ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5740/2022 от 02.06.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

50RS0021-01-2022-004137-68 Дело № 2а-5740/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2022 года город Красногорск, Московская область

Красногорский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Белоусовой М. А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству энергетики Московской области о признании незаконным отказа по вопросу подключения к газораспределительным сетям,

установил:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с требованиями к Министерству энергетики ФИО1 о признании незаконным отказа по вопросу подключения к газораспределительным сетям, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-295.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ от имени и по поручению ДД.ММ.ГГГГ собственников приусадебных земельных участков и индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории некоммерческой организации СНТ «Возрождение», которой предоставлен земельный участок в населенном пункте сельского поселения Истринского городского округа ФИО1 , обратилась к Губернатору ФИО1ФИО4 с заявлением, где просила дать поручение о включении 43 потребителей, желающих провести газ бесплатно до границ участков домовладений в соответствии с утвержденной постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 «Развитие газификации в ФИО1 до 2030 года».

Основанием для такого обращения по указанному вопросу явился пункт 1 «а» Перечня поручений Президента Российской Федерации ФИО5 по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-907, в целях внедрения социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения страны.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления инициативной группы граждан с прилагаемой коллективной заявкой в количестве 43 потребителей, Заместителем министра энергетики ФИО1ФИО6ДД.ММ.ГГГГ принято решение № ТГ-12370 об отказе в удовлетворении просьбы. Отказ мотивирован тем, что по данным региональной геоинформационной системы, размещенной в публичном доступе на сайте Геопортал Подмосковье, СНТ «Возрождение» не входит в границы городского округа Истра ФИО1 .

Посчитав отказ необоснованным ФИО2 повторно обратилась ДД.ММ.ГГГГ к Губернатору ФИО1ФИО4 с жалобой на действия (бездействие) должностного лица - Заместителя министра энергетики ФИО1ФИО6, в которой просила поручить организовать проверку настоящей жалобы в отношении Заместителя министра энергетики ФИО1ФИО6, принявшего ДД.ММ.ГГГГ незаконное решение № ТГ-12370 об отказе в удовлетворении коллективной заявки, отменить решение № ТГ-12370, дать поручение компетентным должностным лицам о включении потребителей СНТ «Возрождение», желающих провести газ бесплатно границ участков своих домовладений в соответствии с утвержденной ФИО1, сообщить заявителю о принятых мерах.

По результатам рассмотрения заявления (жалобы) от ДД.ММ.ГГГГ, Заместителем министра энергетики ФИО1ФИО7 принято решение об отказе в удовлетворении обращения, со ссылкой на причину (основание), указанную в письме за его подписью от ДД.ММ.ГГГГ № ТГ-295.

Административный истец полагает, что этот отказ нарушает не только ее права и законные интересы, как председателя инициативной группы граждан, но и аналогичные права 43 граждан-членов СНТ «Возрождение», в сфере хозяйственной деятельности, поскольку лишает их возможности реализовать свое право, гарантированное пунктом 1 «а» Перечня поручений Президента Российской Федерации.

В обоснование незаконности оспариваемого решения административным истцом приведены следующие доводы:

СНТ «Возрождение» расположено в границах территории деревни Ананово Бужаровского сельского поселения Истринского городского округа Московской области, где с 1998 года формируются и сосредотачиваются переселенные граждане из сносимых деревень и поселков окраин города Москвы, что подтверждается соответствующими правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами. Информация о виде разрешенного использования и целевом назначении земельных участков, переселенных граждан указана в их свидетельствах о собственности и ЕГРН (в том числе: земли населенных пунктов, категория не установлена).

Переселенные граждане благоустроили в деревне Ананово свои земельные участки, рекультивировали низкобонитетную землю, построили за счет собственных денежных средств ЛЭП, жилые дома, провели водоснабжение и т.п., что само по себе дало мощный толчок развитию территории Истринского района как в целом, так и поселению «Бужаровское» в отдельности.

Из кадастровой выписки от 24 июня 2013 года на земельный участок (42,3 га) с кадастровым номером 50:08:0070212:247 и земельный участок (21,0 га) с кадастровым номером 50:08:0070212:253 следует, что оба этих участка входят в состав общей территории СНТ «Возрождение», поставлены на государственный кадастровый учет 16.02.1995 года и 10.10.1997 года (по сведениям ГКН категория земель - не установлена, вид разрешенного использования - под организацию личных подсобных хозяйств, границы указанных земельных участков в установленном порядке не определены). Государственный кадастровый учет земель общего пользования общей площадью 14,075 га не осуществлен.

Таким образом, занимаемый СНТ «Возрождение» земельный участок общей площадью 63,3 га, границ вообще не имеет. В то же время, "внешняя граница населенного пункта деревни Ананово" и "внутренняя граница СНТ «Возрождение» совпадают, хотя оба земельных участка, на которых находятся объекты землеустройства (деревня Ананово и СНТ «Возрождение») расположены в черте сельского поселения Бужаровское, Справка об этом факте выдана Администрацией Бужаровского сельского поселения 21.02.2013 года.

Из письма начальника Истринского филиала ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 21.05.2013 года № 50:08-1010 следует, что деревня Ананово Бужаровского сельского поселения, расположена в кадастровом квартале с кадастровым номером 50:08:0070212. Однако «Сведения о земельном участке, в границах которого находится деревни Ананово Бужаровского сельского поселения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют».

В этой связи определить и описать местоположения границ двух смежных земельных участков (42,3 га и 21,0 га), выделенных под размещение СНТ в границах деревни Ананово, с указанием их размеров, направления и поворотных точек, в том числе позволяющих определить местоположения границ земель, относящихся к имуществу общего пользования СНТ «Возрождение», общей площадью 14,075 га, не представляется возможным.

На основании изложенного ФИО2 полагает, что административный ответчик своими неправомерными действиями (бездействием) создает для нее на территории , в состав которой входит территория СНТ «Возрождение», препятствия и незаконно отказывает ей и др. членам СНТ в бесплатном проведении газа из близлежащей магистральной трубы до границ их земельных участков, поскольку выводы ответчика о том, что «по данным региональной геоинформационной системы, размещенной в публичном доступе на сайте Геопортал Подмосковье СНТ «Возрождение» не входит в границы городского округа Истра ФИО1 являются надуманными и необоснованными, и не подтверждены документально.

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным полностью отказ (решение) Заместителя министра энергетики ФИО1ФИО7, изложенное им в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ТГ-295 по вопросу подключения (технологического присоединения индивидуальных жилых и садовых домов граждан-членов СНТ «Возрождение» в количестве 43 потребителей до границ участков своих домовладений) в соответствии с утвержденной ФИО1 социальной газификации Подмосковья, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать административного ответчика в 5-ти дневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить определенные действия — произвести в соответствии с требованиями пункта 1 «а» Перечня поручений Президента Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № Пр - 907 подключение объектов капитального строительства (индивидуальных жилых и садовых домов до границ участков домовладений), принадлежащих 43 гражданам- членам СНТ «Возрождение» к ближайшим газораспределительным сетям вблизи сельского поселения Истринского городского округа ФИО1 , без привлечения их денежных средств.

Административный истец ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО8, участвовавший в судебном заседании до объявления перерыва, исковые требования поддержали в полном объеме.

Административный ответчик Министерство энергетики ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Заинтересованное лицо СНТ "Возрождение" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В свою очередь, административный истец обязан доказать соблюдение сроков обращения в суд и нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием), решениями (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействий) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как следует из текста искового заявления административный истец обжалует отказ (решение) заместителя министра энергетики ФИО1 , изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-295. В суд иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок предусмотренный ст. 219 КАС РФ соблюден.

В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и иными федеральными законами, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Законом № 59-ФЗ.

В силу норм Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона. Ответ на обращение по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (ч. 4 ст. 10).

Из вышеперечисленных правовых норм следует, что законом предусмотрена прямая обязанность исполнителя обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и направление ответа гражданину по существу поставленных в обращении вопросов.

На территории ФИО1 соответствующие гарантии установлены Законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» (далее – Закон -ОЗ).

Как следует из материалов дела, ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ к Губернатору ФИО1ФИО4 с жалобой на действия (бездействие) должностного лица - Заместителя министра энергетики ФИО1ФИО6, в которой просила поручить организовать проверку настоящей жалобы в отношении Заместителя министра энергетики ФИО1ФИО6, принявшего ДД.ММ.ГГГГ незаконное решение № ТГ-12370 об отказе в удовлетворении коллективной заявки, отменить решение № ТГ-12370, дать поручение компетентным должностным лицам о включении потребителей СНТ «Возрождение», желающих провести газ бесплатно границ участков своих домовладений в соответствии с утвержденной ФИО1, сообщить заявителю о принятых мерах.

По результатам рассмотрения заявления (жалобы) от ДД.ММ.ГГГГ, Заместителем министра энергетики ФИО1ФИО7 в адрес заявителя ФИО2 направлен ответ от 17.01.2022 г. № ТГ-295.

В тексте ответа по существу поставленных вопросов заявителю разъяснен порядок газификации СНТ в соответствии с Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» и Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547. Разъяснено, что в случае, если СНТ находится вне границ населенного пункта, вошедшего в проект социальной газификации, то газификация таких СНТ Программой не предусмотрена и может быть выполнена за счет собственных средств заинтересованных лиц в соответствии с Правилами.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

В настоящее время подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям Московской области осуществляется в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила).

Программа Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (с изменениями и дополнениями) (далее - Программа), предусматривает мероприятия по газификации сельских населенных пунктов Московской области и мероприятия по газификации улиц и микрорайонов в газифицированных городах и сельских населенных пунктах с количеством граждан, постоянно зарегистрированных в населенном пункте или внегазифицированной части населенного пункта, от 30 человек и предельным лимитом капитальных затрат в расчете на 1 (одного) зарегистрированного жителя - не более 250 тысяч рублей.

Деятельность СНТ и ОНТ регламентируется Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации».

Вместе с тем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 № 1152-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, направленный на исполнение поручений Президента Российской Федерации от 31.05.2020 №ПР-907 и от 02.05.2021 № ПР-753.

Вместе с тем, в ходе Прямой линии с Президентом России от 30.06.2021 был разъяснен порядок газификации СНТ, расположенных в границах населённых пунктов, согласно которому газификация таких СНТ осуществляется до границ земель общего пользования, относящихся к территории садоводства или огородничества.

Федеральными органами исполнительной власти ведется работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок социальной газификации частично газифицированных населенных пунктов и СНТ, расположенных в границах таких населенных пунктов.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 15 п. 1 п. п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.

Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Администрацией городского округа Истра Министерству энергетики Московской области сообщено, что согласно генеральному плану г.о. Истра, утвержденному решением совета депутатов от 20.12.2019 №1/16, территория СНТ «Возрождение» находится вне границы населенного пункта д. Ананово и относится к зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Территория СНТ «Возрождение» согласно данным публичной кадастровой карты относится к категории земель «для ведения садоводства». По данным региональной геоинформационной системы, размещенной в публичном доступе на сайте Геопортал Подмосковье, СНТ «Возрождение» не входит в границы д. Ананово городского округа Истра.

Доводы административного истца о том, что границы д. Ананово, как и границы СНТ «Возрождение» в установленном законом порядке не определены, а в правоустанавливающих документах членов СНТ на земельные участки имеется разная категория земель, в том числе в некоторых из них указано земли населенных пунктов, заслуживает внимания, однако не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку при наличии указанных противоречий и в отсутствие установленных границ у Министерства энергетики Московской области не имелось оснований для принятия положительного решения по вопросу подключения к сетям газораспределения.

Как верно указано в ответах на обращения ФИО2 в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.06.2012 № 824/19 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве энергетики Московской области», Министерство не наделено полномочиями по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, в том числе между гражданами, индивидуальными предпринимателями и самостоятельно хозяйствующими субъектами.

Для устранения выявленных противоречий и включению СНТ «Возрождение» в границы населенного пункта СНТ необходимо обратиться в Администрацию Истринского городского округа.

Постановлением Правительства Московской области от 14 июня 2012 г. N 824/19 утверждено Положение о Министерстве энергетики Московской области, согласно его пункту 12.1 Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений правительству Московской области по проектам программ газификации Московской области.

Как усматривается из материалов дела, в своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ административный истец фактически просила губернатора Московской области обязанность дать распоряжение о включении 43 потребителей, желающих провести газ бесплатно до границ участков домовладений. Обращение было перенаправлено в орган, в компетенцию которого входит решение вопроса газификации в Московской области. Обращение ФИО2 было рассмотрено по существу уполномоченным должностным лицом, на него была дана соответствующая информация. Несогласие с содержанием письменного ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика. Ответ дан в пределах полномочий.

Таким образом, при рассмотрении обращения ФИО2 Министерством энергетики Московской области не было допущено нарушений действующего законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения заявления граждан, сроки регистрации поступившего заявления и дачи ответа на него соблюдены.

Поскольку письменное обращение было рассмотрено в течение установленного законом срока, заявителю дан мотивированный ответ с соответствующим разъяснением способа защиты своих прав, то отсутствуют основания для признания действий должностного лица в оспариваемой части незаконными.

Несогласие же заявителя с содержанием ответа не может служить основанием для признания действий ответчика незаконными. Ответ от 17.01.2022 г. № ТГ-295 ни по форме, ни по содержанию не противоречит положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и Закона № 164/2006-ОЗ.

Следовательно, отсутствует необходимая совокупность (одновременное наличие) двух условий для удовлетворения заявленных требований о признании данного разрешения на строительство незаконным: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) административного истца.

В связи с отсутствием оснований для признания незаконным ответа от 17.01.2022 № ТГ-295 по вопросу подключения (технологического присоединения) индивидуальных жилых и садовых домов граждан-членов СНТ «Возрождение» к газораспределительным сетям, оснований для возложения обязанности как способа восстановления нарушенного права произвести подключение объектов капитального строительства (индивидуальных жилых и садовых домов до границ участков домовладений), принадлежащих 43 гражданам- членам СНТ «Возрождение» к ближайшим газораспределительным сетям вблизи деревни Ананово Бужаровского сельского поселения Истринского городского округа Московской области, без привлечения их денежных средств также не имеется.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT ФИО2 к Министерству энергетики ФИО1 о признании незаконным отказа по вопросу подключения к газораспределительным сетям – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Красногорский городской суд ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белоусова М. А.

В окончательной форме решение суда принято 16 июня 2022 года