ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-572/19 от 29.01.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-572/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 29 января 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лаптевой К.Н.,

при секретаре Викторовой А.Е.

с участием административного истца Алексеева С.Н.,

представителя административного истца Бирюкова А.В.

представителя административного ответчика Полушиной О.Ю.

заинтересованного лица Мартьянова И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Сергея Николаевича к Министерству государственного имущества РМЭ о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности отменить распоряжение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерство государственного имущества РМЭ (далее – Мингосимущества РМЭ, Министерство), просил признать незаконным распоряжение Мингосимущества РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ», обязать отменить данное распоряжение.

В обоснование указал, что в 2014 году ему как лицу, состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, был показан земельный участок 12:05:4501001:2073, предложено ожидать документов для заключения договора аренды, однако в течении длительного времени к нему не обращались, какие-либо документы не представлялись, договор и акт в отношении участка не направлялись ему, в Мингосимущества РМЭ его не приглашали. Впоследствии осенью 2018 года он сам обратился в Мингосимущества РМЭ, где ему стало известно, что в 2017 году распоряжение о предоставлении ему земельного участка в аренду для дальнейшего использования под ИЖС было отменено ввиду неподписания им акта приема передачи земельного участка однако акт подписать ему не предлагали, оспариваемым распоряжением нарушаются его права.

В судебном заседании Алексеев С.Н., его представитель Бирюков А.В. поддержали заявленные требования. Пояснили, что Алексеев С.Н. не получал проект договора, акт, с ним не связывались сотрудники Мингосимущества РМЭ, хотя все контактные данные для этого, включая № телефона имелись в заявлении. Срок давности им не пропущен, поскольку о наличии оспариваемого постановления Алексеев С.Н. узнал только в конце сентября 2018 года, обратившись в Мингосимущества РМЭ. Почтовые отправления он не получал, поскольку сменил место жительства, причем по его прежнему месту жительства продолжали проживать его родственники.

Представитель ответчика Полушина О.Ю. с иском не согласилась, пояснила, что при вынесении первичного распоряжения Министерства государственного имущества РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ какие-либо документы почтовым отправлением не направлялись истцу, хотя проект договора и акта были составлены, по сложившейся практике граждане должны были самостоятельно подойти в Мингосимущества РМЭ и обновить комплект документов, в случае ФИО2 ему нужно было представить только обновленные сведения о регистрации, однако ФИО2 не обратился к ним. Подтверждения того, что с ним связывались по телефону не имеется, впоследствии в 2017 году ему направлялась почтовая корреспонденция, которая была возвращена, поэтому Мингосимущества РМЭ надлежаще выполнило свои обязанности, ФИО2 пропустил срок давности для обращения. По данному случаю проводилась прокурорская проверка. Ранее поясняла, что материалами по ФИО2 занимались сотрудники Мингосимущества РМЭ ФИО6 (в 2014 году в связи с отпуском ФИО7) и ФИО7 (в 2017 году).

Заинтересованное лицо ФИО6 поддержал доводы административного ответчика, пояснил, что разъяснения по сложившейся практике давались гражданам в устной форме, им предлагалось явиться в Мингосимущества и представить дополнительные документы.

Заинтересованное лицо ФИО7 в суд не явилась, извещена надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, однако не было получено административным истцом, из пояснений административного истца, представленных документов следует, что ФИО2 узнал об обжалуемом постановлении в конце сентября 2018 года, обратившись в Мингосимущества РМЭ, доказательств обратного суду не представлено. Административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением, поэтому по мнению суда срок для обращения в суд ФИО2 не пропущен, оснований для отказа в удовлетворении его требований ввиду истечения указанного срока не имеется. Довод административного ответчика о применении в данной части ст. 165.1 ГК РФ подлежит критической оценке, поскольку почтовое отправление было направлено не по адресу проживания и регистрации ФИО2 по состоянию на время отправления. Таким образом, административный иск подлежит рассмотрению по существу.

Согласно положений ст. 218, 226, 227 КАС РФ суд может признать оспариваемое решение незаконным по совокупности того, что данное решение нарушая права и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному акту.

При этом если вопрос о наличии нарушений прав истца связан с установлением фактических обстоятельств, или толкованием конкретной правовой нормы (в отличие от ситуаций, когда оспариваемое решение заведомо не имеет правовых последствий для истца), оценка обоснованности доводов истца дается при рассмотрении дела по существу.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

По состоянию на 2014 год выделение земельных участков отдельным категориям граждан бесплатно регулировалось Законом Республики Марий Эл -З от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в <адрес> Эл" (далее Закон Республики Марий Эл -З) (впоследствии утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Закона Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ N 3-З), Постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ N 92 (далее Постановление Правительства Республики Марий Эл ) (впоследствии утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ N 312). Порядок предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства был также определен Административным регламентом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги "Однократное предоставление земельных участков в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства бесплатно" (далее - Административный регламент).

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Закона Республики Марий Эл -З (в применимой редакции на момент возникновения правоотношений) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно осуществляется однократно в пределах максимального размера, установленного законодательством, и в следующих случаях предоставления земельного участка вновь: для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке: гражданам, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет… Для реализации права однократного бесплатного предоставления земельного участка в собственность гражданин обращается по своему выбору в уполномоченный орган исполнительной власти или в осуществляющий предоставление земельных участков орган местного самоуправления одного из муниципальных образований.

Согласно ч. 4 данной статьи (в применимой редакции) земельный участок первоначально предоставляется гражданину в аренду сроком на три года с установлением размера арендной платы по ставке земельного налога.

Согласно ч. 5 данной статьи гражданам, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно осуществляется без торгов и предварительного согласования места размещения объектов. Предоставление земельных участков для указанной категории граждан из земель, находящихся в федеральной собственности, права по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Марий Эл, земель, находящихся в собственности Республики Марий Эл, осуществляется в порядке и на условиях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, из земель, находящихся в муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, - в собственность. Земельные участки в собственность бесплатно предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, по заявлению одного из совместно проживающих с такими детьми родителей (усыновителей). За гражданином, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, от которого в установленном порядке принято заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, сохраняется право на получение земельного участка независимо от достижения детьми указанного возраста.

Согласно п. 6.1 данной статьи (в применимой редакции) в случае, если с гражданином, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, заключен договор аренды земельного участка, предоставленного для целей ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства, и впоследствии аренда прекращена в связи с неисполнением арендатором обязательств по этому договору, а также если по инициативе арендатора осуществлено расторжение договора аренды по соглашению сторон, то в отношении такого гражданина при его повторном обращении за предоставлением земельного участка в собственность бесплатно для вышеуказанных целей внеочередной порядок предоставления земельного участка не применяется.

При этом Законом Республики Марий Эл -З не предусматривалось, что решение о предоставлении участка может быть признано утратившим силу в случае, если гражданином или его представителем в течении определенного срока не подписан акт приема-передачи земельного участка.

Согласно Постановления Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ N 92 (далее Постановление Правительства Республики Марий Эл ) "О порядке и условиях однократного предоставления земельных участков в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства бесплатно" утверждено Положение о порядке и условиях однократного предоставления земельных участков в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства бесплатно" (далее Положение).

Согласно п. 10 данного Положения предоставление земельных участков гражданам для жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 11 настоящего Положения. П. 11 данного Положения предусмотрено какие документы следует представить при подаче заявления.

Согласно пп «б» п. 16 данного Положения по результатам рассмотрения заявления гражданина Мингосимущество Республики Марий Эл принимает одно из следующих решений:…б) о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на условиях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п. 17 Положения на основании решения о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства Мингосимущество Республики Марий Эл заключает с указанным гражданином договор аренды на условиях, установленных пунктом 4 статьи 14 Закона Республики Марий Эл -З.

Согласно п. 19 данного Положения распоряжения Мингосимущества Республики Марий Эл о предоставлении гражданину земельного участка для жилищного строительства в собственность бесплатно или в аренду на условиях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в 10-дневный срок со дня издания направляются указанному гражданину с приложением проекта соответствующего договора, указанного в пункте 17 настоящего Положения.

П. 2.4 вышеуказанного Административного регламента предусматривалось, что максимальный срок предоставления услуги составляет 30 календарных дней, ее результатом является договор аренды земельного участка для жилищного строительства на условиях последующего предоставления в собственность бесплатно и направление его заявителю с предложением о заключении.

Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 в соответствии с вышеуказанными положениями закона и подзаконных актов обратился в Мингосимущества РМЭ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 3 года с последующим предоставлением земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС по основанию п.5 ч.1 ст.14 Закона Республики Марий Эл -З, при подаче заявления указал адрес и № телефонов. Из пояснений ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был приглашен сотрудниками Мингосимущества для осмотра земельного участка в районе д. Шоя-Кузнецово <адрес>, выразил устное согласие принять данный участок.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл для индивидуального жилищного строительства» ФИО2 был предоставлен земельный участок, находящийся в собственности РМЭ с кадастровым на срок 3 года – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен проект договора аренды и акта приема-передачи земельного участка. Таким образом, по заявлению ФИО2 и представленным им документам Мингосимущества РМЭ было принято положительное решение.

Однако в нарушение п. 17, 19 Положения о порядке и условиях однократного предоставления земельных участков в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства бесплатно, вышеуказанное постановление и проект договора не были направлены ФИО2 в 10-дневный срок со дня издания, об их принятии и составлении ФИО2 каким-либо образом уведомлен не был при наличии контактных данных, доказательств обратного суду не представлено. В 30-дневный срок предусмотренный Административным регламентом договор аренды заключен не был, земельный участок ФИО2 не передавался, его отказ от принятия земельного участка также ничем не зафиксирован, об отсутствии каких-либо дополнительных документов он также письменно не уведомлялся.

Таким образом, в связи с несоблюдением порядка передачи земельного участка и заключения договора аренды со стороны Министерства выделенный ФИО2 участок не был ему передан, договора аренды не был заключен в установленные сроки, как и впоследствии. Из пояснений представителя административного ответчика, заинтересованного лица следует, что по сложившейся практике данные договоры почтовыми отправлениями не направлялись, гражданам предлагалось лично явиться в Министерство.

Закон РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в РМЭ» -З был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

П. 19 ст. 14 данного Закона -З (в применимой редакции) решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно подлежит признанию утратившим силу в случае, если гражданином или его представителем (законным или действующим на основании доверенности) в течение срока, установленного пунктом 12.1 настоящей статьи, не подписан акт приема-передачи земельного участка.

Согласно п.3.1 ст. 15 данного Закона 3-З в случае если до ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом принято решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно и гражданином не подписан акт приема-передачи земельного участка, уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты, указанной в настоящем абзаце, направляет акт приема-передачи такого земельного участка гражданину почтовым отправлением по адресу его места жительства. Акт приема-передачи земельного участка, направленный гражданину в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, должен быть им подписан и представлен в уполномоченный орган до ДД.ММ.ГГГГ. В случае если в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, гражданином не подписан акт приема-передачи земельного участка, подлежат применению положения пунктов 19, 20 статьи 14 настоящего Закона.

Согласно п. 3.2 ст. 15 данного Закона 3-З в случае если до ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом принято решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно и гражданином не подписан акт приема-передачи земельного участка, уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты, указанной в настоящем абзаце, направляет акт приема-передачи такого земельного участка гражданину почтовым отправлением по адресу его места жительства. Акт приема-передачи земельного участка, направленный гражданину в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, должен быть им подписан и представлен в уполномоченный орган до ДД.ММ.ГГГГ. В случае если в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, гражданином не подписан акт приема-передачи земельного участка, подлежат применению положения пунктов 19, 20 статьи 14 настоящего Закона.

Только ДД.ММ.ГГГГ (т.е. по истечении 3 лет) ФИО2 было составлено письмо с указанием на то, что он не явился для подписания договора аренды земельного участка, невозможностью связаться с ним по указанным в заявлении телефонам, ему предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ явиться в Мингосимущество, указано на то, что согласно п. 3.2 ст. 15 Закона РМЭ -З распоряжение подлежит признанию утратившим силу.

Данное письмо было отправлено ДД.ММ.ГГГГ, сведений о направлении каких-либо приложений (в частности акта) в письме не содержится, возвращено в связи с неудачной попыткой вручения согласно данных почтовой службы, исходя из веса почтового отправления (9 грамм) какие-либо документы кроме письма не направлялись.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Мингосимущества РМЭ было вынесено оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, которым ранее вынесенное распоряжение ДД.ММ.ГГГГ было отменено со ссылкой на п. 19, 20 ст. 14 и п. 3.2 Закона РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ-З «О о регулировании земельных отношений в РМЭ» со ссылкой на неподписание ФИО2 акта приема-передачи земельного участка.

Иных оснований в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ не указано.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 было направлено письмо, которым он был уведомлен о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ утратившим силу. Данные письмо, распоряжение также не были получены ФИО2, возвращены в связи с неудачной попыткой вручения, что подтверждается представленным конвертом (отправление 42400018040603). По данному адресу ФИО2 более не проживал, доказательств того, что предпринимались попытки его извещения иными способами суду не представлено.

В сентябре 2018 года ФИО2 обратился в Мингосимущества РМЭ и был уведомлен о вынесении распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. На основании обращения ФИО2 была проведена прокурорская проверка, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, указано, что в нарушение требований земельного законодательства акт приема-передачи не направлялся, направлено уведомление о необходимости его подписания, которое возвращено в связи с неудачной попыткой вручения, несмотря на ненадлежащее уведомление, вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, которое нарушает право многодетной семьи на улучшение жилищных условий. Таким образом, и в 2017 году акт приема-передачи земельного участка ФИО2 также не направлялся.

На момент рассмотрения дела судом земельный участок принадлежит <адрес> Эл, что подтверждается выпиской из ЕГРН, его разрешенное использование – для ИЖС, не выделен иным лицам (выделялся я семье Реутовых в 2017 году распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ отменено).

Таким образом, установлено, что выделение и передача ФИО2 земельного участка не были надлежаще оформлены в связи с допущенными нарушениями со стороны Мингосимущества РМЭ, надлежащие документы (в частности, договор, акт приема-передачи участка) не направлялись ему в установленном порядке ни в 2014, ни в 2017 году. Также при своевременном и надлежащем исполнении Министерством своих обязательств в 2014 году, правоотношения сторон должны были быть урегулированы согласно Закона Республики Марий Эл -З, не предусматривавшего примененного к ФИО2 основания для утраты права на земельный участок. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания полагать, что ФИО2 уклонился от заключения договора и подписания акта приема-передачи земельного участка, отсутствуют и основания для отмены ранее вынесенного распоряжения со ссылкой на п. 19, 20 ст. 14 и п. 3.2 Закона РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ-З, поскольку самим Мингосимущества РМЭ не были исполнены требования положений данного Закона. По мнению суда в данном случае подлежит применению принцип эстоппель, который состоит в том, чтобы воспрепятствовать стороне получить преимущества и выгоду как следствие своей непоследовательности в поведении в ущерб другой стороне спора, которая добросовестным образом положилась на определенную юридическую ситуацию, созданную первой стороной. При этом суд учитывает, что Мингосимущества РМЭ является органом власти субъекта Российской Федерации, обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции, административный истец – гражданин и физическое лицо. Соответственно административный ответчик, допустивший нарушение предусмотренной процедуры и допустивший просрочку, утрачивает право на соответствующее возражение и утрачивает право ссылаться на просрочку со стороны административного истца и (или) его неявку для составления акта приема земельного участка в обоснование законности принятого решения.

Таким образом, оспариваемое распоряжение следует признать незаконным, оно нарушает права истца и его многодетной семьи на улучшение жилищных условий, ухудшает их положение, влечет снятие истца с учета в качестве нуждающегося. При таких обстоятельствах имеются основания для признания незаконным распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ», возложении обязанности на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл отменить ранее вынесенное распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ», о чем сообщить суду и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 174,175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Алексеева Сергея Николаевича к Министерству государственного имущества РМЭ о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности отменить распоряжение удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ».

Возложить обязанность на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл отменить ранее вынесенное распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ», о чем сообщить суду и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Н. Лаптева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (пн.).