайте администрации города-курорта Сочи по адрсу:https:/sochi.ru/zhizn-goroda/gradostroi/arkhitektura/obsh-obsuzhd/197665/.

B проекте генерального плана, на стр.24-29 раздела «Введение» Книги 1, указан исчерпывающий перечень законов и нормативно-правовых актов которыми руководствовался разработчик при разработке проекта генерального плана.

В указанном перечне отсутствуют законы и нормативные акты, которыми закреплено право многодетных семей имеющих трех и более детей на получение бесплатно земельного участка.

Данный факт доказывает, что заказчик в лице администрации города-курорта Сочи не ставил перед разработчиком генерального плана задачу на реализацию прав многодетных семей.

В ходе сбора материалов для административного искового заявления, был проведён адвокатский опрос многодетных семей, которые неоднократно подавали обращения и жалобы на нарушение своих прав на получение земельного участка и отсутствие в проекте генерального плана города-курорта Сочи сведений о наличии очереди состоящих на учёте в Департаменте имущественных отношений администрации города-курорта Сочи многодетных семей и мер по реализации прав многодетных семей имеющих трех и более детей на получение земельного участка.

В ходе опросов было установлено, что многочисленные обращения и жалобы не принесли результата, а в некоторых ответах из органов власти, прямо предлагается обращаться за судебной защитой в порядке КАС РФ. 30.06.2023г. в администрацию города-курорта Сочи была подана досудебная претензия на нарушение прав многодетных семей имеющих трех и более детей при разработке проекта генерального плана города-курорта Сочи.

Ответ на досудебную претензию до настоящего времени не поступил.

Бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи при разработке проекта генерального плана города-курорта Сочи в нынешнем виде нарушает права и законные интересы многодетных семей города-курорта Сочи имеющих трех и более детей, создает препятствия для реализации права на получение земельного участка бесплатно, а также противоречит ст.7 Конституции РФ в которой Российская Федерация провозглашена социальным государством, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи выражающееся в невключении в проект генерального плана города-курорта Сочи сведений о стоящих на учёте в очереди на получение земельного участка многодетных семей имеющих трех и более детей и в отсутствии в проекте генерального плана мер по реализации законов и иных нормативных актов закрепляющих право многодетных семей имеющих трех и более детей на получение земельного участка бесплатно.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (как заказчика разработки генерального плана города-курорта 3. Сочи) осуществить действия для включения в генеральный план города-курорта Сочи мер по реализации права многодетных семей имеющих трех и более детей на получение бесплатно земельного участка, а именно: -отразить в генеральном плане существующую очередь многодетных семей имеющих трех и более детей на получение земельного участка бесплатно; -предусмотреть в генеральном плане расширение границ населенных пунктов с последующим изменением категории и вида разрешенного использования земли с целью реализации права многодетных семей имеющих трех и более детей на получение бесплатно земельного участка.

Предусмотреть в генеральном плане иные конкретные меры по реализации предусмотренных законом прав многодетных семей имеющих трёх и более детей на получение земельного участка бесплатно.

В судебном заседании представитель истцом по доверенности Михин Е.Е. поддержал заявленные требования, наставал на их удовлетворении.

Ответчик административные исковые требования не признал, просил суд отказать их удовлетворении. В подтверждение своей позиции просил суд принять во внимание следующее.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц. В данном случае, как уже указано в административном иске, что разработчики генерального плана провели большой объём работы по изучению особенностей земельной и градостроительной ситуации на территории города Сочи.

Градостроительная деятельность в части разработки градостроительной документации осуществляется с целью обеспечения планирования дальнейшего поступательного развития территории, ее рационального использования, привлечения инвестиций, обеспечения потребностей населения.

При подготовке градостроительной документации следует руководствоваться положениями законодательства в области регулирования градостроительной деятельности, нормативно-техническими документами в области градостроительства, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В отношении предложения о сокращении площади планируемой зоны озелененных территорий общего пользования, сообщаем, что озелененные территорий населенных пунктах есть нормируемая величина, обеспечивающая право каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время площадь озелененных территорий общего пользования составляет 123,8 га, то есть показатель площади озелененных территорий общего пользования на одного человека составляет 1,7 м2/чел. Согласно Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края, с учетом повышающего коэффициента для городов-курортов, площадь общегородских озелененных территорий должна составлять не менее 12,5 м2 /чел., площадь озелененных территорий жилых районов не менее 7,5 м2 /чел., то есть, суммарный нормативный показатель составляет 20 м2 /чел.

Выполнение мероприятий по увеличению площади озелененных территорий общего пользования на 1471,6 гектар, предложенных генеральным планом, позволит увеличить суммарную площадь озелененных территорий общего пользования до 1593,17 гектар, а показатель обеспеченности на одного жителя довести до нормативного - 20 м2 /чел.

По вопросу увеличения территории кладбищ. Согласно обмерам картографической подосновы, в муниципальном образовании площадь кладбищ, свободная для захоронений в границах действующих кладбищ, составляет 97,1 га.

Для достижения нормативных показателей генеральным планом предусмотрено выделение новых территорий для ритуальной деятельности, суммарной площадью 69,69 га, а именно: - реконструкция 23 существующих кладбищ с увеличением площади их территорий на 42,52 га; - размещение 5 новых кладбищ для традиционного захоронения, а также урновых захоронений после кремации, суммарной площадью 27,17 га; - строительство крематория.

Таким образом, суммарная площадь кладбищ, свободная для захоронений, к расчетному сроку проекта генерального плана составит 166,79 га, что полностью соответствует потребности в ритуальном обслуживании населения муниципального образования.

Принимая во внимание, что город Сочи обладает статусом города-курорта федерального значения, его уникальные природные богатства и рекреационные возможности являются национальным достоянием Российской Федерации и ввиду отсутствия свободных территорий, отвечающих требованиям законодательства в части предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, в связи с чем принимаются дополнительные меры по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, а именно.

Законом предусмотрена возможность постановки на учет с целью дальнейшего приобретения прав на земельный участок на территории других муниципальных образований Краснодарского края без смены места жительства, за исключением городских округов и городских поселений в составе муниципальных районов.

Также Законом предусмотрено предоставление иной социальной меры.

Порядок, условия и размер компенсационной выплаты в качестве иной социальной меры установлены постановлением губернатора Краснодарского края от 20.12.2022 № 972.

Правом на компенсационную выплату обладают граждане, оформившие жилищный кредит. Прием заявлений осуществляется государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» (телефон для справок: , официальный сайт: , адрес электронной почты: ). Указанная информация также сообщается многодетным гражданам в ходе телефонных разговоров и на личных приемах.

Количество граждан, обратившихся за компенсацией - 116 человек. Количество граждан, снятых с учета, в связи с получением компенсации - 19 человек.

Количество граждан, вставших на учет в другом муниципальном образовании - 46 человек.

Проектом генерального плана планируется установление зоны индивидуальной жилой застройки, для территорий, имеющих в настоящее время иное назначение. Таким образом, проектом генерального плана выделены территории, которые могут быть использованы для предоставления различным категориям жителей, имеющим право на получение земельных участков, в том числе по рассматриваемой социальной льготе.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованием ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, указывающих на нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также обстоятельств, подтверждающих соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд. На административного ответчика в настоящем деле действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. А также обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом административные истцы состоят на учете в департаменте имущественных отношений в качестве лиц, имеющих троих и более детей, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.

Однако, с момента постановки на учет и до настоящего времени (последних пять лет) не получили в собственность бесплатно земельный участок в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи.

Полагают, что их права на получение земельного участка на льготных основаниях нарушены в том числе и в соответствии с неверно разработанным проектом генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

На территории Краснодарского края предоставление земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, регулируется Законом Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

По смыслу статьи 3 названного закона, в собственность бесплатно земельный участок может быть предоставлен заявителю, состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее Перечень).

С учетом требований части 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.

В перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

В силу части 2 названной нормы Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям (далее - Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа.

Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа. В случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ), а также - с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункты 4 и 5 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.

Так, Генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. N 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Проектом генерального плана планируется установление зоны индивидуальной жилой застройки для территорий, имеющих в настоящее время иное значение (Проект генерального плана муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - Книга 8, Приложение 2.2.).

Из чего судом установлено, что проектом генерального плана выделены территории, которые могут быть использованы для предоставления различным категориям жителей, имеющим право на получение земельных участков, в том числе и многодетным семьям, находящимся на специализированном учете.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу изложенного, выводы административных истцов о допущенном административным ответчиком администрацией города Сочи бездействии, выразившемся в невключении в проект генерального плана города-курорта Сочи сведений о стоящих на учете в очереди на получение земельного участка многодетных семей, являются необоснованными, поскольку генеральным планом предусмотрено выделение территории для предоставления различным категориям жителей, в том числе и по категории льготы на получение земельного участка бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

Поскольку наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствий оспариваемого бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца по делу не установлена, суд полагает правомерным отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требованиях Аведян Сусанны Андрониковны и других в лице представителя по доверенности – Михина Е.Е. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня постановления его в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.

Судья И.А. Куц