ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5779/2016 от 13.09.2016 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Безденежной И.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Седненко В.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Двоеглазова С.В., действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоцерковского И.Д. к мэрии г.о. Тольятти об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти,

УСТАНОВИЛ:

Белоцерковский И.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.о. Тольятти, просил признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; возложить на мэрию г.о. Тольятти обязанность при принятию административного истца на учет.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был принят на учет на основании п. 1 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», как имеющий право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны в соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с даты подачи заявления- ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» административному истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву того, что им не были представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета: отсутствие обстоятельства, указанного в п.п. 4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» (выселение из служебного помещения).

Полагает указанное распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти незаконным.

Из удостоверения серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти следует, что административный истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеющим право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах».

Основанием для исключения его из списка нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что исходя из пп.4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» лица, указанные в этой статье, подлежат обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 данного закона только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Административный истец полагает, что мэрией г.о. Тольятти неправильно применяются нормы Федерального закона «О ветеранах», т.к. истец является участником Великой Отечественной войны и в силу взаимосвязанных положений п. 2 ст. 15 и пп. 4 п.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», при наличии инвалидности имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного закона независимо от факта выселения из служебного жилого помещения. Наличие у истца инвалидности второй группы подтверждается справкой МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям, просила иск удовлетворить. Дополнительно просила восстановить срок для обжалования оспариваемого распоряжения, поскольку срок пропущен по уважительной причине: болезнь и последующее восстановление административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что административный истец относится к категории военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Меры социальной поддержки данной категории лиц предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». На получение жилья статья 17 дает право только в случае выселения из занимаемых служебных жилых помещений (подпункт 4 пункта 1). Поскольку административный истец не был выселен из служебного жилья, то он не подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечению жильем в рамках ст. 17 Федерального закона «О ветеранах».

Административный истец указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны и как следствие ссылается на необходимость применения к нему положений пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающей предоставление жилья инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий. Однако, поскольку Белоцерковский И.Д. не является ни инвалидом Великой Отечественной войны, ни инвалидом боевых действий, к нему не может быть применена указанная норма Закона «О ветеранах».

Кроме того, представитель административного ответчика ссылался на пропуск административным истцом, установленного КАС РФ срока для обжалования распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти и отсутствие уважительных причин пропуска данного срока.

На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

К участию в деле судом в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований Белоцерковского И.Д., исходя из следующего.

Белоцерковский И.Д. относится к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Из искового заявления следует отсутствие факта выселения из занимаемого служебного помещения- условия, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» как обязательного для обеспечения жилым помещением рассматриваемой категории граждан.

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (пп.1 п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»), меры социальной защиты которых предусмотрены статьями 15 и 17 Федерального закона «О ветеранах», другими нормативными правовыми актами и различаются по объему (определение Конституционного суда РФ от 16.07.2009 года № 965-О-О).

Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а»-«ж» и «и» пп. 1 ч.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» (то есть за исключением лиц, перечисленных в пп. «з» пп.1 ч.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»), предусмотрены п.1 ст. 15 указанного закона.

Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства следствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и основано на объективных критериях (определение Конституционного суда РФ от 11.04.1997 года № 40-О, от 20.11.2003 года № 435-О, от 21.12.2006 года № 603-О).

Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто указан в пп. «з» п. 1 ч.1 статьи 2 «Федерального закона «О ветеранах».

Статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено как мера социальной поддержки инвалидов войны.

Как следует из статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Однако с утверждением истца о том, что на основании п.2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», лица, указанные в пп. «з» п.1 ч.1 ст. 2 данного закона, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, имеют право на предусмотренные для инвалидов войны меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, министерство согласится не может.

Как уже отмечалось, п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» не устанавливает меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанных в пп. «з» пп.1 п.1 ст.2 названного закона.

Следовательно, и п.2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» не может толковаться и применяться в отрыве от положений, закрепленных в п.1 данной статьи.

Подобная позиция отражена в судебной практике (решение Верховного суда РФ от 2712.2005 года № ГКПИ05-1417, определение Верховного суда РФ от 14.02.2006 года № КАС06-23).

Таким образом, поскольку истец относится к участникам Великой Отечественной войны, указанным в пп. «з» п.1 ч.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», действие статей 14 и 15 указанного Закона на него не распространяются.

Учитывая вышеизложенное, истец как лицо, имеющее право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», ставшее инвалидом по общему заболеванию, может обеспечиваться жильем только в случае выселения из занимаемого им служебного жилого помещения.

На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В силу п. 4 ч. Ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Частью 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с указанными положениями Федерального закона «О ветеранах», законом Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», Порядком обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 77, орган местного самоуправления уполномочен ставить на учет и обеспечивать жилыми помещениями (путем предоставления социальной выплаты) за счет средств федерального бюджета (поступающих органам местного самоуправления через бюджет Самарской области) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, в порядке очереди.

Из материалов дела явствует, что Белоцерковский И.Д. относится к категории военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. То есть административный истец относится к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Белоцерковский И.Д. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был принят на учет на основании п. 1 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», как имеющий право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны в соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с даты подачи заявления- ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» административному истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву того, что им не были представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета: отсутствие обстоятельства, указанного в п.п. 4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» (выселение из служебного помещения).

Административный истец полагает, что мэрией г.о. Тольятти неправильно применяются нормы Федерального закона «О ветеранах», т.к. истец является участником Великой Отечественной войны и в силу взаимосвязанных положений п. 2 ст. 15 и пп. 4 п.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», при наличии инвалидности имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного закона независимо от факта выселения из служебного жилого помещения. Наличие у истца инвалидности второй группы подтверждается справкой МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, данные утверждения административного истца суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон).

В соответствии со ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, обеспечение жилыми помещениями.

При этом Закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов (в том числе по обеспечению жильем) в зависимости от особенностей их правового статуса.

Так, меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, к которым относится административный истец (военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период), закреплены в ст. 17 Закона.

Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона (то есть, за исключением лиц, перечисленных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона), предусмотрены п. 1 ст. 15 Закона.

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 435-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 и статьей 17 Федерального закона "О ветеранах", различия в уровне мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствуют об особой государственной поддержке фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также проживавших и работавших в годы войны в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда. Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто указан в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п. 2 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

С утверждением административного истца о том, что на основании приведенной нормы лица, указанные в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, имеют право на получение ЕДВ в размере, установленном для инвалидов войны в соответствии с их группой инвалидности, суд согласиться не может.

Как уже отмечалось, п. 1 ст. 15 Закона не устанавливает меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона.

Следовательно, и п. 2 ст. 15 Закона не может толковаться и применяться в отрыве от положений, закрепленных в п. 1 данной статьи.

Поскольку истец относится к участникам Великой Отечественной войны, указанным в пп. «з» п.1 ч.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», действие статей 14 и 15 указанного Закона на него не распространяются.

Учитывая вышеизложенное, истец как лицо, имеющее право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», ставшее инвалидом по общему заболеванию, может обеспечиваться жильем только в случае выселения из занимаемого им служебного жилого помещения, чего не имеется в данном случае.

При таких обстоятельствах, суд полагает, оспариваемое распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Кроме того, в силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, то оспариваемое распоряжение было направлено в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из нормативов перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, указанное заказное письмо следует считать полученным административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Белоцерковский И.Д. мог обратиться в суд с административным исковым заявлением об обжаловании, полученного им распоряжения до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически Белоцерковский И.Д. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении шести месяцев когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В силу ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При этом, исходя из положений ч.2 ст. 95 КАС РФ, ст. 62 КАС РФ обязанность по доказыванию наличия уважительных причин пропуска срока лежит на лице, обратившимся за его восстановлением.

В подтверждение доводов о наличии уважительных причин пропуска срока административным истцом представлены выписной эпикриз, из которого видно, что Белоцерковский И.Д. проходил лечение в стационаре ГБУЗ СО «ТГБ №4» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в санатории.

Суд полагает, что указанные документы не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока, поскольку Белоцерковский И.Д. имел возможность обратиться в суд как по выписке из стационара, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, так и после возвращения из санатория, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, однако обращение в суд с настоящим иском последовало по истечении более 5 месяцев после возвращения административного истца из санатория.

В силу части 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Белоцерковского И.Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: