Дело №2а-556/2018 20 июля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Туапсе
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Кит В.О.,
при секретаре судебного заседания Арустамян Н.Г.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района – ФИО2, действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании ответа от 22.05.2018 года незаконным, обязании рассмотреть заявление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Туапсинский городской суд с административным исковым заявлением к заместителю главы администрации по вопросам ЖКХ, архитектуры, имущественным отношениям К, Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании действий заместителя главы администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района К, выразившиеся в принятии неправомерного решения, по основаниям, изложенным в ответе от 22.05.2018 года № 12-853/1 незаконными, в целях устранения допущенных нарушений прав свобод и законных интересов ФИО1 обязании администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района предоставить ФИО1 бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что она - ФИО1 является многодетной матерью. Согласно Закону Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (Далее - Закон) административный истец имеет право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность. С целью приобретения земельного участка в аренду, административный истец подала заявление в администрацию Муниципального образования Туапсинский район о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка. Постановлением администрации Муниципального образования Туапсинский район № от 27.12.2013 года административному истцу был предоставлен в аренду сроком на 10 лет, земельный участок категория земель -земли населенных пунктов, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. 27.12.2017 года между административным истцом и администрацией Муниципального образования Туапсинский район был заключен договор аренды № земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет. Согласно ст. 10 Закона, с момента возникновения права собственностина размешенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен.Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды. В соответствии с выпиской из ЕГРН административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 73,7 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:5257, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0201002:4220 по адресу: <адрес>, вид, номер и дата государственной регистрации — собственность, 23:33:02001002:5257-23/013/2018-1, ДД.ММ.ГГГГ; документ-основание Договор аренды земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом принадлежащий административному истцу по праву собственности и для прекращения договора аренды, административный истец подал заявление в администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Указанный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, подписанный заместителем главы администрации Туапсинского городского поселения <адрес>К содержал следующее - «в период работы с заявлением и предоставленными документами у администрации Туапсинского городского поселения возникли сомнения в том, что сооружение расположенное на земельном участке является жилым домом. Фактически данное сооружение является объектом незавершенного строительства». Административный истец считает, что административный ответчик неправомерно принял решение, отказав в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом принадлежащий административному истцу по праву собственности, вследствие чего оспариваемое решение административного ответчика является незаконным. Между административным истцом и администрацией Муниципального образования <адрес> был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:4220, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет. На предоставленном в аренду земельном участке административным истцом был возведен объект капитального строительства - индивидуальный жилой дом. В соответствии с выпиской из ЕГРН за административным истцом было зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 73,7 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:5257, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0201002:4220 по адресу: <адрес>, вид, номер и дата государственной регистрации — собственность, №; документ-основание Договор аренды земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом принадлежащий административному истцу по праву собственности и для прекращения договора аренды, административный истец подал заявление в администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Указанный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, подписанный заместителем главы администрации Туапсинского городского поселения <адрес>К содержал следующее - «в период работы с заявлением и предоставленными документами у администрации Туапсинского городского поселения возникли сомнения в том, что сооружение расположенное на земельном участке является жилым домом. Фактически данное сооружение является объектом незавершенного строительства». При этом, основания послужившие отказом в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, административный ответчик основывает лишь на своем мнении. Закон краснодарского края не содержит оснований для отказа в предоставлении бесплатно в собственность земельных участков на которых возведен объект капитального строительства. При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что оспариваемое решение административного ответчика не основано на нормах закона, вследствие чего является незаконным. Приняв неправомерное решение, отказав в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом принадлежащий административному истцу по праву собственности, административным ответчиком было нарушено право административного истца предоставленное ему законом <адрес>№-K3. В связи с чем просит действия заместителя главы администрации Туапсинского городского поселения <адрес>К, выразившиеся в принятии неправомерного решения, по основаниям, изложенным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№, признать незаконными, в целях устранения допущенных нарушений прав свобод и законных интересов ФИО1 обязать администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> предоставить ФИО1 бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:51:0201002:4220, расположенный по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании уточнила требования административного искового заявления и просила решение администрации Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ выразившееся в отказе предоставления ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка с КН 23:51:0201002:4220 - признать незаконным; в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1, обязать администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> рассмотреть в установленном законом порядке заявление поданное ДД.ММ.ГГГГФИО1, о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с КН 23:51:0201002:4220, расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
Представитель административного ответчика Администрации Туапсинского городского поселения <адрес>Н в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, считала отказ в предоставлении земельного участка обоснованным, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы регистрационного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст.4КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2. ст. 1 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно ч. 3. ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Согласно ч. 5 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Статьей46Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии частями 1, 2 ст.62КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 является многодетной матерью.
Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" административный истец имеет право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.
С целью приобретения земельного участка в аренду, ФИО1 подала заявление в администрацию Муниципального образования <адрес> о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ей земельного участка.
Постановлением администрации Муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предоставлен в аренду сроком на 10 лет, земельный участок категория земель -земли населенных пунктов, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:4220, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и администрацией Муниципального образования <адрес> был заключен договор аренды № земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:4220, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет.
На предоставленном в аренду земельном участке ФИО1 был возведен объект капитального строительства - индивидуальный жилой дом.
В соответствии с выпиской из ЕГРН административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 73,7 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:5257, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0201002:4220 по адресу: <адрес>, вид, номер и дата государственной регистрации - собственность, 23:33:02001002:5257-23/013/2018-1, ДД.ММ.ГГГГ; документ-основание - Договор аренды земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу по праву собственности и для прекращения договора аренды, ФИО1 подано заявление в администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом.
Согласно ст. 10 Закона, с момента возникновения права собственности на размешенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.
Однако, согласно ответу Администрации Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано следующее, что отделом имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, по поручению главы Туапсинского городского поселения <адрес> рассмотрено обращение истицы о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 132. с кадастровым номером 23:51:0201002:4220. По результатам рассмотрения, сообщено следующее. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости индивидуальный жилой дом площадью 73.7 кв.м, с кадастровым номером 23:51:0201002:5257, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в собственность ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации 23:33:0201002:5257-23/013/2018-1. Однако, в период работы с заявлением и предоставленными документами у администрации Туапсинского городского поселения возникли сомнения в том, что сооружение расположенное на Участке является жилым домом. Фактически данное сооружение является объектом незавершенного строительства. Согласно ст.10 Закона №-К3 от" ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей с собственность бесплатно земельных участков...» предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется при условии возникновения права собственности на размещенный жилой дом не предназначенным к разделу на квартиры (дом пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. На основании изложенного в соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация Туапсинского городского поселения <адрес> отказано в удовлетворении заявления и сообщено, что Администрация намерена обратиться в суд по вопросу отмены регистрации права собственности на указанное строение, в качестве жилого дома.
В соответствии с п.п. «б» п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренныхстатьей 39.20настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положениями ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Согласно пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно <адрес> "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
В соответствии со ст. 10 Закона в течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.
Согласно п. 6 ст.39.5 Земельного кодексаРоссийской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования ЗК РФ Законодательным собранием <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон КК №-КЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона КК №-КЗ установлено, что для приобретения земельного участка заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка (далее — учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - перечень).
В рамках рассмотрения обращения гражданина о постановке на учет, органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают сведения из Единого государственного реестра недвижимости, из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, из нехозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об отсутствии у заявителя, другого (других) родителя зарегистрированных прав на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, предназначенные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (ч. 4 ст. 3 Закона КК №-КЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона КК №-КЗ основаниями для отказа заявителю в постановке на учет являются: представление неполного пакета документов; несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям для предоставления земельных участков, установленным статьей 3 настоящего Закона; (в ред.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3363-КЗ), уже принятое решение о предоставлении заявителю (другому родителю) в аренду земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей; постановка на учет ранее другого родителя как гражданина, имеющего трех и более детей. (п. 4 введен<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3747-КЗ).
В ходе судебного разбирательства, по настоящему административному исковому заявлению, со стороны административного ответчика суду не представлено оснований, делающих невозможным предоставление ФИО1 испрашиваемого земельного участка.
Администрацией не было предложено истице представить дополнительно документы, подтверждающие что данный дом пригоден для постоянного проживания.
Доводы представителя административного истца о том, что строение, возведенное ФИО1 на земельном участке не является жилым домом, и право на него не должно было быть зарегестрированно, суд признает не состоятельным поскольку, в соответствии с выпиской из ЕГРН ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 73,7 кв.м., с кадастровым номером 23:51:0201002:5257, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0201002:4220 по адресу: <адрес>, вид, номер и дата государственной регистрации — собственность, 23:33:02001002:5257-23/013/2018-1, ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ администрации Туапсинского городского поселения <адрес> в предоставлении ФИО1 земельного участка бесплатно в собственность основан на сомнениях органа местного самоуправления в том, что сооружение, возведенное ФИО1 на земельном участке является жилым домом, каких – либо доказательств не имелось, что не допустимо.
Более того, на момент отказа органом местного самоуправления регистрация права собственности жилого дома никем не оспорена и не отменена, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данный отказ является незаконным.
Кроме того, предусмотренные законом основания, делающие невозможным предоставления спорного земельного участка в собственность, не положены в основу принятого административным органом решения.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что вопросы предоставления земельных участков относятся к полномочиям администрации Туапсинского городского поселения <адрес>, суд считает надлежащим способом защиты нарушенного права административного истца – обязать администрацию Туапсинского городского поселения МО <адрес> рассмотреть в установленном законом порядке заявление поданное ДД.ММ.ГГГГФИО1, о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с КН 23:51:0201002:4220, расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
В связи с чем, требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании решение администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 22.05.2018 года № выразившееся в отказе предоставления ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка с КН 23:51:0201002:4220 незаконным; обязании рассмотреть в установленном законом порядке заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка – удовлетворить.
Признать решение администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 22.05.2018 года № выразившееся в отказе предоставления ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка с КН 23:51:0201002:4220 - незаконным.
В целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1, обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района рассмотреть в установленном законом порядке заявление поданное ДД.ММ.ГГГГФИО1, о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с КН 23:51:0201002:4220, расположенного по адресу: РФ, <адрес>,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Туапсинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2018 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2018 года.
Судья
Туапсинского городского суда (копия) В.О. Кит