ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5582/2023 от 29.08.2023 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0031-01-2023-005942-22

номер производства 2а-5582/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 29 августа 2023 года

ул.Белорусская, 16

Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при помощнике судьи Суворовой С.В.,

с участием: помощника прокурора Центрального района гор.Тольятти ФИО1,

административного истца ФИО2,

представителя административного истца Малашевича Д.В.,

представителя административного ответчика ФИО3,

административного ответчика ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5,

представителя заинтересованного лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5582/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Центрального района гор.Тольятти Самарской области, ФИО4 об отмене регистрации кандидата,

установил:

ФИО2, будучи кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти VIII созыва, зарегистрированным решением территориальной избирательной комиссии Центрального района гор.Тольятти Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №30 от 28.07.2023 за №118/14, обратился в суд с административным иском, в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы г.о.Тольятти VIII созыва ФИО4, зарегистрированного решением территориальной избирательной комиссии Центрального района гор.Тольятти Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №30 от 01.08.2023 за №120/2.

В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО4 в период выборной кампании допустил нарушения: подкуп избирателей, изготовление агитационных материалов без оплаты из средств избирательного фонда, изготовление и распространение печатных агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах, так ПАО «КуйбышевАзот» в течение выборной компании на территории одномандатного избирательного округа неоднократно проводило развлекательные мероприятия и бесплатный показ художественного фильма -26.07.2023 на территории школы №1 по ул.Мира, 121, 23.08.2023 на территории школы №20 по ул.Мира, 116. 09.08.2023 на спортивной площадке у дома №5 по ул.Карбышева состоялась встреча кандидата ФИО4 с жителями избирательного округа, где последний рассказывал о благоустройстве придомовой территории в рамках проекта «СОдействие», с указанием на внесение 10 % стоимости реализуемого проекта со стороны ПАО «КуйбышевАзот» вместо жителей. Кроме того, на плакатах с приглашениями размещено фото ФИО4, с указанием на его положение куратора проекта, что создает положительный образ кандидата, при этом на плакатах отсутствуют сведения о заказчике, изготовителе, тираже, оплате из средств избирательного фонда, плакаты не были представлены в ТИК. Также распространяется газета «КуйбышевАзот» для города», содержащая статьи о кандидате ФИО4, данных об оплате за счет средств избирательного фонда не представлено, как и не представлена сама газета в ТИК. На рекламном щите у ТЦ «Аэрохолл» размещен видеоролик с рекламой кандидата ФИО4, сведения об оплате изготовления данного ролика за счет средств избирательного фонда отсутствуют.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФИО4, в качестве заинтересованных лиц: территориальная избирательная комиссия Автозаводского района г. Тольятти, Всероссийская политическая партия «Единая Россия».

Административный истец ФИО2 и его представитель адвокат Малашевич Д.В. в судебном заседании просили исключить из доводов административного искового заявления доводы относительно размещения видеоролика на рекламном щите около ТЦ «Аэрохолл», вместе с тем остальные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме и просили удовлетворить иск, дополнив обоснование иска доводами о распространении ФИО4 буклетов с размещенными на них видоизмененными логотипами социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм», являющихся зарегистрированными товарными знаками, при этом при использовании QR- кода осуществляется переход непосредственно в аккаунты административного ответчика в соответствующих социальных сетях, что в свою очередь нарушает законодательство РФ об интеллектуальной собственности, поскольку товарные знаки используются ФИО4 без согласия законных правообладателей. Кроме того, шрифт, используемый в агитационных материалах схож со шрифтом, который принадлежит ООО НПП «ПараТайп», что также нарушает требования гражданского законодательства РФ. Нарушения, допущенные ФИО4 подтверждаются представленными материалами в том числе видеоизображениями, одно из которых, направленное административному истцу от неизвестного ему гражданина, по предположению административного истца отображает события 25 -27.07.2023. Кроме того, по дороге в суд стороной административного истца обозревался плакат, размещенный на одной из улиц Центрального района гор.Тольятти с изображением ФИО4, с указанием «Развитие Тольятти с командой КуйбышевАзота», что свидетельствует о создании положительного образа кандидата ФИО4 неразрывно от ПАО «КуйбышеАзот».

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии гор.Тольятти Самарской области – председатель ФИО3, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и просил отказать в удовлетворении иска, с поддержанием доводов, отраженных в возражениях на иск, согласно которым территориальная избирательная комиссия Центрального района города Тольятти Самарской области на выборах депутатов осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №30, предусмотренные статьей 25 Федерального закона, статьей 24 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области». Административным истцом не представлено доказательств того, что организатором мероприятий, в том числе на которых демонстрировался художественный фильм, действительно является кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва ФИО4, а также что проведение данных мероприятий имеет и реализует агитационную цель относительно данного кандидата. Из анализа представленной истцом видеозаписи встречи кандидата с жителями следует, что кандидат информирует жителей о региональном проекте «СОдействие» (о необходимых документах, порядка, условиях и сроках), о порядке и сроках выполнения работ по благоустройству территории, об участии ПАО «КуйбышевАзот» в реализации социальных проектов на территории Центрального района гор.Тольятти, в том числе в проведении благоустройства. При этом, административным истцом не представлены доказательства, что участие в мероприятии 09.08.2023 имело и реализовало агитационную цель относительно данного кандидата, как и не представлено доказательств содержания признаков предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный в административном исковом заявлении плакат содержит приглашение жителей на развлекательную программу и показ художественного фильма, организованных ПАО «КуйбышевАзот», с указанием внизу плаката «Куратор проекта ФИО4», носит информационный характер и не имеет агитационную направленность. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства изготовления и размещения ФИО4 газеты в агитационный период (с 25.07.2023 - дата предоставления в ТИК для уведомления и регистрации кандидата), на четвертой странице газеты указана дата изготовления - 10.07.2023. Газета содержит информацию о победе ФИО4 в предварительном голосовании партии «Единая Россия», о реализации ПАО «Куйбышевазот» социальных проектов на территории Центрального района г. Тольятти и соответственно носит информационный характер, не содержит призывы голосовать «за» ФИО4, как кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва.

Административный ответчик ФИО4 и его представитель ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили отказать в удовлетворении иска, с поддержанием доводов, отраженных в возражениях на иск, согласно которым ФИО4 организацией кинопоказов не занимался, агитационных мероприятий не проводил, кинопоказы были организованы «Культурно-досуговым центром «Буревестник» при содействии ПАО «КуйбышевАзот», фактически являвшегося спонсором мероприятия, о чем распространялась информация в том числе, через социальную сеть «ВКонтакте». ФИО4 каких –либо выступлений не осуществлял, а лишь доставил флажки с наименованием организации ПАО «КуйбывшевАзот». Губернаторский проект «СОдействие» создан на основе государственной программы Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017 - 2025 годы» и направлен на финансовую поддержку из средств областного бюджета социально-значимых инициатив жителей региона. Стоимость каждого общественного проекта складывается из добровольных пожертвований граждан и организаций (не менее 7% от стоимости реализации проекта), бюджета муниципального образования (не менее 1% от стоимости реализации проекта) и средств областного бюджета. Таким образом, в действиях ФИО4 отсутствуют признаки подкупа, проект «СОдействие» реализуются исключительно на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов власти субъекта Самарской области, органов местного самоуправления. Информационный плакат носит информационный характер и в соответствии с распоряжением от 03.04.2023 ФИО4 назначен куратором реализации социальных проектов, в том числе Кинотеатра под открытым небом. Информацией об изготовлении и распространении объявлений о мероприятиях сторона ответчика не владеет. Газета ПАО «КуйбышевАзот» изготовлена 10.07.2023, между тем, ФИО4 подал документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти 25.07.2023, то есть до указанной даты он не являлся кандидатом и соответственно проведение предвыборной агитации по смыслу указанного закона было невозможно. Кроме того, каких – либо нарушений норм законодательства относительно указания логотипов социальных сетей со стороны административного ответчика не допущено, как и не допущено нарушение законодательства при использовании шрифта, поскольку с ООО НПП «ПараТайп» заключен договор.

Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти ФИО6 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заинтересованное лицо - Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрении дела извещено заблаговременно и надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Принимая во внимание положения части 3 ст.243 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и их объединений является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами административных дел о защите указанных прав в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), которая содержит специальные требования к субъектам обращения, а также к порядку и срокам рассмотрения названных дел (статья 46, часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования) (часть 5 статьи 24 КАС РФ).

В части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права (преамбула к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») (далее – Закон 67-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 76 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Материалами административного дела подтверждается, что Решением Думы городского округа Тольятти от 21 июня 2023 № 1598 на 10 сентября 2023 назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва (официальное опубликование состоялось 23 июня 2023 в газете «Городские ведомости» № 48 (2600).

Решением Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти самарской области от 23.06.2023 №38/1 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №1 - №35 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва (далее - выборы депутатов) полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №28 - №35 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Центрального района города Тольятти Самарской области (далее – ТИК Центрального района г. Тольятти).

ТИК Центрального района г. Тольятти на выборах депутатов осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа с №28 по №35, предусмотренные статьей 25 Закона №67-ФЗ, статьей 24 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее - Закон №142 ГД), в том числе осуществляет регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Решением ТИК Центрального района г. Тольятти от 28.07.2023 №118/14 зарегистрирован по одномандатному избирательному округу №30 кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти ФИО2, выдвинутый избирательным объединением – Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ».

Решением ТИК Центрального района г. Тольятти от 01.08.2023 №120/2 зарегистрирован по одномандатному избирательному округу №30 кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти ФИО4, выдвинутый избирательным объединением – местное отделение Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» городского округа Тольятти в Самарской области.

Пунктом 4 статьи 48 Закона №67-ФЗ установлено, что кандидат, самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 48 Закона №67-ФЗ предвыборная агитация может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами.

Пунктом 2 статьи 56 Закона №67-ФЗ установлено, что кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

На основании пункта 120 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам необходимо выяснять: совершены ли соответствующие действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены данные действия.

В частности, если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями, участниками референдума соответствующего избирательного округа, округа референдума.

Между тем, представленные и просмотренные в судебном заседании видеоматериалы не являются доказательством осуществления кандидатом ФИО4 подкупа избирателей, так видеоматериал, отображающий встречу ФИО4 с гражданами, содержит беседу ФИО4 как представителя ПАО «КуйбышевАзот», где ФИО4 осуществляет свою трудовую деятельность, с целью оказания помощи со стороны ПАО «КуйбышевАзот» в реализации Губернаторского проекта «СОдействие», каких – либо призывов, уговоров побуждающих граждан проголосовать «за» кандидата ФИО4, беседа не содержит, равно как и не отображает действий со стороны ФИО4, направленных на раздачу гражданам агитационного материала.

Видеоролик, отображающий неустановленных граждан, один из которых осуществляет рассказ о ФИО4 и передает другому лицу газету «КуйбышевАзот» для города» также не может свидетельствовать о нарушении ФИО4 требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принимая во внимание отсутствие сведений об изготовлении данного видеоматериала (дата видеосъемки, место, данные о лицах). Кроме того, как было установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами газета «КуйбышевАзот» для города» изготовлена 10.07.2023, однако ФИО4 подал документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти 25.07.2023, а соответственно до указанной даты не являлся кандидатом, доводы административного истца ФИО2 относительно даты событий, зафиксированных на данном видео 25-27.07.2023, являются голословными и не подтверждены какими – либо доказательствами.

Развлекательные мероприятия и бесплатная демонстрация художественного фильма, на что указано в административном иске, были организованы ПАО «КуйбышевАзот», где ФИО4 осуществляет свою профессиональную деятельность, будучи назначенным по распоряжению директора ФИО8 от 03.04.2023 за номером 10/1 куратором реализации социальных проектов в Центральном районе г.о.Тольятти, в том числе программы «Кинотеатр под открытым небом («Кино с КуйбышевАзот)», при этом подготовку осуществлял МАУ «Культурно – досуговый центр «Буревестник», о чем свидетельствуют представленные скриншоты страниц Интернета, соглашение от 21.07.2022 к договору целевого благотворительного пожертвования от 01.02.2021.

Каких –либо доказательств, свидетельствующих о проведении агитационных действий со стороны кандидата ФИО4 во время указанных выше мероприятий, стороной административного истца не представлено, не установлено таких обстоятельств и в судебном заседании.

Приглашение жителей Центрального района ПАО «КуйбышевАзот» на развлекательную, игровую программу и показ художественного фильма, носит информационный характер, при этом изображение на данном приглашении ФИО4 не является нарушением действующего законодательства, учитывая, что последний представлен как куратор проекта, каких – либо дополнительных сведений, прямо или косвенно свидетельствующих об участии ФИО4 при проведении мероприятий как кандидата в депутаты, не указано. Кроме того, федеральным законом N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не запрещено кандидату в период избирательной кампании продолжать осуществлять свои прямые должностные обязанности, равно как и исполнять распоряжения и поручения руководства по месту работы. Действий, перечень которых закреплен в пункте 5 ст.40 Федерального закона №67-ФЗ и которые могут рассматриваться в качестве использования ФИО4 преимуществ должностного или служебного положения, судом не установлено.

ПАО «КуйбышевАзот» не является организацией, изготавливающей печатные агитационные материалы на выборах Думы г.о.Тольятти VIII созыва, газета «КуйбышевАзот для города» от 10.07.2023 не является агитационным материалом и судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении ПАО «КуйбышевАзот» действий в интересах избирательной кампании кандидата ФИО4

Доводы стороны административного истца об изготовлении агитационных материалов без оплаты из средств избирательного фонда, изготовлении и распространении печатных агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах не нашли своего подтверждения, представленная стороной административного ответчика – ТИК Центрального района гор.Тольятти Самарской области выписка по счету кандидата ФИО4 подтверждает расходы на проведение избирательной кампании.

Как явствует из пояснений стороны административного истца, также одним из оснований для отмены регистрации кандидата, является нарушение ФИО4 законодательства об интеллектуальной собственности при изготовлении агитационных материалов, в частности использование шрифта, а также логотипов социальных сетей, являющихся зарегистрированными товарными знаками.

14.08.2023 ООО «ОПТИМА-ПРИНТ» по заказу ФИО4 изготовлены печатные агитационные материалы в количестве 10000 экземпляров (буклет формата А5), которые были оплачены ФИО4, что подтверждается платежным поручением №5 от 10.08.2023.

15.08.2023 ФИО4 в окружную избирательную комиссию направлено уведомление об изготовлении печатного агитационного материала, с приложением такового, а также платежного поручения, указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителем административного ответчика - председателем ТИК Центрального района гор.Тольятти Самарской области Тольятти.

При изготовлении печатного агитационного материала (буклет формата А5) соблюдены условия их изготовления, указанные в статье 54 Закона №67-ФЗ, при этом положения пункта 1.1 статьи 56 Закона №67-ФЗ запрещают агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Пунктом 116 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (подпункт «к» пункта 24 статьи 38, пункт 1.1 статьи 56, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации).

К интеллектуальной собственности, в том числе относятся объекты авторского права, использование которых может осуществляться третьими лицами только с разрешения правообладателя. При этом отсутствие запрета правообладателя не считается согласием (разрешением) (пункт 1 статьи 1229 ГК РФ).

28.07.2023 между ООО НПП «ПараТайп» и ФИО4 заключен лицензионный Договор №23075610 о предоставлении названных в нем прав на использование определенным образом в определенных пределах соответствующего шрифта и шрифтового ПО, согласно которому ООО НПП «ПараТайп» имеет все необходимые правомочия для заключения Договора и предоставления указанных в нем прав.

В пункте 1.4 Договора ФИО4 предоставляется неисключительное право в отношении шрифтов, в том числе Proxima Nova Extra Condensed Bold, Proxima Nova Extra Condensed Black.

Договор вступает в силу с даты оплаты (пункт 1.2 Договора) и на основании выставленного ООО НПП «ПараТайп» счета №2307561 от 28.07.2023, ФИО4 по платежному поручению №1 от 02.08.2023 произведена оплата, что подтверждается таковым.

Таким образом, ФИО4 вправе при изготовлении агитационной печатной продукции использовать шрифт Proxima Nova Extra Condensed Bold, Proxima Nova Extra Condensed Black что указывает на отсутствие нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Кроме того, 30 января 2008 Решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» утверждено Положение о порядке использования наименования и символики Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с изменениями и дополнениями, внесенными Бюро Высшего совета Партии.

В соответствии с пунктом 5.1 указанного Положения, исключительное право на использование наименования и символики Партии в предвыборных целях имеют право кандидаты, выдвинутые партией в период избирательных компаний всех уровней. ФИО4 выдвинут избирательным объединением – местное отделение Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» городского округа Тольятти Самарской области кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти, то есть ФИО4 имеет исключительное право на использование наименования и символики Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в предвыборных целях.

Использование ФИО4 логотипов социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм», являющихся зарегистрированными товарными знаками, какими – либо доказательствами не подтверждено, напротив стороной административного ответчика представлен лицензионный договор от 25.07.2023, заключенный между ФИО9 и ФИО4 на предоставление права на использование Произведения: «ВК» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на синем фоне), «ОК» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на оранжевом фоне, «ТГ» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на голубом фоне) без указания имени автора Произведения, полностью или фрагментарно, отдельно или совместно с другими Произведениями.

Административным ответчиком ФИО4 использовались именно указанные выше обозначения «ВК» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на синем фоне), «ОК» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на оранжевом фоне, «ТГ» (две заглавные (прописные) буквы в квадрате на голубом фоне), в то время как официальными логотипами перечисленных административным истцом социальных сетей являются иные обозначения, состоящие из заглавных (прописных) латинских букв, при этом социальная сеть «Одноклассники» имеет дополнительный символ стилизованный под небольшого человечка, а социальная сеть «Телеграм» символ стилизованный под бумажный самолетик, что является общедоступной информацией и что в свою очередь также указывает на отсутствие со стороны ФИО4 нарушений законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

С учетом выше приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение в окончательной форме принято 30.08.2023

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова