ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/2022 от 31.05.2022 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0008-01-2021-002599-25 дело №2а-546/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 года г. Сосногорск

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Мухиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Патракеева ФИО8 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми,

установил:

Патракеев И.Н. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее также – СИЗО-2), Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации в размере 200 000 рублей за нарушение условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившихся в следующем: по прибытии в СИЗО-2 не был осмотрен врачом, из постельных принадлежностей выдали лишь матрас и подушку, которые были грязные и влажные, в последующем выдавалось постельное белье ненадлежащего качества; в камерах: было влажно и холодно, плохое освещение, отсутствовали холодильник, тумбочка, бачок для питьевой воды, таз для стирки одежды, смыв в туалете был неисправный, просьбы починить игнорировались, как и просьбы перевести в другую камеру; во всех камерах отсутствовало горячее водоснабжение; питьевая вода была ненадлежащего качества; питание было скудным, выдавалось в грязных тарелках, не соблюдались нормы выдачи диетического питания (свежие овощи, фрукты, сок не давали, мясо – 2-3 раза за весь период содержания, яйцо и творог – раз в неделю), из-за выдачи молока со льдом объявлял голодовку; предметы личной гигиены (мыло, зубную пасту, туалетную бумагу) выдавали не регулярно, зубную щетку и бритвенные станки не давали; был переведен в большую камеру, в которой не было умывальника, вместо унитаза была чаша, отсутствовала верхняя часть двери в санузел, личные вещи и продукты стояли на полу, не хватало личного пространства, присутствовали крысы; в обыскных помещениях находился с курящими; личные вещи в стирку не принимали, приспособлений для сушки и глажки вещей в камере нет, приходилось надевать влажную одежду при выходе на улицу, подвергая себя переохлаждению, часто болел; в душевой комнате испытывал дискомфорт, дожидаясь своей очереди голым, поскольку из 8 леек не все работали, а дожидаться в раздевалке нельзя. Данные бытовые условия и действия администрации СИЗО-2 нанесли непоправимый вред здоровью истца, имеющего хронические заболевания, и причинили истцу нравственные и физические страдания.

Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Патракеев И.Н., участвуя посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении требований настаивал по доводам иска, после перерыва в судебном заседании не участвовал.

Административные ответчики, заинтересованные лица своих представителей в суд не направили, извещены надлежаще. В направленном в суд отзыве представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Тумаева С.А. просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие нарушений условий содержания истца в СИЗО-2.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Установлено, что Патракеев И.Н. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (г.Сосногорск, п. Лыаёль, 13) в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту также Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189 (далее по тексту также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).

Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно правовой позиции, изложенной пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.

В период содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск.

В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ, приказом Минюста России от 28.05.2001 №161-дсп были утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России).

Согласно пункту 14.15 СП 15-01 Минюста России подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к умывальникам, в том числе в камерах.

В соответствии с пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, здания исправительных учреждений и следственных изоляторов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.0401-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. №245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.

Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать в том числе к умывальникам в камерах.

Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 24.11.2020 по делу №2-613/2020 по иску Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением:

камеры №, карцеры № режимного корпуса ,

камеры №, режимного корпуса ,

камеры №, режимного корпуса ,

камеры №, камеры специального блока № режимного корпуса ,

в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в которых в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался Патракеев И.Н., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми не оспаривался, доказательств обеспечения административного истца горячей водой в соответствии с требованиями пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, то есть ежедневно с учетом потребности, административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, истец на протяжении 2 месяцев и 10 дней был лишен возможности поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени в связи с отсутствием в камерах СИЗО-2 горячей воды, что свидетельствует о нарушении условий его содержания в СИЗО-2.

В остальной части заявленных требований нарушения условий содержания допустимыми доказательствами со стороны административного истца не подтверждены, а напротив, опровергаются представленными стороной административных ответчиков доказательствами.

Из суточной ведомости прибытия и справки начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми следует, что Патракеев И.Н. прибыл в СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 20 минут, в связи с чем размещение в камере осуществлялось ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно камерной карточке, справкам начальника отдела режима и надзора ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми Патракеев И.Н. в период пребывания в СИЗО-2 размещался:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в камере общей площадью 13,9 кв.м (площадь санузла – 1,6 кв.м), в которой содержался один,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в камере общей площадью 27 кв.м (площадь санузла – 1,4 кв.м), в которой содержалось от 1 до 4 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в камере общей площадью 33,4 кв.м (площадь санузла – 1,4 кв.м), в которой содержалось от 4 до 8 человек,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в камере общей площадью 22,5 кв.м (площадь санузла – 2,2 кв.м), в которой содержалось от 5 до 8 человек.

Указанное подтверждается книгами количественной проверки №.

Административный истец пояснял, что в камерах было тесно, норма площади на одного человека не соблюдалась.

Положениями статьи 23 Федерального закона №103-ФЗ предусмотрено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Санитарная норма жилой площади - это минимальный размер жилой площади, приходящийся на одного человека и необходимый для его нормальной жизнедеятельности, и приравнивается к размеру жилой площади.

С учетом представленных в материалы дела сведений о площади камер и количестве содержащихся в них лиц, суд приходит к выводу, что норма санитарной площади в камерах № на одного человека в размере четырех квадратных метров, установленная статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в отношении Патракеева И.Н. соблюдалась.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Патракеев И.Н. содержался в СИЗО-2 в качестве осужденного (в связи со вступлением в законную силу приговора суда), то на правоотношения, связанные с нормой площади распространялось действие ч.1 ст.99 УИК РФ, согласно которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Следовательно, норма площади в камере на одного человека в размере двух квадратных метров, установленная ч.1 ст.99 УИК РФ, в отношении Патракеева И.Н. также соблюдалась (22,3/7=3,18).

Таким образом, доводы административного истца о том, что площадь личного пространства не соответствовала установленной норме, не нашли своего подтверждения, опровергаются исследованными материалами дела.

Согласно ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Обязательных требований о раздельном размещении в следственном изоляторе курящих и некурящих не установлено, в связи с чем нарушений условий содержания в этой части ответчиком не допущено.

Доводы истца о том, что по прибытии он не был осмотрен врачом, опровергаются записью от ДД.ММ.ГГГГ в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в следственный изолятор, согласно которой Патракеев И.Н. осмотрен медицинским работником, жалоб не предъявлял. Впоследствии обращался за медицинской помощью, получал лечение, что подтверждается записями в медицинской карте, в журнале регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в журнале выдачи лекарственных средств.

В части оборудования и оснащения камер нарушений также не усматривается.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Из представленных справок, акта осмотра и фотографий следует, что камеры оснащены необходимой мебелью и оборудованием в соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, в том числе, полкой для продуктов, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды и подставкой под бачок; тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками рабочего и дежурного освещения, вентиляционным оборудованием, унитазом, умывальником, радиаторами отопления.

В силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов камеры СИЗО оборудуются холодильником лишь при наличии возможности. Как следует из информации административного ответчика, в СИЗО-2 отсутствует возможность оборудовать все камеры холодильником.

Как указано в справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, все санитарно-технические приборы находятся в исправном состоянии.

Из справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми ФИО6 следует, что согласно записям в журналах , контрольных технических осмотров, в которых еженедельно указывались сведения о неисправностях, обнаруженных повреждениях в камерах, а также сведения о принятых мерах по устранению выявленных повреждений, недостатков, установлено: в период содержания Патракеева И.Н. в камерах № записи о неисправностях, повреждениях унитаза со сливным бачком отсутствуют.

Согласно справке старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» санитарные узлы от жилой площади камеры отделены перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждение оборудовано полноразмерной дверью.

Согласно комиссионному акту осмотра камер санитарный узел от жилой площади камер отделен перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждение оборудовано дверью, что обеспечивает возможность уединения (приватность). Указанное подтверждается фотоматериалом.

Доводы истца о наличии в одной из камер чаши вместо унитаза о нарушении установленных условий содержания не свидетельствуют, поскольку пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры СИЗО оборудуются напольной чашей (унитазом).

Доводы истца об отсутствии в камерах вешалок для одежды, полок для продуктов, об отсутствии в камере умывальника опровергаются представленными фотографиями камер.

Статьей 23 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

В силу пункта 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).

Кроме того, согласно пункту 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются также мыло хозяйственное; туалетная бумага.

В силу п.45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Согласно камерной карточке, Патракеев И.Н. по прибытии в СИЗО-2, ДД.ММ.ГГГГ получил во временное пользование постельные принадлежности: матрас – 1 шт., подушка – 1 шт., одеяло – 1 шт., простынь 2 шт., наволочка 1 шт., кружка 1 шт., ложка 1 шт., от получения полотенца отказался, имелось свое, что подтверждается его подписями в камерной карточке.

Таким образом, необходимыми постельными принадлежностями Патракеев И.Н. был обеспечен.

Согласно камерно карточке ДД.ММ.ГГГГ истцу выданы зубная щетка, зубная паста, туалетное мыло. Как следует из справки из справки старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 ФИО7 и ведомостей выдачи материалов на нужды учреждения Патракееву И.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдано хозяйственное мыло, ДД.ММ.ГГГГ – зубная щетка, мыло, мужской набор с индивидуальными средствами гигиены (мыло туалетное, зубная паста, станок бритвенный – 6 шт.).

С жалобами на ненадлежащее качество выданных во временное пользование вещей, в том числе постельных принадлежностей, а также с просьбами о выдаче индивидуальных средств гигиены в порядке п.40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов Патракеев И.Н. не обращался, что подтверждается справкой начальника канцелярии и копией журнала учета жалоб (устных обращений).

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки) и полотенца являются инвентарным имуществом и имеют свои сроки эксплуатации, установленные приказом приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Замена инвентарного имущества производится не ранее истечения установленных сроков носки, находящихся в пользовании предметов. Кроме того, истечение установленных сроков эксплуатации инвентарного имущества не может служить основанием для их списания, если они по своему качественному состоянию без ремонта или после ремонта пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению. Выдача бывших в употреблении постельных принадлежностей допускается.

Как следует из справки старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 ФИО7, состояние постельных принадлежностей, выданных Патракееву И.Н., было удовлетворительное, жалобы об их ненадлежащем состоянии Патракеевым И.Н. не предъявлялись. Вещи выдаются спецконтингенту после стирки. Дезобработка постельных принадлежностей проводилась по эпидемиологическим показаниям и в плановом порядке. В соответствии с приказом приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», в спорный период периодически проводилось списание постельных принадлежностей в связи износом и невозможностью использования, а также по срокам эксплуатации.

Представленными административным ответчиком накладными на отпуск материалов и материальных ценностей за ДД.ММ.ГГГГ гг. подтверждается регулярное поступление на вещевой склад СИЗО-2 новых матрасов, одеял, подушек, полотенец, простыней и наволочек в замену пришедших в негодность. Списание по срокам эксплуатации постельных принадлежностей осуществлялось по актам списания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом имеющихся в деле доказательств, оснований полагать, что административный истец не был обеспечен обязательными к выдаче для индивидуального пользования и надлежащего качества постельными принадлежностями, матрасом, одеялом, подушкой, а также выдаваемыми по заявлению индивидуальными средствами гигиены, у суда не имеется.

Нарушений в части ненадлежащей температуры, ненадлежащего микроклимата, ненадлежащего освещения в камерах судом не установлено.

Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем проветривания камеры через окна, что соответствует пункту 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», которым закреплено положение о естественной вентиляции путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности. Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что температура воздуха в камерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. – по расчету на ассимиляцию СО2, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.

Справкой ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и фотоматериалами подтверждается, что камеры, в которых содержался истец, оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (приток воздуха осуществляется через форточку окна, удаление воздуха предусматривается через вытяжные отверстия). В соответствии с п.13.8 СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовного-исполнительной системы. Правила проектирования» приточные и вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком и ограждены металлическими решетками. Относительная влажность в камерах соответствует норме по ГОСТу 30494-2011 и находится в диапазоне 30-60%.

Ежегодно в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми проводится проверка сооружений, где используется приточно-вытяжная вентиляционная система, в подтверждение представлен акты очистки вентиляционных отверстий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке начальника отдела режима и надзора отопление в СИЗО-2 осуществляется посредством собственной автоматизированной газовой котельной. Температура воздуха в камерах в период содержания в них истца обеспечивалась согласно ГОСТу Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». По Результатам исследования записей в книге дежурств по корпусному отделению, в которой ежедневно указываются сведения о температурном режиме, температура воздуха в камерах в период содержания Патракеева И.Н. составляла 18-20 градусов тепла.

Согласно справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, акту осмотра камер с фотоматериалами, камеры в соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Искусственная освещенность камер осуществляется в дневное время четырьмя лампами ЛПО мощностью 36 Вт каждая, режим освещенности – 16 часов, в ночное время – светильником, оборудованным лампой накаливания 60 Вт, режим освещения – 8 часов. Обозначенное освещение соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвердности для человека факторов среды обитания». Естественное освещение камер осуществляется через оконные проемы, размерами, позволяющими обеспечить в камере достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха. Размеры оконных проемов соответствуют требованиям Приказа Минюста России от 27.07.2007 №407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».

По сведениям административного ответчика с приложением журнала учета обращений, с заявлениями о неисправности вентиляции, недостаточном отоплении и освещении в камерах истец к сотрудникам СИЗО не обращался.

Нарушений условий содержания в части непредоставления в СИЗО-2 услуги по стирке личных вещей подозреваемых, обвиняемых судом не установлено.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и п.50 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов администрация СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, в том числе платные услуги по стирке, ремонту принадлежащих подозреваемым и обвиняемым одежды и постельного белья.

Согласно справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и отзыву представителя административного ответчика, в настоящее время услуга по стирке личных вещей осужденных в прачечном отделении банно-прачечного комплекса учреждения, не оказывается ввиду отсутствия соответствующих условий. Оборудование режимных корпусов следственных изоляторов помещениями для сушки белья не предусматривается нормативными документами.

При этом в соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов камеры, в которых содержался истец, были оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В отношении доводов административного истца о нарушении норм обеспечения повышенным питанием суд отмечает следующее.

Как следует из медицинской карты Патракеева И.Н., ДД.ММ.ГГГГ у него диагностировано . Медицинскими работниками МЧ-17 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было выдано заключение на получение лечебного питания в отношении Патракеева И.Н. В связи с этим приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ Патракеев И.Н. зачислен на питание по повышенным нормам и обеспечивался им до ДД.ММ.ГГГГ.

Патракеев И.Н. обеспечивался горячим трехразовым питанием, организованным в строгом соответствии с требованиями приказа Минюста России от 17.09.2018 №189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".

В соответствии с повышенной нормой питания Патракееву И.Н. выдавались продукты по соответствующим нормам: творог – 50 г, масло сливочное – 40 г., молоко – 500 мл (из них 250 мл молока закладывается на приготовление молочных каш, 250 мл выдается в натуральном виде на ужин), сок – 100 мл, мясо – 200 г, рыба – 100 г, яйцо – 3,5 шт. в неделю. Замена одних продуктов другими производилась в строгом соответствии с Нормами замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение №7 к Приказу Минюста России от 17.09.2018 N 189). В период отсутствия сока плодово-ягодного на складе учреждения производилась его замена на молоко питьевое либо на компот из сушеных фруктов.

Приготовление пищи для подозреваемых и обвиняемых по повышенным нормам питания осуществляется в отдельном котле. Дежурный помощник начальника присутствует при каждой закладке продуктов в котел и результат проверки полноты закладки продуктов в котел отмечает в журнале. До начала раздачи готовой пищи ее качество проверяет заведующий столовой совместно с медицинским работником. Пробу пищи берут из каждого котла. Медицинский работник указывает в журнале заключение о качестве готовой пищи и санитарном состоянии столовой, также в журнале отмечаются результаты проверки соответствия приготовленной пищи раскладкам продуктов, фактического выхода блюд, массы мясных и рыбных порций.

Доводы истца о том, что предусмотренные повышенной нормой питания продукты не выдавались или выдавались не постоянно, при этом не заменялись другими продуктами, опровергаются истребованными судом меню-раскладками за весь период содержания Патракеева И.Н. в СИЗО-2, в которых отражены выдача указанных им наименований продуктов в соответствии с установленными нормами выдачи и нормами их замены.

С учетом соблюдения в СИЗО-2 установленного порядка обеспечения питанием оснований полагать, что истцу выдавалось питание ненадлежащего качества, в том числе молоко со льдом, суда не имеется.

Согласно справке справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми столовая посуда после приема пищи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными очищается от остатков пищи механическим путем, далее загружается в посудомоечную машину с применением специальных моющих средств, после просушивается в опрокинутом виде на металлических стеллажах. Таким образом, оснований полагать, что питание выдавалось в грязных тарелках, не имеется.

Доказательств объявления голодовки из-за ненадлежащего питания истцом не представлено, при этом в представленной административным ответчиком копии журнала учета фактов отказа от организованного приема пищи спецконтингента записей об отказе от приема пищи Патракеевым И.Н. не имеется.

Нарушений при помывке истца также не установлено.

Согласно справке старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 и акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериала, в моечном отделении банно-прачечного корпуса установлено 8 душевых леек с подводкой горячей и холодной воды, все душевые лейки и санитарно-технически приборы в период содержания Патракеева И.Н. находились в технически исправном состоянии.

Доводы истца о том, что в камерах антисанитарные условия, присутствуют крысы, какими-либо доказательствами не подтверждены.

Напротив, административным ответчиком представлены государственный контракт на выполнение работ по дератизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и ФГУП «Дезинфекция», и акты сдачи-приемки оказанных услуг, согласно которым в течение ДД.ММ.ГГГГ года в СИЗО-2 во всех режимных корпусах проводились работы по дератизации.

Согласно пункту 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Для общего пользования в камеры выдаются предметы для уборки камеры (п.41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).

Как указано в справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми санитарное состояние указанных камер в период содержания истца было удовлетворительное, сырость, грибок и плесень отсутствовали; для уборки в камерах веников, совков всегда имеется в достаточном количестве; чистящие средства для уборки камерных помещений, дезинфицирующие средства, ветошь для влажной уборки выдаются в камеры по заявлению лиц, содержащихся в камерах, при наличии потребности в них.

С учетом изложенного, принимая во внимание обязанность лиц, содержащихся в следственном изоляторе, самостоятельно проводить уборку и содержать в чистоте санузел, доводы истца о нарушении условий из-за антисанитарных условий в камерах не могут являться обоснованными.

Доводы о непригодности для употребления питьевой воды также не подтвердились.

Согласно представленной информации, обеспечение холодной водой в СИЗО-2 - централизованное и осуществляется от собственной артезианской скважины. Согласно оценке соответствия результатов исследований проб питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных ООО «Лабораторный центр «ИКОС», вода в учреждении соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Заявлений по вопросу выдачи кипяченой воды для питья, согласной журналу учета устных обращений, от Патракеева И.Н. в адрес администрации не поступало.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам у суда не имеется, поскольку на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.

Судом также учитывается, что с жалобами на ненадлежащие условия содержания, указанные в иске, Патракеев И.Н. к администрации СИЗО-2 в период содержания не обращался, что подтверждается справкой начальника канцелярии и копией журнала учета устных обращений.

При вынесении настоящего решения суд исходит из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в камерах СИЗО-2, и как следствие создании бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что, безусловно, нарушило права административного истца и является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации.

Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.

В настоящем деле, принимая во внимание наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания Патракеев И.Н. в СИЗО-2, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (2 месяца и 10 дней) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 3 000 рублей, находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.

Учитывая, что до настоящего времени административный истец находится в местах лишения свободы, суд признает допущенные нарушения условий содержания длящимися, а установленный п.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд - не пропущенным.

В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми является ненадлежащим ответчиком по требованию о взыскании денежной компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Патракеева ФИО9 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Патракеева ФИО10 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Патракеева ФИО11 компенсацию за нарушение условий содержания в размере 3 000 рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода, по следующим банковским реквизитам:

УФК по Республике Коми (Отдел №1 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, л/с 05071165900), ИНН 1101465050, КПП 110101001, ОКТМО 87701000, КБК 32000000000000000000, БИК 018702501, р/с 03212643000000010700, Отделение-НБ Республика Коми Банка России/УФК по Республике Коми, получатель Патракеев ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В удовлетворении административного иска Патракеева ФИО13 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 июля 2022 года.

Судья Н.В. Плесовская

Верно Судья Н.В. Плесовская