Дело № 2а-5568/20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 09 июля 2020 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Игорцевой Е.Г.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
с участием:
представителя административного истца – АО «ПИНО» Наумовой Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, наличие высшего юридического образования подтверждено дипломом серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Батлук А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар Батлук А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица – городской Думы Краснодара Шупляк В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., наличие высшего юридического образования подтверждено дипломом серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению АО «ПИНО» к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий и возложении обязанности провести публичные слушания,
УСТАНОВИЛ:
АО «ПИНО» обратилось в суд с вышеуказанными требованиями к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в порядке административного судопроизводства.
Иск заявлен административным истцом по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 13 404 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>.
Земельный участок имеет вид разрешенного использования – жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения: многоэтажные жилые дома.
По обращению административного истца департаментом архитектуры и градостроительства подготовлен и утвержден приказом ответчика от 20.06.2017 г. градостроительный план земельного участка, в котором не указано место допустимого строительства, а также содержится информация о нахождении земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры, что препятствует подготовке проектной документации и получению в дальнейшем разрешения на строительство на земельном участке.
В этой связи в декабре 2018 г. административный истец обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о выкупе земельного участка для муниципальных нужд – для строительства автодороги, однако из полученного ответа следовало, что документация по планировке территории в отношении рассматриваемого земельного участка не разрабатывалась, а в генеральном плане города ранее планируемая автодорога исключена.
В 2017 г. административный истец обращался в администрацию муниципального образования город Краснодар по вопросу организации публичных слушаний, однако получил отказ.
18.10.2019 г. последовало повторное обращение по вопросу организации публичных слушаний для внесения изменений в Генеральный план, но снова получен отказ, поскольку администрацией муниципального образования предусмотрено комплексное обследование территории муниципального образования с целью максимального учета интересов муниципального образования и граждан, организаций? а департаменту архитектуры и градостроительства поручено разработать и представить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар общий проект внесения изменений в Генеральный план и в настоящее время проводятся мероприятия по подготовке проекта.
Поскольку порученный к разработке департаменту архитектуры и градостроительства общий проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодара может утверждаться еще длительное время, а за этот период коммерческая ценность земельного участка может быть утрачена, и, учитывая, что с 2017 г. административный истец пытается получить градостроительный план с указанием места допустимого строительства, он считает, что данный вопрос может быть разрешен только в судебном порядке, в связи с чем обратился с настоящими требованиями.
Поскольку ответ на повторное обращение получен 06.12.2019 г. административный истец полагает, что с данного момента ему стало известно о нарушении прав, а потому считает, что срок обращения в суд не пропущен.
По указанным основаниям просит признать действия департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе организовать и провести общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка по <адрес> в г. Краснодаре с кадастровым номером №, незаконными, обязав ответчика провести указанные мероприятия по внесению изменений в Генеральный план в отношении принадлежащего истцу земельного участка, указав место допустимого размещения зданий – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечена городская Дума Краснодара.
Представитель административного истца АО «ПИНО» Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, в своих пояснениях ссылалась на доводы, в целом аналогичные изложенным в иске. Уточнила, что истец не согласен с отказом в назначении и проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план города в отношении земельного участка, принадлежащего его доверителю. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар Батлук А.В. с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – городской Думы Краснодара Шупляк В.А. также возражал относительно предъявленных требований, просил оставить их без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд не установил наличие оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По существу рассматриваемого спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.
АО «ПИНО» (ранее ЗАО «ПИНО») является собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 13 404 кв.м., кадастровый номер №. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33).
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 20.06.2017 г. №-гп утвержден градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, подготовленный по заказу административного истца (л.д. 36).
Как видно из чертежа градостроительного плана, место допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке отсутствует.
По вопросу внесения изменений в Генеральный план административный истец обращался в администрацию муниципального образования город Краснодар. Из письма ответчика от 06.12.2019 г. следует, что протоколом № от 21.12.2017 г. было принято решение отклонить предложение АО «ПИНО» в отношении рассматриваемого земельного участка. В настоящее время предусмотрено комплексное обследование территории муниципального образования город Краснодар с целью максимального учета интересов муниципального образования город Краснодар и граждан, организаций, как участников процесса социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования город Краснодар, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Департаменту архитектуры и градостроительства поручено разработать и представить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар общий проект внесения изменений в генеральный план. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке вышеуказанного проекта (л.д. 27-28)
Инициируя возбуждение рассматриваемого дела, административный истец считает незаконным отказ ответчика в организации проведения публичных слушаний с целью внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Между тем, суд полагает доводы истца необоснованными ввиду нижеследующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 г. № 11 п. 6, муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа.
Согласно Уставу муниципального образования город Краснодар представительным органом муниципального образования город Краснодар является городская Дума Краснодара.
Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования город Краснодар отнесены к ведению городской Думы Краснодара (ст. 25 Устава).
В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Частью 2 ст. 18 ГрК РФ установлено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 17 ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Согласно ст. 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением городской Думы Краснодара от 22.03.200 г. № 21 п. 1 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Краснодар.
В соответствии с п. 1.4.1.1 на общественные обсуждения выносятся в обязательном порядке проект генерального плана муниципального образования город Краснодар, проект правил землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории, проекты, предусматривающие внесение изменений в один из указанных утвержденных документов (далее - проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории).
Порядок организации и проведения общественных обсуждений по проектам, указанным в пункте 1.4.1.1, устанавливается Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением (п. 1.5 Положения).
Пункт 2.1 публичные слушания по проектам в области градостроительной деятельности, общественные обсуждения по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, выносимые в обязательном порядке соответственно на публичные слушания, общественные обсуждения, проводятся по инициативе лиц, заинтересованных в данных изменениях, внесших в установленном порядке предложения по указанным проектам (далее - заинтересованные лица).
Публичные слушания, общественные обсуждения, проводимые по инициативе населения или городской Думы Краснодара, назначаются городской Думой Краснодара, публичные слушания, общественные обсуждения, проводимые по инициативе главы муниципального образования город Краснодар и заинтересованных лиц, - главой муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных законоположений, позволяет прийти к выводу о том, что изменение генерального плана осуществляется по такой же процедуре, что и его принятие, и включает в себя несколько основных этапов: принятие решения главой местной администрации о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план; представление заинтересованными лицами предложений об изменении Генерального плана; проведение публичных слушаний по предлагаемым изменениям; рассмотрение проекта изменений и результатов публичных слушаний на заседании представительного (законодательного) органа местного самоуправления; принятие или отклонение предлагаемых поправок в Генеральный план.
В этой связи проведение публичных слушаний до принятия главой администрации муниципального образования город Краснодар решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план не представляется возможным.
В этой связи, отказ ответчика в организации проведения публичных слушаний требованиям закона не противоречит, а исковые требования заявлены преждевременно.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что об отказе в проведении публичных слушаний административному истцу сообщено в письме от 06.12.2019 г., с настоящим заявлением он обратился в суд 11.02.2020 г., тем самым не пропустив процессуальный срок на обжалование, порядок исчисления которого установлен статьями 219, 92, 93 КАС РФ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления АО «ПИНО» к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий и возложении обязанности проведения публичных слушаний - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Е.Г. Игорцева
Мотивированное решение составлено 17.07.2020 г.