ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-547/2022 от 25.05.2022 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-547/2022

УИД: 29RS0021-01-2022-000707-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 25 мая 2022 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.,

при секретаре Сахарове Д.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний РФ ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, обязании Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение,

установил:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, ИК-21, Учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, устранении допущенных нарушений, к ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области об обязании организовать материально-техническое и финансовое обеспечение. В обоснование требований ссылается на то, что при проведении анализа исполнения администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области представлений об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выявлены систематические нарушения, которые не устраняются. Так, в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области были внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. В ходе плановой проверки ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в январе 2022 года все ранее выявленные нарушения прокуратурой обнаружены повторно, что свидетельствует о бездействии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области. Направленные ИК-21 в УФСИН России по Архангельской области заявки на финансирование устранения выявленных прокуратурой нарушений, результата не принесли. Не устранение выявленных нарушений может повлечь причинение вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия. Кроме того умышленное не устранение ответчиком нарушений, выявленных прокуратурой, как одним из гарантов законности в сфере уголовно-исполнительного законодательства, подрывает авторитет Российской Федерации. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 и иными федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН для проведения следующих мероприятий в ИК-: привести в соответствие конструктивное исполнение откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ требованиям ст. 82 УИК РФ, подп. 10 п. 32 разд. IV, Приложения № 4 (рис. 4.14 и таблица 4.11) Приказа № 279 (вместо цепей оборудовать удерживающей конструкцией с металлическими уголками); оборудовать ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними в кирпичном или железобетонном исполнении, предусмотреть толщину стен прогулочных дворов № 1, 2, 3, 4 не менее 38 см. (для стен в кирпичном или железобетонном исполнении); оборудовать прогулочные дворы ШИЗО и ПКТ дверями по типу камерных, т.е. каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.; оборудовать в здании ШИЗО и ПКТ рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест; оборудовать автоматизированное рабочее место младшего инспектора дежурной смены техническим средством управления электромеханическими замками; обеспечить исправность и эксплуатацию переговорных устройств для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ; установить в коридоре ШИЗО металлическую решетку с дверью, отделяющую камеры от остальных помещений высотой от пола до потолка; обеспечить разблокировку электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ, из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного; обеспечить включение и отключение дежурного освещения в камерах ШИЗО и ПКТ из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ; закрепить наглухо к полу имеющиеся сиденья и столы в камерах ПКТ и ШИЗО; установить в камерах ШИЗО и ПКТ на стене у двери исправные переговорные устройства для осуществления двусторонней связи; обеспечить наличие двух устройств средств тревожной сигнализации; установить внутри камер ШИЗО и ПКТ кнопки для вызова инспектора дежурной смены, в комнате инспектора дежурной смены и коридоре приемные аппараты, принимающие сигналы от этих кнопок; проложить соединительные линии от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ скрыто; установить в помещении оперативного дежурного: станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульт системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», видеокамеру с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; во внутреннем контрольно-пропускном пункте КПП оборудовать помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещением для нарядчика; обеспечить блокировку стен, потолков комнат длительных свиданий и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора; установить на входных дверях усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий охранные извещатели; оборудовать комнату для проведения краткосрочных свиданий по длине помещения столами в два ряда, разделенными между собой проходом шириной 1,2 м, со стороны прохода столы установить барьеры высотой 0,2 м и перегородить от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой; расположить подоконник часового КПП на высоте не более 0,3 м от пола; оборудовать противотаранный упор и жесткий шлагбаум КПП по пропуску машин средствами автоматизации и механизации; оборудовать отряды общежитий и коммунально-бытовые объекты жилой зоны видеокамерами; установить в помещении карантинного отделения двери усиленной конструкции; в отдельных помещениях для проведения осужденными отпусков, оборудовать помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, помещение для спортивных занятий, помещение для хранения спортивного инвентаря, комнату быта, а также оборудовать помещение для младшего инспектора однотумбовым столом (1 шт.), полумягким стулом (1 шт.), платяным шкафом (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); помещение комнаты отдыха мягким диваном (1 шт.), полумягким креслом (3 шт.), журнальным столом (1 шт.), полумягким стулом (4-8 шт.), тумбой под телевизор (1 шт.), телевизором (1 шт.), репродуктором (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); комнату для занятием физкультурой вешалкой настенной на 3-5 крючков (1 шт.), деревянной скамьей (1 шт.), стеллажем для спорт инвентаря (1 шт.); защитить радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах ШИЗО ограждением (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм). Возложить на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ИК-21 для выполнения указанных мероприятий. Обязать ИК-21 в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить указанные выше мероприятия.

Представитель административного истца – помощник Онежского прокурора по соблюдению законов в исправительных учреждениях ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний РФ ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Пояснила, что Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр и Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, не подлежат применению, поскольку здания ИК-21 построены до вступления указанных Свода правил и Наставления в действие, капитальный ремонт зданий не проводился. Также указала на отсутствие финансирования на проведение данных мероприятий.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных, а также соблюдение ими порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей. Реализация этих прав, обязанностей, соблюдения режимных требований, возлагается на администрацию исправительного учреждения, где они отбывают наказание.

Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.

Судом установлено, следует из материалов дела, что ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и действует согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 13 июня 2019 года № 422.

Правовую основу деятельности ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области согласно пункту 1.13 Устава, составляет Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента и Правительства РФ, иные нормативно правовые акты, а также сам Устав исправительного учреждения.

Одними из целей деятельности Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ (п.п. 2.1 Устава).

В соответствии с п. 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)» (далее – Свод правил СП 308.1325800.2017).

Согласно п. 16.3.8 Свода правил СП 308.1325800.2017 радиаторы отопления, трубопроводы отопления в палатах зданий медицинского назначения и в исправительных колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы и ЕПКТ, камерах следует защищать кожухами из листового металла. Кожух трубопровода отопления допускается предусматривать в виде футляра прямоугольной формы с каркасом из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3 мм.

В ходе плановой проверки Учреждения в сентябре 2021 года Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения требований п. 16.3.8 Свода правил СП 308.1325800.2017, а именно радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах ШИЗО не защищены ограждением (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 48-50).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение указало, что оборудование защитных ограждений радиаторов отопления, трубопроводов отопления в камерах ШИЗО, ПКТ возможно только в случае проведения в здании штрафного изолятора капитального ремонта с заменой системы отопления. Для этого необходимы значительные денежные затраты. Данное нарушение доведено до руководства УФСИН России по Архангельской области.

Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее – Приказ № 279).

Подп. 10 п. 32 разд. IV Приложения № 4 (рис. 4.14 и таблица 4.11) Приказа № 279 содержит перечень материалов и изделий, предназначенных для изготовления одного механического запорного устройства для двухъярусных откидных коек.

Согласно подп. 14 п. 32 разд. IV приказа № 279 к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3,0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 x 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 x 50 мм. Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных, но без форточек.

Согласно п.п. 2 п. 32 Приказа № 279 в здании ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП предусматривается комнаты младших инспекторов дежурной смены (на каждом этаже здания), помещение для обыска осужденных, кабинет для оперативных работников и начальников отрядов, комната для приема осужденных администрацией и медперсоналом, камеры на 2 - 6 человек (для ЕПКТ - на 2 - 4 человека) с общей вместимостью 8% от наполнения учреждения, рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест.

В силу п.п. 3 п. 32 Приказа № 279 в комнате младшего инспектора дежурной смены устанавливаются: соответствующее АРМ (при условии оборудования ИСБ), технические средства ССОИ для приема сигнала тревоги от охранных извещателей, видеомониторы для отображения видеоинформации от видеокамер, установленных в здании, абонентские устройства оперативной связи, техническое средство управления электромеханическими замками, переговорное устройство для осуществления двусторонней связи "комната дежурного – камера», СТС.

Согласно п.п. 4 п. 32 указанного Приказа в коридоре ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима устанавливается металлическая решетка (от пола до потолка) с дверью, отделяющая камеры от остальных помещений.

В соответствии с п.п. 7 п. 32 Приказа № 279 разблокировка электромеханических замков, установленных на камерных дверях при камерном содержании осужденных, осуществляется из помещения младшего инспектора дежурной смены только при получении подтверждении от ОД.

Согласно п. 19.4.7 Свода правил СП 308.1325800.2017 управление дежурным освещением должно быть предусмотрено из помещения младшего инспектора (оператора СОТ) здания, управление рабочим освещением камер, палат зданий медицинского назначения, в которых содержатся осужденные ПЛС, одноместных помещений безопасного места, спальных комнат и спальных помещений общежитий со строгими условиями отбывания наказания – выключателями, установленными вне помещений.

В соответствии с п.п. 10 п. 32 Приказа № 279 ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу. Конструктивное исполнение запорных устройств коек приведено в приложении 4.

Подпунктом 11 п. 32 Приказа № 279 предусмотрено, что в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима на стене у двери устанавливается переговорное устройство для осуществления двусторонней связи. В комнатах младших инспекторов дежурной смены, помещении ОД учреждения УИС и заместителя начальника учреждения УИС по безопасности и оперативной работе располагаются пульты системы двусторонней связи.

Согласно п.п. 12 п. 32 Приказа № 279 вызывные устройства СТС устанавливаются в коридорах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима (не менее двух на коридор), в комнате младшего инспектора дежурной смены и на наблюдательной вышке (эстакаде) прогулочных дворов. Сигналы тревоги от них передаются в помещение ОД учреждения УИС. Внутри камер и у калитки для входа на территорию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима устанавливаются кнопки для вызова инспектора дежурной смены. Сигналы от этих кнопок поступают на приемные аппараты, установленные в комнате инспектора дежурной смены и коридоре.

Согласно п.п.п 13 п. 32 Приказа № 279 все двери и окна, чердачное перекрытие и крыши зданий ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камер в ИК особого режима оборудуются охранными извещателями. Соединительные линии от охранных извещателей внутри здания выполняются скрытой проводкой.

В соответствии с п.п. 2 п. 34 Приказа № 279 в помещениях оперативного дежурного (далее – ОД) (ПУТСН) устанавливаются: соответствующее АРМ (при условии оборудования ИСБ), устройства ССОИ от охранных извещателей и СТС, установленных на территории объекта УИС, устройство громкоговорящей связи, видеоконтрольные устройства системы охранного телевидения внутренней территории объекта УИС, устройство представления информации (мнемосхемы, световое табло), аппаратурой телефонной связи, СТС для подачи сигнала "Тревога" в караульное помещение, станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камер в ИК особого режима, радиостанции (стационарная и носимая), пульт системы связи "камера - младший инспектор дежурной смены - ОД", абонентское устройство для прямой связи с НК, аппараты управления освещением внутренней территории объекта УИС, видеокамера с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе.

В силу п.п. 4 п. 34 Приказа № 279 для пропуска осужденных из одной изолированной зоны в другую в здании ОД (рядом с ним) устраивается внутренний КПП. В состав помещений КПП входят: помещения для обыска осужденных, санпропускник с раздевалками, душевыми и санузлами, помещение нарядчика.

В соответствии с п.п. 2 п. 37 Приказа № 279 стены, потолки комнат длительных и помещений краткосрочных свиданий блокируются техническими средствами охраны и надзора.

Согласно п.п. 3 п. 37 Приказа № 279 входные двери в блок помещений для проведения длительных свиданий и помещение краткосрочных свиданий изготавливаются усиленной конструкции, оборудуются замковыми устройствами и блокируются охранными извещателями.

Согласно п.п. 5 п. 37 Приказа № 279 в комнате для проведения краткосрочных свиданий в исправительных учреждениях УИС, за исключением лечебных исправительных учреждений УИС для больных туберкулезом для инфекционных больных, ИК особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, ВК, по длине помещения устанавливаются столы в два ряда, разделенные между собой проходом шириной 1,2 м. Со стороны прохода столы оборудуются барьерами высотой 0,2 м и перегораживаются от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой. У столов устанавливаются и прикрепляются к полу табуретки для осужденных. С другой стороны вдоль каждого ряда столов устанавливается соответствующее количество стульев для посетителей.

В соответствии с п.п. 4 п. 27 Приказа № 279 окно в проходном коридоре со стороны часового КПП устраивается по всей длине отсекающего тамбура и оборудуется металлической решеткой. Для предотвращения нападения на часового КПП и для его защиты от огня стрелкового оружия окно допускается оборудовать бронестеклом. Металлическая решетка в этом случае не устанавливается. Подоконник располагается на высоте не более 0,3 м от пола. В окне перед часовым КПП устанавливается форточка и (или) выдвижной лоток для приема (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц.

Подпунктом 6 п. 28 Приказа № 279 предусмотрено, что основные и вспомогательные ворота, противотаранный упор и жесткий шлагбаум оборудуются средствами автоматизации и механизации.

Согласно п.п. 4 п. 30 Приказа № 279 жилые, коммунально-бытовые, производственные здания и другие постройки располагаются не ближе 15,0 м от ограждения внутренней запретной зоны объекта. Окна зданий, обращенные в сторону запретной зоны объекта, в необходимых случаях оборудуются металлическими решетками, а стекла окрашиваются. Жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются видеокамерами. Все выходы на крыши, имеющиеся в зданиях и сооружениях, оборудуются люками или дверьми и блокируются точечными охранными извещателями с выводом сигнала "Тревога" в помещение ОД и на ПУТСО.

Согласно п.п. 14 п. 30 Приказа № 279 помещения карантинного отделения оборудуются дверями усиленной конструкции, видеокамерами с выводом изображения на видеоконтрольные устройства ОД (ПУТСН).

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Таблицей 14.3 п. 14.3.4 Свода правил СП 308.1325800.2017 предусмотрен состав помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительных учреждениях и режимного корпуса исправительной колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, помещений производственных мастерских, размещаемых при общежитиях со строгими условиями отбывания наказания, режимных корпусах исправительной колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Согласно п.п. 4,11,21,22,26 Таблицы 14.3 в состав помещений общежитий должны быть включены комната администрации исправительного учреждения, комната отдыха, помещение для спортивных занятий, помещение для хранения спортивного инвентаря, комната быта.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждена Номенклатура, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Приказ № 512).

Согласно п. 5 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512 помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении должны включать помещения для младшего инспектора, комнату отдыха, комнату для занятий физкультурой.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой в декабре 2021 года, были выявлены нарушения ст.ст. 82, 99 УИК РФ, п.п. 27, 28, 30, 32, 34, 37 разд. IV Приказа № 279, п. 19.4.7 Свода правил СП 308.1325800.2017, п. 5 ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, пп. 4, 11, 21, 22, 26 Таблицы № 14.3 п. 14.3.4 Свода правил СП 308.1325800.2017, п.п. 5,6 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, а именно конструктивное исполнение откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ не соответствуют нормативному (вместо металлических уголков удерживающей конструкции используются цепи); ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполнены из деревянного бруса, покрытого с внутренней стороны прогулочных дворов металлическими листами, вместо кирпичного или железобетонного исполнения; толщина стен прогулочных дворов № 1, 2, 3 (28,5 см.), 4 (21 см.) не соответствует предъявляемым требованиям; дверь прогулочных дворов ШИЗО и ПКТ устроены не по типу камерных, то есть каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.; отсутствуют рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест; автоматизированное рабочее место младшего инспектора дежурной смены не содержит техническое средство управления электромеханическими замками; переговорное устройство для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ неисправно и не используется в работе; в коридоре ШИЗО металлическая решетка с дверью, отделяющая камеры от остальных помещений, установлена не по всей высоте от пола до потолка; разблокировка электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ не осуществляется из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного; управление дежурным освещением не предусмотрено из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ; камеры ПКТ и ШИЗО имеющиеся сиденья и столы наглухо не прикреплены к полу; в камерах ШИЗО и ПКТ на стене у двери отсутствуют исправные переговорные устройства для осуществления двусторонней связи; в коридорах ШИЗО и ПКТ отсутствует второе устройство средств тревожной сигнализации; внутри камер ШИЗО и ПКТ отсутствуют исправные кнопки, обеспечивающие вызов инспектора дежурной смены, связи с чем сигналы от этих кнопок не поступают на приемные аппараты, установленные в комнате инспектора дежурной смены и коридоре; соединительные линии от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ (вблизи камеры № 14/1 ШИЗО) не выполнена скрытой проводкой; в помещении оперативного дежурного ИК-21 (п. Икса) не установлены: станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульт системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», а также видеокамера с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; для пропуска осужденных из жилой зоны в производственную во внутреннем контрольно-пропускном пункте помещения КПП отсутствуют помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещение нарядчика; не обеспечена блокировка стен, потолков комнат длительных и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора; входные двери усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий не оборудованы охранными извещателями; комната для проведения краткосрочных свиданий не оборудована по длине помещения столами в два ряда, разделенные между собой проходом шириной 1,2 метра, а со стороны прохода столы не оборудованы барьерами высотой 0,2 метра и не перегорожены от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой; подоконник часового КПП не располагается на высоте не более 0,3 метра от пола; противотаранный упор и жесткий шлагбаум КПП по пропуску машин не оборудован средствами автоматизации и механизации; жилые и коммунально-бытовые объекты жилой зоны не оборудованы видеокамерами; помещения карантинного отделения не оборудованы дверями усиленной конструкции, при устройстве отдельных помещений для проведения осужденными отпусков, не обеспечила наличие и использование помещения для младшего инспектора, комнаты отдыха, помещения для спортивных занятий, помещения для хранения спортивного инвентаря, комнаты быта, а также их оборудование в соответствии с подп. 1, 2, 3, 4 п. 5 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 п. 6 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3 п. 7 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-21 УФСИН России по Архангельской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение факт выявленных нарушений подтвердило. Указало, что обеспечение наличия и использования отдельных помещений для проведения осужденными отпусков: помещения для младшего инспектора, комнаты отдыха, помещения для спортивных занятий, помещения для хранения спортивного инвентаря, комнаты быта, а также их оборудование в соответствии с требованиями Приказа № 512 не представляется возможным в виду отсутствия необходимых площадей. Также указало, что нормативы, установленные приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» не могут применяться к Учреждению, поскольку здания ШИЗО и ПКТ были спроектированы и построены до его издания. Для приведения зданий ШИЗО и ПКТ в соответствии с требованиями Приказа № 279 необходимы значительные денежные затраты. Рабочие камеры в ШИЗО и ПКТ не предусмотрены, так как мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО с выводом осужденных на работу в Учреждении не принимается. Для устранения нарушений в части инженерно-технического обеспечения средствами охраны и надзора охраняемого объекта в УФСИН России по Архангельской области направлена заявка на поставку технических средств охраны и надзора. Наружные двери камер ШИЗО и ПКТ не оборудованы электромеханическими замками специального типа в виду того, что наружные двери камер кроме обычных запоров оборудованы механическими замками, что допустимо. Помещения карантинного отделения оборудованы видеокамерами с выводом изображения на ПУТСН, с внешней стороны основных и вспомогательных ворот, на расстоянии не менее 3 метров от них, на подъездной площадке установлен знак «стоп».

По результатам проверки ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, проведенной Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в марте 2022 года указанные выше нарушения выявлены повторно.

Административным ответчиком ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не оспаривается факт нарушения требований ст.ст. 82, 99 УИК РФ, п.п. 27, 28, 30, 32, 34, 37 разд. IV Приказа № 279, п. 19.4.7 Свода правил СП 308.1325800.2017, п. 5 ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, пп. 4, 11, 21, 22, 26 Таблицы № 14.3 п. 14.3.4 Свода правил СП 308.1325800.2017, п.п. 5,6 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, п. 16.3.8 Свода правил СП 308.1325800.2017.

Выявленные Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения также подтверждаются представленными фотоматериалами.

Доводы представителя административного ответчика ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области о том, что Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр и Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, не подлежит применению при рассмотрении данного спора, поскольку здания ШИЗО, ПКТ ИК-21 построены в 1980 году и их реконструкция, капитальный ремонт, переоборудование после вступления указанного Свода правил и Наставления в действие не проводились, не имеют правового значения.

Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и Наставления, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2006 года.

Обязанность учреждения уголовно-исполнительной системы обеспечить надлежащие условия содержания осужденных и их безопасность следует из положений ст.ст. 99, 101 УИК РФ и ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания».

Таким образом, выявленные Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.

До настоящего времени нарушения остаются не устраненными.

Отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от обязанности устранить выявленные Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения уголовно-исполнительного законодательства.

В соответствии с п.п. 3, 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 (Далее - Положения о ФСИН России), основными задачами ФСИН России являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

В силу ст. 9 Закона РФ № 5471-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России допущено незаконное бездействие в части обеспечения конструктивного исполнения откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ нормативным требованиям; выполнения ограждения прогулочных дворов и перегородки между ними в кирпичном или железобетонном исполнении; соблюдения требований к толщине стен прогулочных дворов № 1, 2, 3, 4 предъявляемым требованиям; устройства двери прогулочных дворов ШИЗО и ПКТ по типу камерных, то есть каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.; обеспечения рабочих камер от 4 до 12 рабочих мест; обеспечения автоматизированного рабочего места младшего инспектора дежурной смены техническим средством управления электромеханическими замками; обеспечения в наличии и использования в работе переговорного устройства для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ; установления в коридоре ШИЗО металлической решетки с дверью, отделяющей камеры от остальных помещений, по всей высоте от пола до потолка; осуществления разблокировки электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ, из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного; управления дежурным освещением из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ; прикрепления к полу наглухо имеющихся сидений и столов в камерах ПКТ и ШИЗО; обеспечения в камерах ШИЗО и ПКТ на стене у двери исправных переговорных устройств для осуществления двусторонней связи; обеспечения в коридорах ШИЗО и ПКТ второго устройства средств тревожной сигнализации; обеспечения внутри камер ШИЗО и ПКТ исправных кнопок, обеспечивающих вызов инспектора дежурной смены; выполнения соединительных линий от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ (вблизи камеры № 14/1 ШИЗО) скрытой проводкой; установления в помещении оперативного дежурного ИК-21 (п. Икса) станционного устройства системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульта системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», видеокамеры с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; обеспечения наличия для пропуска осужденных из жилой зоны в производственную во внутреннем контрольно-пропускном пункте помещения КПП помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещение нарядчика; обеспечения блокировки стен, потолков комнат длительных и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора; оборудования входных дверей усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий охранными извещателями; оборудования комнаты для проведения краткосрочных свиданий по длине помещения столами в два ряда, разделенных между собой проходом шириной 1,2 метра, а со стороны прохода оборудования столов барьерами высотой 0,2 метра и перегорожения от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой; расположения подоконника часового КПП на высоте не более 0,3 метра от пола; оборудования противотаранного упора и жесткого шлагбаума КПП по пропуску машин средствами автоматизации и механизации; оборудования жилых и коммунально-бытовых объектов жилой зоны видеокамерами; оборудования помещений карантинного отделения дверями усиленной конструкции, обеспечения наличия при устройстве отдельных помещений для проведения осужденными отпусков использования помещений для младшего инспектора, комнаты отдыха, помещения для спортивных занятий, помещения для хранения спортивного инвентаря, комнаты быта, а также их оборудование в соответствии с подп. 1, 2, 3, 4 п. 5 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 п. 6 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3 п. 7 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, не защищения ограждением радиаторов отопления, трубопроводов отопления в камерах ШИЗО (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм).

Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению указанных обязанностей, суду не представлено.

Неисполнение администрацией ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области требований уголовно-исполнительного законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в учреждении осужденных, обострению режимной обстановки в исправительном учреждении и иные тяжкие последствия.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения административного иска прокурора к ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц и Российской Федерации, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку административными ответчиками допущено бездействие по устранению выявленных нарушений, то необходимо возложить обязанности по их устранению.

Отсутствие финансирования, на которое ссылался представитель ответчика, не освобождает административных ответчиков от соблюдения уголовно-исполнительного законодательства по условиям содержания осужденных.

ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных Государством на нее, а также ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования из внебюджетных источников. Следовательно, при недостаточности средств у ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Архангельской области, поскольку именно они ведают вопросами бюджетного финансирования и доведения бюджетных лимитов, соответственно.

Таким образом, суд определил способ устранения выявленных нарушений в виде возложения обязанности по их устранению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия возражений со стороны административных ответчиков, суд полагает, что срок исполнения, который просит прокурор, является разумным.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно:

- вопреки требованиям ст. 82 УИК РФ, подп. 10 п. 32 разд. IV, Приложения №4 (рис. 4.14 и таблица 4.11) Приказа № 279 конструктивное исполнение откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ не соответствуют нормативному (вместо металлических уголков удерживающей конструкции используются цепи);

- вопреки требованиям подп. 14 п. 32 разд. IV приказа № 279 ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполнены из деревянного бруса, покрытого с внутренней стороны прогулочных дворов металлическими листами, вместо кирпичного или железобетонного исполнения, толщина стен прогулочных дворов № 1, 2, 3 (28,5 см.), 4 (21 см.) не соответствует предъявляемым требованиям, согласно которым толщина стен в кирпичном или железобетонном исполнении должна быть не менее 38 см., дверь прогулочных дворов ШИЗО и ПКТ устроены не по типу камерных, т.е. каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.;

- вопреки требованиям подп. 2, 3, 4, 7, 10, 11, 12, 13 п. 32 Приказа № 279 в здании ШИЗО и ПКТ отсутствуют рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест, автоматизированное рабочее место младшего инспектора дежурной смены не содержит техническое средство управления электромеханическими замками; переговорное устройство для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ неисправно и не используется в работе, в коридоре ШИЗО металлическая решетка с дверью, отделяющая камеры от остальных помещений, установлена не по всей высоте от пола до потолка; разблокировка электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ не осуществляется из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного; управление дежурным освещением не предусмотрено из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ (п. 19.4.7 Свода правил СП 308.1325800.2017), в камерах ПКТ и ШИЗО имеющиеся сиденья и столы наглухо не прикреплены к полу, на стене у двери отсутствуют исправные переговорные устройства для осуществления двусторонней связи, в коридорах ШИЗО и ПКТ отсутствует второе устройство средств тревожной сигнализации; внутри камер ШИЗО и ПКТ отсутствуют исправные кнопки, обеспечивающие вызов инспектора дежурной смены, связи с чем сигналы от этих кнопок не поступают на приемные аппараты, установленные в комнате инспектора дежурной смены и коридоре; соединительные линии от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ (вблизи камеры № 14/1 ШИЗО) не выполнены скрытой проводкой;

- вопреки требованиям подп. 2, 4 п. 34 Приказа № 279 в помещении оперативного дежурного ИК-21 (п. Икса) не установлены: станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульт системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», видеокамера с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; для пропуска осужденных из жилой зоны в производственную во внутреннем контрольно-пропускном пункте помещения КПП отсутствуют помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещение нарядчика;

- вопреки требованиям подп. 2, 3, 5 п. 37 Приказа № 279 не обеспечена блокировка стен, потолков комнат длительных свиданий и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора; входные двери усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий не оборудованы охранными извещателями; комната для проведения краткосрочных свиданий не оборудована по длине помещения столами в два ряда, которые разделены между собой проходом шириной 1,2 м, а со стороны прохода столы не оборудованы барьерами высотой 0,2 м и не перегорожены от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой;

- вопреки требованиям подп. 4 п. 27 Приказа № 279 подоконник часового КПП не располагается на высоте не более 0,3 м от пола;

- вопреки требованиям подп. 6 п. 28 Приказа № 279 противотаранный упор и жесткий шлагбаум КПП по пропуску машин не оборудован средствами автоматизации и механизации;

- вопреки требованиям подп. 4, 14 п. 30 Приказа № 279 жилые и коммунально-бытовые объекты жилой зоны не оборудованы видеокамерами; помещения карантинного отделения не оборудованы дверями усиленной конструкции;

- вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, п. 5 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1, пп. 4, 11, 21, 22, 26 Таблицы № 14.3 п. 14.3.4 Свода правил СП 308.1325800.2017, при устройстве отдельных помещений для проведения осужденными отпусков, не обеспечено наличие и использование помещения для младшего инспектора, комнаты отдыха, помещения для спортивных занятий, помещения для хранения спортивного инвентаря, комнаты быта, а также их оборудование в соответствии с подп. 1, 2, 3, 4 п. 5 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 п. 6 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512, подп. 1, 2, 3 п. 7 раздела XIII приложения № 2 к Приказу № 512;

- вопреки требованиям ст. 82 УИК РФ, п.п. 16.3.8, 19.3.4 Свода правил СП 308.1325800.2017, радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах ШИЗО не защищены ограждением (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм).

Возложить на ФСИН России обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения УФСИН России по Архангельской области и на УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области:

- привести в соответствие конструктивное исполнение откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ требованиям ст. 82 УИК РФ, подп. 10 п. 32 разд. IV, Приложения № 4 (рис. 4.14 и таблица 4.11) Приказа № 279 (вместо цепей оборудовать удерживающей конструкцией с металлическими уголками);

- оборудовать ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними в кирпичном или железобетонном исполнении, предусмотреть толщину стен прогулочных дворов № 1, 2, 3, 4 не менее 38 см. (для стен в кирпичном или железобетонном исполнении);

- оборудовать прогулочные дворы ШИЗО и ПКТ дверями по типу камерных, т.е. каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.;

- оборудовать в здании ШИЗО и ПКТ рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест;

- оборудовать автоматизированное рабочее место младшего инспектора дежурной смены техническим средством управления электромеханическими замками;

- обеспечить исправность и эксплуатацию переговорных устройств для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ;

- установить в коридоре ШИЗО металлическую решетку с дверью, отделяющую камеры от остальных помещений высотой от пола до потолка;

- обеспечить разблокировку электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ, из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного;

- обеспечить включение и отключение дежурного освещения в камерах ШИЗО и ПКТ из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ;

- закрепить наглухо к полу имеющиеся сиденья и столы в камерах ПКТ и ШИЗО;

- установить в камерах ШИЗО и ПКТ на стене у двери исправные переговорные устройства для осуществления двусторонней связи;

- обеспечить наличие двух устройств средств тревожной сигнализации;

- установить внутри камер ШИЗО и ПКТ кнопки для вызова инспектора дежурной смены, в комнате инспектора дежурной смены и коридоре приемные аппараты, принимающие сигналы от этих кнопок;

- проложить соединительные линии от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ скрыто;

- установить в помещении оперативного дежурного: станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульт системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», видеокамеру с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе;

- во внутреннем контрольно-пропускном пункте КПП оборудовать помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещением для нарядчика;

- обеспечить блокировку стен, потолков комнат длительных свиданий и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора;

- установить на входных дверях усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий охранные извещатели;

- оборудовать комнату для проведения краткосрочных свиданий по длине помещения столами в два ряда, разделенными между собой проходом шириной 1,2 м, со стороны прохода столы установить барьеры высотой 0,2 м и перегородить от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой;

- расположить подоконник часового КПП на высоте не более 0,3 м от пола;

- оборудовать противотаранный упор и жесткий шлагбаум КПП по пропуску машин средствами автоматизации и механизации;

- оборудовать отряды общежитий и коммунально-бытовые объекты жилой зоны видеокамерами;

- установить в помещении карантинного отделения двери усиленной конструкции;

- в отдельных помещениях для проведения осужденными отпусков, оборудовать помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, помещение для спортивных занятий, помещение для хранения спортивного инвентаря, комнату быта, а также оборудовать помещение для младшего инспектора однотумбовым столом (1 шт.), полумягким стулом (1 шт.), платяным шкафом (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); помещение комнаты отдыха мягким диваном (1 шт.), полумягким креслом (3 шт.), журнальным столом (1 шт.), полумягким стулом (4-8 шт.), тумбой под телевизор (1 шт.), телевизором (1 шт.), репродуктором (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); комнату для занятием физкультурой вешалкой настенной на 3-5 крючков (1 шт.), деревянной скамьей (1 шт.), стеллажем для спорт инвентаря (1 шт.);

- защитить радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах ШИЗО ограждением (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм).

Обязать ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение 2 лет с момента с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить следующие мероприятия:

- привести в соответствие конструктивное исполнение откидных коек камер № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14/1, 15 ШИЗО и камер № 18, 20, 21, 22 ПКТ требованиям ст. 82 УИК РФ, подп. 10 п. 32 разд. IV, Приложения № 4 (рис. 4.14 и таблица 4.11) Приказа № 279 (вместо цепей оборудовать удерживающей конструкцией с металлическими уголками);

- оборудовать ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними в кирпичном или железобетонном исполнении, предусмотреть толщину стен прогулочных дворов № 1, 2, 3, 4 не менее 38 см. (для стен в кирпичном или железобетонном исполнении);

- оборудовать прогулочные дворы ШИЗО и ПКТ дверями по типу камерных, т.е. каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.;

- оборудовать в здании ШИЗО и ПКТ рабочие камеры от 4 до 12 рабочих мест;

- оборудовать автоматизированное рабочее место младшего инспектора дежурной смены техническим средством управления электромеханическими замками;

- обеспечить исправность и эксплуатацию переговорных устройств для осуществления двусторонней связи «комната дежурного – камера» с камерами ШИЗО и ПКТ;

- установить в коридоре ШИЗО металлическую решетку с дверью, отделяющую камеры от остальных помещений высотой от пола до потолка;

- обеспечить разблокировку электромеханических замков, установленных на камерных дверях ПКТ, из помещения младшего инспектора дежурной смены при получении подтверждения от оперативного дежурного;

- обеспечить включение и отключение дежурного освещения в камерах ШИЗО и ПКТ из помещения младшего инспектора здания ШИЗО и ПКТ;

- закрепить наглухо к полу имеющиеся сиденья и столы в камерах ПКТ и ШИЗО;

- установить в камерах ШИЗО и ПКТ на стене у двери исправные переговорные устройства для осуществления двусторонней связи;

- обеспечить наличие двух устройств средств тревожной сигнализации;

- установить внутри камер ШИЗО и ПКТ кнопки для вызова инспектора дежурной смены, в комнате инспектора дежурной смены и коридоре приемные аппараты, принимающие сигналы от этих кнопок;

- проложить соединительные линии от охранных извещателей внутри здания ШИЗО и ПКТ скрыто;

- установить в помещении оперативного дежурного: станционное устройство системы дистанционного разрешения на открывание дверей камер ПКТ и ШИЗО, пульт системы связи «камера - младший инспектор дежурной смены – оперативный дежурный», видеокамеру с выводом изображения на видеоконтрольное устройство в помещении заместителя начальника учреждения по безопасности и оперативной работе;

- во внутреннем контрольно-пропускном пункте КПП оборудовать помещения санпропускника с душем и санузлом, а также помещением для нарядчика;

- обеспечить блокировку стен, потолков комнат длительных свиданий и помещений краткосрочных свиданий техническими средствами охраны и надзора;

- установить на входных дверях усиленной конструкции в блок помещений для проведения длительных свиданий охранные извещатели;

- оборудовать комнату для проведения краткосрочных свиданий по длине помещения столами в два ряда, разделенными между собой проходом шириной 1,2 м, со стороны прохода столы установить барьеры высотой 0,2 м и перегородить от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой;

- расположить подоконник часового КПП на высоте не более 0,3 м от пола;

- оборудовать противотаранный упор и жесткий шлагбаум КПП по пропуску машин средствами автоматизации и механизации;

- оборудовать отряды общежитий и коммунально-бытовые объекты жилой зоны видеокамерами;

- установить в помещении карантинного отделения двери усиленной конструкции;

- в отдельных помещениях для проведения осужденными отпусков, оборудовать помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, помещение для спортивных занятий, помещение для хранения спортивного инвентаря, комнату быта, а также оборудовать помещение для младшего инспектора однотумбовым столом (1 шт.), полумягким стулом (1 шт.), платяным шкафом (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); помещение комнаты отдыха мягким диваном (1 шт.), полумягким креслом (3 шт.), журнальным столом (1 шт.), полумягким стулом (4-8 шт.), тумбой под телевизор (1 шт.), телевизором (1 шт.), репродуктором (1 шт.), занавеской с карнизом (1 шт. на окно); комнату для занятием физкультурой вешалкой настенной на 3-5 крючков (1 шт.), деревянной скамьей (1 шт.), стеллажем для спорт инвентаря (1 шт.);

- защитить радиаторы отопления, трубопроводы отопления в камерах ШИЗО ограждением (кожухами из листового металла толщиной 3,0 мм).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Архангельский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2022 года.

Председательствующий Ю.А. Кузнецова