ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-570/2023 от 28.07.2023 Каменского городского суда (Алтайский край)

Дело №2а-570/2023

УИД: 22RS0010-01-2022-000604-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2023 года г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Мягковой М.В.,

при секретаре Шепедко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к .... Собранию депутатов .... о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) в защиту неопределенного круга лиц к .... Собранию депутатов .... о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании .... и возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление в .... внешнего муниципального финансового контроля путем создания в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно- счетного органа .... и обеспечить его функционирование.

В обоснование требований указал, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при организации внешнего финансового контроля в муниципальном образовании ...., в ходе которой установлено длительное непринятие .... Собранием депутатов .... мер, направленных на организацию в .... внешнего муниципального финансового контроля. Каменским межрайонным прокурором *** в адрес .... Собрания депутатов .... было направлено представление об устранении указанных нарушений. До настоящего времени внешний муниципальный финансовый контроль на территории .... не организован, так как контрольно-счетный орган района в качестве юридического лица не зарегистрирован и фактически не функционирует, в связи с отсутствием сотрудников, чем нарушены требования Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований». Указанное бездействие .... Собрания депутатов .... нарушает права неопределённого круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора К требования уточнённого административного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – .... Собрания депутатов ....С возражал против исковых требований, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменных возражениях просит отказать в удовлетворении иска, поскольку требования являются незаконными.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1). Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 2). Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 4). Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности (пункт 5).

Внешний финансовый муниципальный контроль осуществляется формируемым представительным органом местного самоуправления контрольно-счетным органом, являющимся самостоятельным органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34. статья 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»), порядок организации и деятельности которого определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, в том числе, муниципальными.

В соответствии со ст. 21 Устава Муниципального образования .... в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе контрольно- счетная палата .....

Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; экспертиза проектов местного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности); оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых приводящих к изменению доходов местного бюджета, а также муниципальных программ проектов муниципальных программ); анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения эго бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга; оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования); в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением .... Собрания депутатов .... от 29 марта 2022 года №12 утверждено Положение о контрольно- счетной палате .....

В статье 4 указанного положения определены состав и структура контрольно- счетной палаты ..... Контрольно- счетная палата .... образуется в составе председателя и аппарата контрольно- счетной палаты (ч.1). Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно- счетной палаты назначаются на должность решением районного Собрания депутатов (ч.2). Срок полномочий председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно- счетной палаты составляет пять лет. Дата начала осуществления, и дата прекращения полномочий определяются соответствующим решением районного Собрания депутатов (ч.3).

В статье 10 Положения о контрольно- счетной палате .... определены полномочия указанного органа, к числе которых относятся:

организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального образования ...., а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

экспертиза проектов районного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей;

внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета,

проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств районного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств районного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов районного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации и другие.

*** Каменским межрайонным прокурором в адрес .... Собрания депутатов .... было направлено представление об устранении нарушений законодательства при организации внешнего финансового муниципального контроля в муниципальном образовании .....

Из .... Собрания депутатов .... от *** следует, что указанное представление прокурора рассмотрено и удовлетворено.

.... Собрания депутатов .... от *** утверждено Положение об оплате труда председателя контрольно- счетной палаты .....

.... Собрания депутатов .... от *** утверждено Положение о Порядке предоставления отпуска председателю контрольно- счетной палаты .....

На сессиях .... Собрания депутатов ***, ***, *** рассматривался вопрос о назначении председателя контрольно- счетной палаты ...., по результатам тайного голосования председатель контрольно- счетной палаты .... не назначен ввиду недостаточного количества голосов.

Согласно действующему законодательству иные субъекты, помимо контрольно- счетных органов, осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, в том числе экспертизу проектов районного бюджета, проверку и анализ обоснованности его показателей, внешнюю проверку годового отчета об исполнении районного бюджета, не вправе.

Отсутствие в муниципальном образовании .... контрольно- счетного органа, а также непринятие мер по организации его деятельности не позволяет осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль на территории данного муниципального образования и влечет неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона №6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (часть 4). Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно- счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно- счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно Конституцией (уставом) и (иди) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования» соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 6).

При этом частью 12 приведенной нормы предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований вправе в порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

На территории .... порядок заключения вышеуказанного соглашения установлен ст. 18.1 Закона Алтайского края от 10.10.2011 №123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края».

Таким образом, надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании. Организация осуществления в муниципальном образовании внешнего муниципального финансового контроля возможна посредством образования контрольно-счетной палаты, либо путем заключения соглашения с контрольно- счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Из пояснений представителя административного ответчика С следует, что контрольно- счетная палата .... не зарегистрирована в качестве юридического лица, поскольку до настоящего времени не назначен председатель контрольно- счетной палаты ..... При этом, ....ное Собрание депутатов .... не заключало соглашения со Счетной палатой .... о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании .....

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что до настоящего времени внешний муниципальный финансовый контроль на территории .... не организован, так как контрольно-счетный орган района в качестве юридического лица не зарегистрирован и фактически не функционирует в связи с отсутствием сотрудников, чем нарушены требования Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований».

Указанное бездействие .... Собрания депутатов .... нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к .... Собранию депутатов .... о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие .... Собрания депутатов .... по организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

....ное Собрание депутатов .... в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление в .... внешнего муниципального финансового контроля путем создания в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно- счетного органа .... и обеспечение его функционирования.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: М.В. Мягкова

Мотивированное решение составлено ***.