Дело № 2а-5566/2018
64RS0045-01-2018-006143-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова:
в составе председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Ткачевой А.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулика ФИО7 к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участке и обязании его выдачи, -
установил:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», мотивируя свои требования тем, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й.
В апреле 2018 года он обратился в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й.
25.06.2018 года письмом за № ему было отказано в выдаче ГПЗУ.
Считает данный отказ незаконным, так это противоречит нормам градостроительного Кодекса РФ.
Как следует из текста оспариваемого отказа в предоставлении плана, документы, предоставленные заявителем, а так же информация, полученная на межведомственные запросы, содержит противоречивые сведения о наличии, количестве и назначении объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040323:184.
Комитетом было установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены два нежилых здания и часть нежилого здания, контуры которого пересекает граница земельного участка, в результате чего административным органом был сделан вышеуказанный вывод.
Данные обстоятельства, по мнению комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», не могут являться основанием для заполнения формы ГПЗУ.
Административный истец считает данные основания незаконными, поскольку обязанность по установлению наличия либо отсутствия объектов недвижимости в рассматриваемом случае возложена административным регламентом на комитет.
Отражение в топографической съемке строительных объектов, частично расположенных на испрашиваемом земельном участке, не может являться препятствием для выдачи градостроительного плана.
Отказ в выдаче градостроительного плана действующим законодательством не предусмотрен.
На основании вышеизложенного следует, что отказ комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в выдаче градостроительного плана земельного участка является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного просит признать незаконным отказ комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в подготовке градостроительного плана земельного участка, с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й, выраженный в форме письма от 25.06.2018 №05-07/481-05-02.
Обязать комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать Кулику ФИО8, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й.
Взыскать с комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация МО «Город Саратов».
В связи с привлечением данного соответчика, представитель административного истца уточнил заявленные исковые требования, согласно которым просит признать незаконным отказ комитета по градостроительной по.иггнке. архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации МО «Город Саратов» в подготовке градостроительного плана земельного участка, с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов. Трофимовский 2-й, выраженный в форме письма от 25.06.2018 №05-07/481-05-02.
Обязать комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрацию МО «Город Саратов» в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать Кулик ФИО9, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, Трофимовский 2-й.
Взыскать в равных долях с комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации МО «Город Саратов» в пользу Кулик ФИО10 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, указывая на то, что они предъявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению. При этом, дала пояснения, аналогичные содержанию письменных возражений на иск, приобщенных к материалам дела.
Административный ответчик - администрация МО «Город Саратов», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения данного Федерального закона. Пункт 1 части 1 его статьи 7 запрещает органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Градостроительный план земельного участка (далее ГПЗУ) отражает всю имеющуюся информацию о конкретном земельном участке, содержит сведения о возможном его использовании.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й (л.д. 16-18).
В апреле 2018 года административный истец обратился в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.метров, расположенный по адресу: г.Саратов, Трофимовский 2-й.
25.06.2018 года письмом за № 05-07/481-05-02 ему было отказано в выдаче ГПЗУ (л. д. 13).
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее - Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются:
1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
2) отсутствует утвержденная документация по планированию территории (ДПТ), если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
С 1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признана утратившей силу статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определяющая требования к подготовке и содержанию ГПЗУ как одного из видов документации по планировке территории.
С момента вступления в действие новой редакции Кодекса ГПЗУ исключен из видов документации по планировке территории.
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Кодекса в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее - правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
В силу части 6 статьи 57.3 Кодекса орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю. ГПЗУ выдается заявителю без взимания платы.
Иной порядок предоставления ГПЗУ по обращению правообладателя Кодексом не установлен.
Кодексом не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.
Таким образом, предъявление органом местного самоуправления правообладателю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче ГПЗУ различных документов или отказ в выдаче ГПЗУ не соответствует законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Суд находит необоснованными доводы ответчика комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» о наличии правовых оснований отказа в выдаче ГПЗУ по причине установления противоречивых сведении о наличии, количестве и назначении объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040323:184.
Данный довод несостоятелен, суд относится к нему критически, поскольку он основан на неверном толковании норм материального плана.
Действующее законодательство не предусматривает указанное обстоятельство в качестве основания к отказу в подготовке и выдаче ГПЗУ.
На основании вышеприведенных норм права и установленных фактических обстоятельств по делу суд приходит к выводу о незаконности отказа в подготовке и выдаче истцу градостроительного плана принадлежащего ему участка.
Вместе с тем, суд считает, что требования административного иска не обоснованно предъявлены к ответчику в лице комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов».
При этом, суд исходит из следующего:
комитет действует на основании Положения о комитете по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 15.02.2018 №30-234.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о комитете градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования
«Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.09.2011 №7- 70, (далее – Положение о Комитете) комитет является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от ее имени решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства.
Пунктом 3.3.7. Положения о Комитете к полномочиям комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству отнесены подготовка и выдача в установленном законом порядке градостроительных планов земельных участков.
Вместе с тем, решение о выдаче или отказе в выдаче ГПЗУ принижается администрацией муниципального образования «Город Саратов».
В материалах дела имеется отказ в выдаче заявителю ГПЗУ, выраженный в письме от 26.06.2018 № 05-07/481-05-02 и подписанный заместителем главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре ФИО4 (л.д. 13-15)
Комитет и администрация муниципального образования «Город Саратов» являются разными юридическими лицами в соответствии со статьей 48 ГК РФ.
У комитета отсутствуют полномочия и обязанность по приятии решения о выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в рамках данного спора является ненадлежащим ответчиком.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на администрацию обязанности в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать истцу градостроительный план принадлежащего ему участка, поскольку суд не вправе подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд считает необходимым обязать администрацию рассмотреть в установленном порядке и в установленный законом срок заявление Кулика ФИО11 о выдаче ему градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, Трофимовский 2-й с учетом обстоятельств, установленных судом в рамках настоящего дела и принять по нему решение, не предрешая при этом, каким по существу должно быть это решение.
Кроме того, в соответствии оо ст.ст. 68, 71, 73 КАС РФ с ответчика администрации МО «Город Саратов» подлежат взысканию в пользу административного истца ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Кулика ФИО12 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образование «город Саратов» в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, Трофимовский 2-й, выраженный в форме письма от 25.06.2018 г. № 05-07/481-05-02.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в установленном законом порядке и в установленный законом срок принять решение по заявлению Кулика ФИО13 о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:040323:184, площадью 9017 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, Трофимовский 2-й.
Взыскать с администрации муниципального образование «город Саратов» в пользу Кулика ФИО14 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска Кулика ФИО15 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.
Судья Ю.Н Кравцова