Дело № 2а-549/2021
18RS0023-01-2020-002208-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Мосалевой О.В.,
при секретаре Ветелиной Н.В.,
с участием истца – Катызина Владимира Викторовича,
представителя ответчика Мальцевой Натальи Александровны, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 года,
рассмотрев административное дело по иску Катызина Владимира Викторовича к ФКУ Исправительная колония № 5 УФСИН России по УР о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить информацию,
установил:
Катызин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-5 о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить информацию.
В обоснование иска приведены доводы о том, что истцом было подано ответчику заявление от 12.06.2020 года о предоставлении справки о наложенных взысканиях и поощрениях.
09.07.2020 года истцом получен ответ в виде решения №19/ТО 55/4-112 от 03.07.2020 года на вх. №ОГ-103 от 12.06.2020 года.
Считает данное решение ответчика незаконным и необоснованным.
Истцом истребовалась справка о наложенных взысканиях установленного образца с полным перечнем взысканий за весь период отбывания наказания, с предоставлением данных о видах взысканий, о погашенных и действующих взысканиях. Однако, оспариваемое решение содержит информацию о погашенных и действующих взысканиях. Однако, оспариваемое решение содержит информацию только о количестве взысканий, информация о полном перечне взысканий отсутствует. Так же, данное решение справкой установленного образца не является, что нарушило право истца на доступ к информации.
Истец не получил требуемую справку о взысканиях, т.е. не получил ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, ответчиком не был соблюден порядок рассмотрения обращения, установленный ст.10 ФЗ-59 и нарушил право истца, установленное ст.5 ФЗ-59. Так же было нарушено право истца на доступ к информации о перечне наложенных взысканий в отношении истца.
Истец с учетом уточнения и дополнения исковых требований просил:
признать решение начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике Метелева О.В. от 3 июля 2020 года № 19/ТО/55/4-112 незаконным;
проверить указанное решение на соответствие его Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике Метелева О.В. выразившиеся в непредставлении справки о наложенных на Катызина В.В. взысканиях;
возложить обязанность предоставить информацию о полном перечне наложенных взысканий до даты обращения в суд (дата наложения взыскания, название взыскания, причина наложения взыскания, дата погашения взыскания) (л.д. 2, 15).
Административный истец Катызин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении, указав, что 12.06.2020 года об обратился к ответчику с заявлением о предоставлении справки о поощрениях и взысканиях, рассчитывая, что ему представят справку такую, какую ответчик представляет при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении. Справка ему необходима была для сведения, чтобы иметь информацию о наложенных взысканиях и поощрениях, для установления достоверности и для возможного обращения в суд.
Ответчик обязан выдать справку, действиями ответчика нарушено его право на получение информации, поскольку он, как субъект персональных данных имеет право на получение всех персональных данных имеющихся о нем у ответчика.
Его обращение по существу не было рассмотрено, информация о поощрениях и взысканиях ему предоставлена не полная, чем нарушено его право на доступ к документированной информации о себе.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР – Мальцева Н.А. исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений согласно которым, для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения государственного органа необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативно-правовому акту, а также нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью второй статьи 10 УИК Российской Федерации осужденным при исполнении наказания гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; вместе с тем они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.
В административном исковом заявлении Катызин указывает на незаконность и необоснованность ответа исх. № 19/ТО/55/4-112 от 03.07.2020, предоставленного истцу на его заявление о выдаче справки о поощрениях и взысканиях.
Заявление осужденного Катызина от 12.06.2020 содержит просьбу выдать справку о наложенных взысканиях и поощрениях.
Под справкой понимается документ, который удостоверяет какой либо юридический и (или) биографический факт. Согласно п. 76 Приказа ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» справка оформляется в целях служебного информирования по поручению руководства учреждения и органа УИС.
03.07.2020 осужденному Катызину справка об имеющихся поощрениях и взысканиях предоставлена.
Справка о поощрениях и взысканиях, содержащая полный перечень поощрений и взысканий (с указанием основания наложения и вида поощрения и взыскания), примененных в отношении осужденного за весь период отбывания наказания, является приложением к характеристике осужденного, и относится к материалам личного дела осужденного. Приказом Министерства юстиции от 15.08.2007 № 161-дсп утверждена Инструкция о работе специальных отделов исправительных колоний (далее - Инструкция). Согласно п. 23 Инструкции «личное дело осужденного является основным учетным документом на осужденного, имеет гриф ограниченного распространения «для служебного пользования». Пунктом 37 Инструкции предусмотрено, что при необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с этими документами производится путем прочтения ему их вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудников спецотдела. Об ознакомлении осужденного с документами на них делаются соответствующие отметки.
Таким образом, выдача на руки осужденному документов, содержащихся в личном деле осужденного, в том числе справки о наложенных поощрениях и взысканиях, не предусмотрена Инструкцией.
Справка, предоставленная осужденному Катызину (исх. № 19/ТО/55/4-112 от 03.07.2020) носит информативный характер, содержит сведения об общем количестве примененных к осужденному Катызину поощрений и взысканий, соответствует требованиям Приказа ФСИН России от 10.08.2011 № 463. Срок предоставления ответа на заявление осужденного Катызина с учетом положений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», не нарушен. Права осужденного Катызина на доступ к информации, не нарушены.
Кроме того, представитель ответчика Мальцева Е.А. в судебном заседании суду пояснила, что объем предоставленной Катызину В.В. информации соответствует его заявлению, ему предоставлены сведения о поощрениях и взысканиях, которые он попросил.
В своей деятельности в целях рассмотрения заявлений осужденных об условно-досрочном освобождении, вопросов о привлечении к дисциплинарным взысканиям должностные лица учреждения составляют характеристики осужденных с приложением к характеристике справки о поощрениях и взысканиях в соответствии с методическими рекомендациями, которые даны на этот случай.
Форма справки о поощрениях и взысканиях каким бы то ни было нормативным актом не установлена, в связи с чем у учреждения не было обязанности для выдачи Катызину В.В. иного документа, нежели представлен осужденному, в связи с чем Катызину В.В. в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме.
Заинтересованное лицо начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР Метелев О.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными…, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено следующее.
Катызин В.В. осужден приговором Дзержинского районного суда г. Перми по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы, отбывает назначенное наказание ФКУ ИК-5 УФСИН России, окончание срока наказания составляет дата – 12.02.2022 года.
12.06.2020 года Катызин В.В. обратился к начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР с заявлением о выдаче ему «справки о наложенных взысканиях и поощрениях для предоставления ее в суд».
На данное заявление Катызину В.В. был дано письменное сообщение за подписью начальника ФКУ ИК-5 №19/ТО/55/4 от 03.07.2020 года: «Сообщаю, что Ваше заявление от 12.06.2020 года рассмотрено. В настоящий момент согласно материалам личного дела на Вас наложено 41 взыскание за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Поощрений нет.»
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ст.219 КАС РФ «если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов».
Поскольку в суд с иском по настоящему делу истец обратился 26.08.2020 года, суд приходит к выводу о соблюдении истцом срока обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ при оспаривании действий и сообщения от 03.07.2020 года.
Разрешая требования истца по существу, суд учитывает следующее.
Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 12 УИК РФ Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд…
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
В силу части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.
Согласно части 1 данной статьи государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом в силу статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
12.06.2020 года Катызин В.В. обратился к начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР с заявлением о выдаче ему справки о наложенных взысканиях и поощрениях.
Справка предполагает документ, который содержит подтверждение юридических и биографических фактов, в контексте заявления Катызина В.В. таковыми в являются сведения о поощрениях и взысканиях. Указанные сведения в документальной форме, с подписью уполномоченного должностного лица – начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России были получены Катызиным В.В. в срок, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Обращение Катызина В.В. должностным лицом ответчика рассмотрено, истребованная информация истцу предоставлена в установленный срок. Право истца на получение информации реализовано в полном объеме в соответствии с характером обращения.
Доводы истца о неполноте предоставленной информации (об отсутствии сведений о времени наложения взыскания, названии взыскания, причины наложений и даты погашения) отвергаются судом, поскольку из текста обращения (заявления) Катызина В.В. от 12.06.2020 года следует, что такая информация последним не истребовалась, следовательно, обязанность по ее представлению у ответчика в связи с обращением Катызина В.В. 12.06.2020 года не возникла, факт нарушения прав истца судом не установлен, соответственно, Катызину В.В. в удовлетворении иска о признании незаконными действий по непредставлении справки о наложенных взысканиях; решения от 3 июля 2020 года № 19/ТО/55/4-112; о возложении обязанность предоставить информацию о полном перечне наложенных взысканий - надлежит отказать в полном объеме.
Доводы истца о том, что формулировка «справка о поощрениях и взысканиях» предполагает представление сведений по определенной форме с указанием даты наложения взыскания, названия взыскания, причины наложения взыскания, даты погашения взыскания, отвергаются судом. Нормативно-правовыми актами, на предмет соответствия которым истец просил проверить оспариваемые действия, сообщения ответчика, не установлена обязанность по предоставлению запрошенной информации в форме справки определенного содержания («установленного образца»).
Образец, форма справки о поощрениях и взыскания осужденного нормативными актами не утверждалась.
Ссылка истца на Сборник методических рекомендаций Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН отвергается судом.
Указанный сборник содержит методические рекомендации о порядке подготовки характеризующих материалов на осужденных, представляемых в суд для решения вопросов их условно-досрочного освобождения…, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. В соответствии с указанными рекомендациями справка о поощрениях и взысканиях по образцу, изложенному в приложении № 13: с указанием даты объявлении, оснований возложения, вида взыскания, отметок о снятии, является рекомендованным приложением к характеристике, изготавливаемой в целях решения вопросов их условно-досрочного освобождения…, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Таким образом, эти методические рекомендации императивного характера нее имеют и касаются достаточно определенной и узкой сферы деятельности учреждения. Соответственно, у учреждения обязанность по заявлению Катызина В.В. предоставить информацию (справку) указанной формы не возникла.
Обращение Катызина В.В. должностным лицом учреждения рассмотрено в установленный срок, Катызин В.В. получил информацию в соответствии с запросом, сформулированным и изложенным им самим письменно в заявлении, т.е. право на получение информации реализовал, доказательства нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца, доказательства незаконного возложения обязанности истец не представил, в связи с чем основания для удовлетворения требований истца отсутствую. С учетом изложенного в удовлетворении требований истца о признании незаконными действий по непредставлению справки о наложенных взысканиях, решения (сообщения) от 3 июля 2020 года № 19/ТО/55/4-112, а соответственно и в удовлетворении производного требования о возложении обязанность предоставить информацию о полном перечне наложенных взысканий - должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Катызина Владимира Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония№ 5 УФСИН по Удмуртской Республике» о признании незаконным решения от 3 июля 2020 года № 19/ТО/55/4-112; о признании незаконными действий по непредставлении справки о наложенных взысканиях; о возложении обязанность предоставить информацию о полном перечне наложенных взысканий - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 12 февраля 2021 года.
Судья О.В. Мосалева