дело №2а-5576/2023
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Пышкиной Д.В.
с участием прокурора Сергиенко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
дело по административному исковому заявлению Комоловой Олеси Ивановны к администрации города Кемерово о признании незаконным в части постановления ### от **.**.**** «Об установлении публичного сервитута»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Комолова О.И. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным иском к администрации города Кемерово о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего ей земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что в **.**.**** года вышло постановление Администрации г. Кемерово ### «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд г. Кемерово» с перечнем адресов, подлежащих изъятию. Дом, принадлежащий Комоловой О.И., находящийся по адресу: ..., вошел в этот перечень.
В **.**.**** года в этом доме была проведена оценка объекта недвижимости, земельного участка и всех убытков компанией ООО «...», которую прислали из КУМИ.
В Центральном районном суде г. Кемерово по делу ### была назначена судебная оценка и далее вынесено решение обязать администрацию г. Кемерово выплатить денежное возмещение по результатам оценки, которое обжаловано администрацией города в областном суде.
Комолова О.И. указывает, что в доме по адресу: ... она осталась проживать одна. Условия для жизни в данном доме ухудшены «до предела» (нет освещения улицы, техника (в том числе тяжелая) работает почти круглосуточно, выезды и въезды стабильно часто оказываются перекрыты, мародёры и днем и ночью ведут свою деятельность и т.п). Без её согласия начали проводить работы по прокладке трубопровода методом ГНБ на территории принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ### и под её квартирой с кадастровым номером ###, которая расположена в жилом доме, что, по мнению административного истца, может привести к повреждениям помещения и фундамента. Так же техника стоит в непосредственной близости к жилому дому около несущей стены, хотя по закону должна стоять не менее 5-6 метров от жилого помещения.
Когда сотрудники ООО МП «ГорУКС» и ООО «МЭС» приступили **.**.**** к работам на земельном участке, принадлежащем Комоловой О.И. с угрозой для её жизни и здоровья, а также с угрозой целостности земельного участка и квартиры, ею были вызваны сотрудники полиции, которые выявили нарушения в предоставленном разрешении на строительство (участка Комоловой О.И. там небыло и начальником МП «ГорУКС» в срочном порядке было дано распоряжение переделать разрешение на строительство).
В Разрешении отсутствовала ссылка на земельный участок, принадлежащий Комоловой О.И. и отсутствовали сведения о том, что в отношении участка имеется сервитут, однако, когда данное обстоятельство было обнаружено сотрудниками полиции, то через полчаса представители администрации уже подготовили другое аналогичное Разрешение на строительство в котором её участок уже был указан в качестве участка, на который распространяет свое действие публичный сервитут.
Комолова О.И. указывает на нарушения своих прав: из-за работы техники на доме пошли трещины, дом «трясет»; сотрудниками, подрядчиками и начальниками происходит конкретное доведение до нервного срыва; находиться в доме становится страшно, дабы не засыпало обрушившейся кровлей. При наступлении холодов произойдет перемерзание труб холодного водоснабжения, так как ничего не утеплено и она останется без воды.
По мнению административного истца, не соблюден основной принцип публичного сервитута, который гласит о том, что установление сервитута не должно являтьсяпрепятствием для использования земельного участка и жилого дома расположенного на нем по назначению.
Также Комолова О.И. указывает на нарушение процессуального порядка установления сервитута, так как никаких уведомлений от Росреестра и администрации города Кемерово об установлении сервитута она не получала, хотя Уведомление обладателя публичного сервитута о государственной регистрации ограничения права на земельный участок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 218 - 220, 223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд признать незаконным Постановление Администрации города Кемерово от **.**.**** за ### «Об установлении публичного сервитута» в части установления сервитута в отношении земельного участка принадлежащего мне на праве собственности с кадастровым номером ### по адресу: ...
Административный истец – Комолова О.И. в судебном заседании свои требования поддержала.
Представители административных ответчиков – Лозовая П.В. и Романов М.С., действующие на основании доверенностей от **.**.**** и от **.**.****, соответственно, представившие дипломы о наличии высшего юридического образования (л.д.68-74) в судебном заседании требования Комоловой О.И. не признали; в материалы дела представлены письменные возражения (л.д.83-86).
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Сергиенко Н.А., полагавшего в удовлетворении требований Комоловой О.И. отказать, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что постановлением администрации Кемерово от **.**.****### «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ... (л.д.135-136).
Указанный земельный участок и ..., расположенная в жилом доме на данном земельном участке, принадлежит Комоловой О.И., что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.39-46).
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45 Устава города Кемерово, Глава города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданныхорганам городского самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города.
Соответственно, оспариваемый правовой акт, в установленном законом порядке принят форме постановления администрации города.
В соответствии со статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 45 Устава города Кемерово постановление от **.**.****### опубликовано в официальных источниках опубликования муниципальных прав актов - издании «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» pravo-kemerovo.ru **.**.**** и в газете «Кемерово» ###, **.**.****.
Несостоятельны доводы административного истца о том, что нарушен порядок (процедура) принятия оспариваемого постановления администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об установлении публичного сервитута».
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации г.Кемерово и действует в рамках полномочий, предусмотренных положением, утверждённым постановлением администрации г. Кемерово от **.**.****### «Об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово».
Пунктом 3.64 Положения к полномочиям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово отнесено обеспечение исполнение функций администрации города Кемерово по рассмотрению ходатайств об установлении публичного сервитута, по извещению правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута, по приему заявлений правообладателей земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, подготовке решений об установлении публичного сервитута, решений об о установлении публичного сервитута, по осуществлению иных действий, подлежащих выполнению в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Феде
Как следует из пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
К правоотношениям, возникающим в связи с установи осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V Земельного Кодекса РФ не применяются.
Статьёй 39.37 ЗК РФ определены цели установления публичного сервитута, в том числе, строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт об электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 ЗК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей).
Постановлением администрации г. Кемерово от **.**.****### утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута», которым определены, в частности состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур.
Так, пунктом 3.1. Административного регламента определён исчерпывающий перечень административных процедур при предоставлении муниципальной услуги:
1) прием и регистрация ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к нему документов;
2) проверка ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к нему документов на наличие оснований для их возврата заявителю без рассмотрения;
3) выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута;
4) принятие решения об установлении публичного сервитута или об отказе в установлении публичного сервитута.
5) выдача (направление) документов по результатам предоставления муниципальной услуги.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, включенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой, допускается установление публичного сервитута (подпункт 5 статьи 39.40 ЗК РФ).
Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута установлены Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0150 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута», зарегистрированным в Минюсте России 01.06.2022 № 68672.
Как следует из письменных материалов дела, на основании соглашений о передаче полномочий от **.**.**** №### от **.**.****###, от **.**.****###, от **.**.****### муниципальное предприятие Кемерово «Городское управление капитального строительства уполномочено управлением городского развития администрации города Кемерово заключать и исполнять от имени города Кемерово муниципальные контракты при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Кемерово для целей строительства инженерных сетей новых микрорайонов центральной части города Кемерово (л.д.89-108).
Действуя в соответствии с возложенными полномочиями, МП «ГорУК» обратилось в администрацию г. Кемерово с ходатайством об установлении публичного сервитута от **.**.****### для целей эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей) в отношении земельных участков согласно приложенному перечню, в котором указан в том числе земельный участок кадастровым номером ### (л.д.87-88).
В обоснование необходимости установления публичного сервитута указано строительство инженерной инфраструктуры новых микрорайонов центральной части г. Кемерово в целях ресурсоснабжения и жизнеобеспечения данных микрорайонов, а также обеспечение возможности развития и жилой застройки указанных микрорайонов в соответствии с Генеральным планом г. Кемерово и Правил землепользования и застройки г. Кемерово.
МП «ГорУКС» также указаны в п.7 ходатайства от **.**.**** реквизиты решений органа местного самоуправления об утверждении документов по планировке территории:
постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### подготовке документации по планировке территории в границах: ...
постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### утверждении проекта межевания территории в границах: ...
Во исполнение подпункта 1 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово направлено письмо от **.**.****### в адрес МАУ «Редакция газеты «Кемерово» с просьбой разместить сообщение от **.**.****### о возможном установлении публичного сервитута в газете «Кемерово». Указанное сообщение размещено **.**.**** в выпуске ###) газеты «Кемерово» (л.д. 122-124).
Во исполнение подпункта 2 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ информация о возможном установлении публичного сервитута размещена на официальном сайте администрации г. Кемерово **.**.**** (л.д.125).
Во исполнение подпункта 3 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово направлены письма в адрес Территориального управления Центрального района (от **.**.****###) и Территориального управления ... (от **.**.****###) о необходимости размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута (л.д.126-127).
Данные территориальные управления сообщили о размещении информации на своих стендах (письмо Территориального управления заводского района от **.**.****###, письмо Территориального управления ... от **.**.****###) – л.д.128-133.
Во исполнение подпункта 4 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ сообщение о возможном установлении публичного сервитута размещено в пределах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501007:483, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Дополнительно сообщение о возможном установлении публичного сервитута опубликовано на портале обеспечения градостроительной деятельности г. Кемерово в сети «Интернет» (л.д.134).
Также соответствует требованиям закона и содержание оспариваемого Комоловой О.И. постановления администрации г. Кемерово от **.**.****###.
Согласно пункту 4 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:
1.цель установления публичного сервитута;
2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;
3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения (перенос не предусмотрен);
4) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения земельных участков;
5) срок публичного сервитута;
6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);
7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами;
8) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;
9) порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам;
10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае установления публично сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привезти земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 3 е настоящего Кодекса.
Оспариваемое постановление администрации г. Кемерово от **.**.****### содержит всю вышеуказанную информацию.
Согласно пункту 5 статьи 39.43 ЗК РФ решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута.
В данном случае, границы публичного сервитута утверждены пунктом 2 оспариваемого постановления от **.**.****###.
Согласно пункту 7 статьи 39.43 ЗК РФ в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:
разместить решение об установлении публичного сервитута на с официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав (информация направлена в адрес ПИК «Роскадастт Кемеровской области-Кузбассу письмом от **.**.****###);
направить обладателю публичного сервитута копию решения об установи публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.
Пунктом 8 статьи 39.43 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о публичном сервитуте, установленным оспариваемым постановлением от **.**.****###, в том числе в отношении земельного участка, принадлежащего Комоловой О.И., внесены **.**.**** в ЕГРН, что подтверждается соответствующей выпиской.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление ### от **.**.**** «Об установлении публичного сервитута» принято в пределах компетенции администрации города Кемерово, при его принятии соблюдены требования действующего законодательства.
Доводы административного истца на нарушение установленным сервитутом прав на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования сами по себе не могут повлечь признания оспариваемого постановления недействующим.
При этом суд учитывает, что права, свободы и законные интересы административного истца постановлением от **.**.****### не нарушены
То обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером ### и под квартирой, принадлежащей Комоловой О.И., проводятся работы по прокладке трубопровода, что по мнению административного истца может привести к повреждениям жилого дома, не является предметом настоящего спора.
Пунктом 13 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены иные правовые последствия наличия существенных затруднений в использовании земельного участка в связи с установлением публичного сервитута.
Таким образом, административный истец не лишен возможности требовать от органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерную плату в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Комоловой Олеси Ивановны к администрации города Кемерово о признании незаконным постановления ### от **.**.**** «Об установлении публичного сервитута» в части земельном участке с кадастровым номером ###, расположенным по адресу: ... - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Кемерово.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.
Судья Н.В. Маркова