К делу № 2а-568/2020 23RS0014-01-2019-005656-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 10 марта 2020 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Майстер Л.В.,
при секретаре Смирновой А.И.,
с участием:
представителя заинтересованного лица
ГК «Российские автомобильные дороги» ФИО1,
представителя заинтересованного лица
ООО НПП «Компьютерные технологии» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (Росавтодор) о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (Росавтодор) о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа об изъятии земельного участка, и просит признать незаконным Распоряжение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорого М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» в части изъятия принадлежащего ФИО3 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, кадастровый №, площадью 49181 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, к/х «Береговое», а именно, части данного земельного участка площадью 15457 кв.м. (Пункт 61 Приложения к Распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ).
В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (Росавтодор) вынесено Распоряжение №-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>». В числе подлежащих изъятию для государственных нужд земельных участков, по вышеназванному Распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ, указан принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, кадастровый №, площадью 49181 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, к/х «Береговое», а именно часть данного земельного участка, площадью 15457 кв.м. (Пункт 61 Приложения к распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ). Считает указанное решение административного ответчика незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца и подлежащим отмене по следующим основаниям.
1) О вынесении административным ответчиком обжалуемого Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, в момент получения им письма-уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ от ООО НПП «Компьютерные технологии», в котором сообщено о том, что ООО НПП «Компьютерные технологии» выполняет земельно-кадастровые и оценочные работы по Договору № ДЗОиУИ-2019-709 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в отношении земельных участков, необходимых для строительства автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке дальнего западного обхода <адрес>, а так же, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-р, указанная выше часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 49181 кв.м., принадлежащего административному истцу на праве собственности, подлежит изъятию для государственных нужд. Также административному истцу были вручены незаверенные светокопии обжалуемого Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) №-р от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности на пятерых граждан РФ, выданной ДД.ММ.ГГГГ председателем правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО4 Таким образом, административный истец был уведомлен об обжалуемом решении уполномоченного государственного органа – административного ответчика с грубым нарушением положений п.п. 3 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, согласно которого, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. Из текста опубликованного распоряжения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-р, не усматривается какой-либо возможности для любого заинтересованного лица, включая административного истца, увидеть и понять о каких земельных участках (частях земельных участков) или о какой территории (границах, участках территории) идет речь в данном ненормативном правовом акте. Графическая документация по планировке территории объекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>», являющуюся приложением к указанному выше распоряжению не приводится в официальных публикациях данного акта. Орган местного самоуправления не обеспечил опубликование указанной документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и в установленном порядке не разместил информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования. В качестве правового обоснования административный истец ссылается на ст.ст. 49, 56.2, 56.3, п. 11 ст. 56.6, п. 5 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 9 и 35 Конституции РФ, ст. 279 Гражданского кодекса РФ, п. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.
2) Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ от имени административного ответчика подписано заместителем руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) ФИО5 Вместе с тем, согласно положений пунктов 8 и 9 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральное дорожное агентство возглавляет заместитель Министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального дорожного агентства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации. Руководитель Федерального дорожного агентства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий. Руководитель Федерального дорожного агентства распределяет обязанности между своими заместителями. Согласно данным, размещенным на официальном сайте административного ответчика (<данные изъяты>), заместитель руководителя Федерального дорожного агентства ФИО6 курирует вопросы, связанные с обеспечением планирования и реализацией мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию, обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения и искусственных сооружениях на них. То есть в круг его полномочий не входят вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд для указанных выше целей и, соответственно, принятие решений и подписание от имени Административного ответчика распоряжений об изъятии, включая обжалуемое Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
3) ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получена выписка из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок кадастровый №, в разделе 3.1.2. которой обозначены ограничения/обременения в пользу Государственная компания «Российские автомобильные дороги» на основании обжалуемого Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого, согласно данным опубликованным на сайте «Публичная кадастровая карта» https://pkk5.rosreestr.ru/, в границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровый № административным ответчиком образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1,5 га (15457 кв.м.), подлежащий изъятию у административного истца. В результате указанной трансформации с исходным земельным участком и предполагаемого изъятия для государственных нужд его части, в собственности административного истца останется участок фактически разделенный на 2 самостоятельных земельных участка, разделенные будущей автомагистралью с полосой отчуждения, которые в дальнейшем не возможно будет использовать по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, административному истцу будет затруднен доступ к обоим частям своего земельного участка для его обработки.
В качестве правового обоснования административный истец ссылается на ст.ст. 11.9, 79 п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, ст. 209, 260-261 Гражданского кодекса РФ, ст. 24 КАС РФ.
В судебное заседание административный истец и его представитель ФИО7 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представителем административного истца ФИО7 в ходе рассмотрения дела представил письменные дополнительные пояснения к административному иску.
Представитель административного ответчика – Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил пояснения по административному иску, согласно которым в удовлетворении административного иска просит отказать.
Представитель заинтересованного лица – Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, просила в удовлетворении требований административного истца отказать, представила отзыв на административный иск. Пояснила, что изъятие земельного участка осуществляется в соответствии с проектом строительства дальнего западного обхода автомобильной дороги, которая будет обеспечивать прямую транспортную связь в обход <адрес> от <адрес> до <адрес>, и выходит на трассу в Крым, Керченскому мосту, и имеет стратегическое значение для государства. Решение о строительстве данного объекта было принято на государственном совете по вопросам развития транспортной инфраструктуры под председательством президента РФ Путина В.В., которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Данный проект имеет важную социальную значимость. Принятию распоряжения об изъятии предшествовало утверждение документации территориального планирования РФ, которая была утверждена распоряжением правительства РФ. Документация по планировке территории была разработана на основании проекта строительства данного объекта, который получил положительное заключение экспертизы РФ, при этом на основании ст. 49 Градостроительного кодекса при рассмотрении проектной документации ФАУ ГОС Экспертизы на соответствие его земельному, природоохранному законодательству, гражданскому законодательству, ГОСТу и нормативно-правовым актам РФ, в том числе внутриведомственного характера, в связи с чем проект не содержит каких-либо нарушений закона, и соответственно проектная документация, которая предусматривает изъятие спорного земельного участка, и последующие документации по планировке территории, также не нарушает действующие правовые нормы. Административный ответчик является специальным уполномоченным федеральный органом исполнительной власти РФ, который осуществляет функции в сфере дорожного хозяйства, в том числе государственные полномочия связанные с утверждением документации по планировке территории и с принятием решения об изъятии участков необходимы для реконструкции и строительства федеральных автомобильных дорог. Эти полномочия Федеральное дорожное агентство следует из п. 5 постановления Правительства Об утверждении положений о Федеральном дорожном агентстве и соответственно обжалуемое распоряжение принято уполномоченным органом власти. Довод административного истца о том, что распоряжение об изъятии было не законно так как был нарушен порядок уведомления заявителя об изъятии земельного участка необоснован, поскольку уведомление заявителя об изъятии земельного участка не относится к процедуре принятия решения об изъятии и само по себе не влияет на законность или незаконность распоряжения об изъятии. Уведомление об изъятии осуществляется после того как выносится распоряжение об изъятии, и оно было произведено в установленном законом порядке путем направления соответствующего уведомление заявителю. Также, при вручении уведомления под личную подпись права и законные интересы ФИО3 не были нарушены. Представитель подрядной организации приехал к нему лично и принес ему уведомление, которое вручил лично руки, что не является нарушением порядка уведомления об изъятии. Вся процедура уведомления об изъятии, к самому распоряжению об изъятии отношения не имеет. Данный довод может быть заявлен в процессе последующего спора, связанного с изъятием земельного участка, но не с оспариванием распоряжения об изъятии. Довод о том, что к уведомлению об изъятии не приложены заверенные копии распоряжения об изъятия необоснован, поскольку закон не предусматривает обязанность прикладывать заверенные копии распоряжения об изъятии к уведомлению об изъятии. Также, само по себе оспариваемое распоряжение содержит решение об изъятии 62 земельных участков у разных правообладателей. Оно является общедоступным документов и размещено на официальном сайте «Динского сельского поседение». В подтверждение активности ссылки приложены поэтапные скриншоты экрана компьютера. Также данное распоряжение об изъятии было опубликовано в местной газете. Схема расположения земельного участка прилагается только в том случае, если такое распоряжение принимается без документации по планировке территории. В данном случае документация по планировке территории была принята. Процедура направления, вручения заявителю к вопросу его законности к распоряжению не имеет отношения, так как действующее законодательство не ставит законность распоряжения об изъятии в зависимость процедуре его вручения либо процедуре об его изъятии. <адрес> земельного участка ФИО3 составляет 49181 кв.м., изъятию подлежит 15000 кв.м., то есть большая часть площади останется у него в пользовании. Документация по планировке территории, в том числе его графическая часть, также размещена на официальном сайте Красносельского сельского поседения WWW. КРАСНОСЕЛЬСКОЕ.РУ. Также ФИО3 ссылается на отмену распоряжения, так как оно подписано, по его мнению, неуполномоченным лицом, а именно, заместителем руководителя ФДА ФИО8. Согласно регламенту ФДА, распределение полномочий между заместителем руководителя ФДА осуществляется приказами руководителя ФДА. ФИО9 был принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о распределении обязанностей между заместителями руководителя ФДА, и в этом приказе указаны, какие обязанности выполняет сам ФИО13, а также его заместители ФИО8 и ФИО10. И действительно на ФИО10 возложены обязанности об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, а также изолировании земель для государственных нужд, в целях размещения федеральных автомобильных дорог. В ст. 9 этого приказа указано, что ФИО10 организует работу по принятию решения об изъятии земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения передано в доверительное управление государственной компании Российские автомобильные дороги. Далее в этом приказе на ст. 14 в п. 2 указано, что в случае временного отсутствия заместителя руководителя ФИО10, его обязанности в предмете его ведения осуществляет заместитель руководителя ФИО8. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с кадровыми изменения в ФДА внесены изменения в приказ п. 2 №, приказ изложен в новой редакции, но в нем также остались неизменным сведения о замещении руководителя, что за ФИО8 закреплены обязанности ФИО10 в случае его отсутствия. Также в материалах дела имеется распоряжение Правительства РФ о назначении ФИО11 заместителем руководителя ФДА. Также имеется доверенность на имя ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ№, где прямо прописаны его полномочия совершать от имени ФДА распоряжения об изъятии земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения. Также ФИО10 находился в отпуске в тот период времени, на основании приказа руководителя ФДП от ДД.ММ.ГГГГ№/О. Указанным подтверждаются полномочия у заместителя руководителя ФДА ФИО8 на подписание распоряжения на изъятии земельного участка. Относительно довода о том, что у него отсутствует возможность использовать оставшуюся часть земельного участка – в материалах дела прилагаются изречения с документацией по планировке территории, изречения из проектной документации, которые содержат схему прохождения автомобильной дороги, схемы раздела этого участка, из которых видно, что в том месте, где будет проводится изъятие земельного участка, дорога будет находится на возвышении, как мост, под этим мостом будет находиться проезд, согласование администрации <адрес> имеется. Данный проект будет обеспечивать доступ с одного оставшегося земельного участка на другой оставшийся земельный участок административного истца. Из материалов дела видно, что невозможно проехать вдоль водного объекта к его земельному участку и до лесополосы, это не соответствует действительности, там есть проезд и вдоль лесополосы и в самой лесополосе, имеется полевая дорога и вдоль самого водного объекта. Тем самым, никакой чересполосицы не образуется, доступ административному истцу будет обеспечен. В распоряжение административного истца передан отчет независимого оценщика, который определяет стоимость предполагаемого изъятия, и в этот отчет также включены возможные его убытки, связанные с этим неудобством, поскольку ему необходимо ездить с одного участка на другой участок. Они не могут выкупить большую площадь, чем у них указана в документации по планировке территории. Считает что возмещением убытков они обеспечивают его права. Любые вопросы связаннее со стоимостью убытков, причиненных размером возмещения рыночной стоимости изымаемых земельного участка, являются предметов рассмотрения в рамках дела о принудительном изъятии. Считает что со стороны административного истца идет злоупотребление правом на судебную защиту и затягивание процесса, поскольку его требования сводятся к тому, чтобы получить более выгодную для себя цену.
Представитель заинтересованного лица – ООО НПП «Компьютерные технологии» ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что он полностью поддерживает доводы в отзывах и пояснениях Федерального дорожного агентства, где на каждый довод административного истца предоставлено возражение. Он выезжал на участок административного истца, осматривал земельный участок на предмет возможности перемещения с одного участка на другой. Действительно там имеется дорога, которой пользуются. Дорога находится между лесополосой и водным объектом и выходит к участку ФИО12
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории, что закреплено в ст. 56.3 ЗК РФ.
Согласно ст. 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Судом установлено, что на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>», земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, кадастровый №, площадью 49181 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, к/х «Береговое», а именно часть данного земельного участка, площадью 15457 кв.м., принадлежащий ФИО3 на праве собственности, подлежит изъятию для государственных нужд, что отражено в п. 61 Приложения к указанному распоряжению.
Право собственности ФИО3 на указанный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории объекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление об изъятии для государственных нужд и проведении оценочных работ земельного участка с кадастровым номером № на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) №-р от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией данного уведомления.
Из представленных суду доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером № был разделен на два земельных участка, из которого выделен земельный участок с кадастровым номером № площадью 15 457 кв.м., подлежащий изъятию у административного истца.
Федеральное дорожное агентства (Росавтодор) осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Государственная компания вправе выступать заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты; принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей; принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения; принятие решений о предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги федерального значения; обеспечивает подготовку документации по планировке территории, в том числе разработку проектов планировки территории, проектов межевания территории, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения; в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дает поручения Государственной компании «Российские автомобильные дороги» осуществлять определенные полномочия.
Цели деятельности и права Государственной компании «Российские автомобильные дороги» закреплены в ст.ст. 3-6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ, Государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. Деятельность Государственной компании включает в себя следующие деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, переданных или передаваемых Государственной компании в доверительное управление. К деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании относятся, в том числе, осуществление функций заказчика при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании. К деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании относятся, в том числе, обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании. К иной деятельности Государственной компании, направленной на достижение целей ее создания, в частности, относятся осуществление функций заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» является заказчиком работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог, и осуществляет подготовку к реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» (дальний западный обход <адрес>).
Реализация Проекта Автомобильная дорога М-4 «Дон» на участке Дальний западный обход <адрес> производится на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена документация по планировке территории объекта, согласно которой в границы строительства попадают части площадью 5 кв.м. и 15457 кв.м. земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 49 181 кв.м., находящегося в собственности ФИО3
В целях реализации Проекта Автомобильная дорога М-4 «Дон», утвержденного Распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ№-р, произведен выбор земельных участков в натуре и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане. Результаты выбора места расположения земельного участка для строительства объекта на участке Дальнего западного обхода <адрес> были оформлены и утверждены Перечнем земельных участков подлежащих изъятию, являющимся приложением к указанному распоряжению.
В целях обеспечения реализации проекта Автомобильная дорога М-4 «Дон» Федеральным дорожным агентством принято распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» на участке Дальнего западного обхода <адрес>, согласно которому подлежит изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 15457 кв.м., принадлежащего административному истцу.
Из проектной документации по объекту (том 3.6.1, 1.3.3) усматривается, что в месте размещения спорного земельного участка предусмотрено устройство переезда через автомобильную дорогу на <адрес>. Проезд на участке предусмотрено устроить под мостом (путепроводом) в теле основного хода. Также содержится согласование администрации Красносельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотренных проектом решений по пересечению автомобильной дороги местного значения <адрес> схемы размещения проезда, административному истцу будет обеспечен доступ на оставшуюся после изъятия часть земельного участка.
Согласно положительного заключения государственной экспертизы Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ»), данной организацией была проведена проверка проектной документации и результатов инженерных изысканий Автомобильная дорога М-4 «Дон» на участке дальнего западного обхода <адрес>, а также проверка достоверности определения сметной стоимости объекта, и установлено соответствие результатов инженерных изысканий требованиям гражданского, земельного и строительного законодательства РФ. Подготовка, согласование и утверждение схемы расположения земельных участков для строительства автомобильной дороги произведена в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, что предусмотрено ч. 2 ст.49 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения Как следует из положений (п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ).
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 3, 5 ст. 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утверждёнными документами территориального планирования и утверждёнными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трёх лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 56.4 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключёнными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, предусмотрены организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти Российской Федерации договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, предусмотренную или необходимую для выполнения международных договоров Российской Федерации, в том числе для размещения дипломатических представительств иностранных государств, представительств международных организаций, а также деятельность по строительству и реконструкции объектов федерального значения, в том числе, автомобильные дороги.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ отражено, что собственнику объектов недвижимости, подлежащих изъятию согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а также статье 56.6 Земельного кодекса РФ направляется уведомление о принятом решении об изъятии, а также соглашение об изъятии недвижимости в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причинённых таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение); обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учёте изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Как установлено ст. 56.10 ЗК РФ, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются документы, указанные в данной статье. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нём объектов недвижимости. Если решение об изъятии принято на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги», соглашение об изъятии недвижимости заключается от имени Российской Федерации указанной Государственной компанией в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом подписание такого соглашения со стороны федерального органа исполнительной власти не требуется.
Оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку оспариваемое истцом распоряжение принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям закона, прав истца не нарушает, поскольку законом именно государству предоставлено право принимать решение об изъятии для государственных нужд земельные участки в том объеме, в каком это необходимо для государственных нужд.
Распоряжение Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ№-р вынесено в соответствии с положениями ст. 279 ГК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доказательств в обоснование довода ФИО3 о невозможности использования оставшейся части земельного участка с кадастровым номером № в связи с запланированным строительством Дальнего западного участка <адрес>, разделяющем земельный участок административного истца на 2 части, ввиду отсутствия доступа к нему, административным истцом не предоставлено доказательств. Кроме того, согласно схемы в составе проекта межевания территории, в районе изъятия имеется полевая дорога, которая не затронута строительством и обеспечивает доступ ФИО3 к оставшейся после изъятия части земельного участка.
Кроме того, данный довод не влияет на законность оспариваемого распоряжения.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 49181 кв.м. разделен на 2 земельного участка, из которого выделен земельный участок площадью 15457 кв.м. и поставлен на кадастровый учет, что подтверждает возможность использования административным истцом оставшейся части земельного участка согласно его целевому назначению. Решение о постановке на государственный кадастровый учет стороной истца не было оспорено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что раздел земельного участка и распоряжение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером № не нарушает прав и законных интересов административного истца как собственника, за земельный участок, изымаемый для государственных нужд.
Довод административного истца о том, что распоряжение об изъятии подписано заместителем руководителя Росавтодора ФИО5, а не руководителем Росавтодора ФИО13, несостоятелен, поскольку полномочия заместителя руководителя Росавтодора ФИО5 на подписание оспариваемого распоряжения об изъятии подтверждены доверенностью Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, согласно регламенту Федерального дорожного агентства, распределение полномочий между заместителями руководителя Федерального дорожного агентства осуществляется приказами руководителя Федерального дорожного агентства. ФИО9 был принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о распределении обязанностей между заместителями руководителя ФДА, в котором закреплены обязанности выполняемые ФИО13 и его заместителями ФИО5 и ФИО14 На ФИО14 возложены обязанности об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, а также изолировании земель для государственных нужд, в целях размещения федеральных автомобильных дорог, организовывать работу по принятию решения об изъятии земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения передано в доверительное управление государственной компании Российские автомобильные дороги. Также в этом приказе на стр. 14 в п. 2 указано, что в случае временного отсутствия заместителя руководителя ФИО14, его обязанности в предмете его ведения осуществляет заместитель руководителя ФИО5 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с кадровыми изменения в Федеральном дорожном агентстве внесены изменения в приказ п. 2 №, приказ изложен в новой редакции, но в нем по прежнему остались неизменным сведения о замещении руководителя, что за ФИО5 закреплены обязанности ФИО14 в случае его отсутствия. В период принятия оспариваемого распоряжения ФИО14 находился в отпуске, то подтверждается приказом руководителя ФДП от ДД.ММ.ГГГГ№/О.
Таким образом, заместителем руководителя Федерального дорожного агентства ФИО5 правомерно подписано оспариваемое распоряжение об изъятии земельного участка.
К доводу административного истца о том, что к врученному ему уведомлению об изъятии земельного участка не приложена схема расположения земельного участка и недоступность в общем доступе документации по планировке территории, поскольку оспариваемое распоряжение об изъятии принято на основании утвержденной документации территориального планирования РФ и утвержденной документации по планировке территории.
Обязанность прикладывать заверенные копии распоряжения об изъятии к уведомлению об изъятии законом не предусмотрено. Кроме того, оспариваемое распоряжение содержит решение об изъятии 62 земельных участков у разных правообладателей, является общедоступным документов и размещено на официальном сайте Динского сельского поседения, что подтверждается скриншотами экрана компьютера, имеющимися в материалах дела.
При этом, обязанность прикладывать схему расположения земельного участка предусмотрена лишь в том случае, если такое распоряжение принимается без документации по планировке территории. Однако в рассматриваемом случае документация по планировке территории была принята.
Помимо этого, указанный довод не влияет на законность распоряжения об изъятии, поскольку относится к вопросу о реализации процедуры изъятия земельного участка.
Статьей 282 ГК РФ предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Кроме того, в сети интернет доступно распоряжение об утверждении документации по планировке территории строительства Дальнего западного обхода <адрес> и приложения к нему (графическая часть), по ссылке недоступность в общем доступе документации по планировке территории, по ссылке: http://<данные изъяты>.
Вопросы уведомления административного истца о принятии распоряжения об изъятии не влияют на законность вынесения оспариваемого распоряжения. Соблюдение процедуры изъятия земельного участка является предметом проверки суда при рассмотрении споров о принудительном изъятии земельных участков, что отражено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, реализация процедуры изъятия земельных участков осуществляется государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в силу ст. 37 Закона о Государственной компании, и не вытекает из деятельности Росавтодора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (Росавтодор) о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа об изъятии земельного участка
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и выводы суда, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (Росавтодор) о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа об изъятии земельного участка, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий