ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-578/18 от 27.08.2018 Луховицкого районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Луховицкий районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ступиной С.В.

при секретаре Ковалевой Л.А.

с участием представителя административного истца - Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы» ФИО1, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ... по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене отказа в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» (далее ФГБУ «Канал имени Москвы») обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (далее - Управление Росреестра по МО) о признании незаконным отказа от ...... в государственной регистрации права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» на недвижимое имущество - нежилое здание Караванка-дом, расположенное по адресу: ..., кадастровый номер ..., и обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права оперативного управления административного истца в отношении указанного выше недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал предъявленные требования. В их обоснование показал, что ... административным истцом через МФЦ было подано заявление о государственной регистрации права оперативного управления на указанное выше недвижимое имущество. К заявлению были приложены все необходимые документы, подтверждающие как полномочия лица, подающего заявление, так и основания возникновения права оперативного управления.

... административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления. Основанием для отказа послужило то, что в установленный государственным регистратором срок административный истец не устранил причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права. Эти причины были указаны в уведомлении о приостановлении государственной регистрации - отсутствие документов, подтверждающих право Российской Федерации на объект недвижимости; отсутствие сведений о регистрации этого права; отсутствие документов о передаче надлежащим органом имущества в оперативное управление административного истца и предприятия, правопреемником которого является административный истец (ФГУП Канал имени Москвы).

Считает указанный выше отказ незаконным, нарушающим права административного истца, к заявлению о регистрации права были представлены документы, необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации права.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области ФИО2 считает оспариваемый отказ в регистрации права оперативного управления законным по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление: к заявлению о регистрации права оперативного управления не были приложены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорное имущество; подтверждающие передачу имущества в оперативное управление административному истцу лицом (органом), наделенным соответствующими полномочиями; отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на имущество и права оперативного управления за предприятием, правопреемником которого является административный истец. В связи с указанными выше недостатками было принято решение о приостановлении регистрации, установлен срок для их устранения - до .... Поскольку в этот срок причины, препятствующих осуществлению регистрационных действий, не были устранены, на основании ст.27 Федерального закона от ... №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение (в форме уведомления) об отказе в регистрации.

Представитель заинтересованного лица - Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росморречфлот) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные пояснения относительно спора, считает, что административный иск подлежит удовлетворению. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

в соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.

В силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на административного истца. Следовательно, административный истец обязан доказать, что им соблюден срок обращения в суд и оспариваемое заключение нарушает его права, свободы и законные интересы.

В данном случае административный истец обратился в суд с настоящим административным иском с соблюдением установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока.

В соответствии с положениями ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.

Судом установлено, что ... административный истец через МФЦ обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» на недвижимое имущество - нежилое здание Караванка-дом, расположенное по адресу: ..., кадастровый номер ... (л.д.122-124, 215-218).

К этому заявлению были приложены: доверенность представителя заявителя и передаточный акт от ... (л.д.9).

... по результатам проверки указанного выше заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов государственным регистратором ...ФИО5 было вынесено заключение об отсутствии оснований для возврата документов без рассмотрения, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 25 ФЗ от ... №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Документы соответствуют ч.3, ч.5 ст.21 поименованного выше федерального закона (л.д.121).

Аналогичное заключение принято ... (л.д.114).

... административным ответчиком было вынесено уведомление ... о приостановлении государственной регистрации на срок до ... (л.д.125-126).

Основаниями для приостановления послужили результаты проведенной правовой экспертизы представленных документов, в ходе которой государственный регистратор посчитал, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимости находится в федеральной собственности; в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о том, что лицо уполномочено распоряжаться этим имуществом и предоставлять его в оперативное управление; не представлен документ, подтверждающий возникновение права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» (решение собственника о передаче имущества в оперативное управление).

... уведомлением о приостановлении государственной регистрации ... административному истцу отказано в снятии приостановления регистрационных действий по результатам повторной правовой экспертизы документов, проведенной с учетом представленных административным истцом дополнительных документов. В этом уведомлении указано, что причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, не устранены, перечислены документы, которые не были представлены на регистрацию, их перечень совпадает с перечнем в указанном выше уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ..., и дополнен только требованием о представлении документа, подтверждающего возникновение права оперативного управления у ФГУП «Канал имени Москвы» (правопреемником которого является административный истец) (л.д.112-114).

Административным истцом не были обжалованы указанные выше уведомление о приостановлении государственной регистрации от ... и уведомление от ... об отказе в снятии приостановления регистрационных действий.

... Управлением Росреестра по МО было принято уведомление об отказе в государственной регистрации №... на основании ст.27 Федерального закона от ... №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от ..., и неустранением заявителем приведенных в этом уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий (л.д.111).

Это уведомление административный истец просит признать незаконным, нарушающим его права и обязать административного ответчика осуществить регистрацию права оперативного управления административного истца в отношении недвижимого имущества - нежилого здания Караванка-дом, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ....

Суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

государственный кадастровый учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

Закон о регистрации определяет полномочия регистрирующего органа по порядку осуществления государственной регистрации, возлагает ответственность за ведение Единого государственного реестра прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: в том числе, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

В силу п. 5 ч.1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, следующие необходимые документы, (если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений):

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Одним из этапов государственной регистрации является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет, наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, (часть 2 статьи 14 Закона о регистрации):

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

6)акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона № 218-ФЗ).

Судом установлено, что в данном случае основанием для приостановления, а затем и отказа в осуществлении государственной регистрации права послужило то, что, по мнению административного ответчика, к заявлению о регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости административный истец не представил документы, подтверждающие, что объект недвижимости находится в федеральной собственности; отсутствие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на этот объект за лицом, которое передает его в оперативное управление (соответственно, отсутствует документ, подтверждающий полномочие лица распоряжаться этим имуществом и предоставлять его в оперативное управление); не представлен документ, подтверждающий возникновение права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» (решение собственника о передаче имущества в оперативное управление); документ, подтверждающий возникновение права оперативного управления у ФГУП «Канал имени Москвы» (правопреемником которого является административный истец).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ......, Росимущество осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Административным истцом не оспаривается, что право собственности Российской Федерации на спорное недвижимое имущество действительно не зарегистрировано, а сам объект недвижимости не включен в реестр федеральной собственности.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ... от ... (далее - Положение о Росморречфлоте), Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Росморречфлоту предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству (пункт 5.2 Положения).

Согласно Перечню федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росморречфлота, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от ......, ФГБУ «Канал имени Москвы» является учреждением, подведомственным Росморречфлоту.

Устав ФГБУ «Канал имени Москвы» утвержден распоряжением Росморречфлота от ...... (л.д.62, 89-90).

Согласно п.1.1 Устава ФГБУ «Канал имени Москвы» образован путем реорганизации ФГУП «Канал имени Москвы», которое в свою очередь является правопреемником Управления эксплуатации канала, образованного в составе строительства канала Волга-Москва на основании приказа по Народному комиссариату внутренних дел Союза ССР от ...... (л.д.63).

В соответствии с п.1. 3 Устава учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта, оно же осуществляет функции и полномочия собственника имущества учреждения (л.д.64).

В главе 2 Устава учреждения установлено, что оно является федеральным государственным бюджетным учреждением (некоммерческой унитарной организацией), осуществляющим функции администрации Московскогобассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.

Учреждение осуществляет основные виды деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, имеет право осуществлять определенную настоящим Уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно п.4.1 Устава имущество учреждения находится в федеральной собственности, закреплено за учреждением на праве оперативного управления (л.д.75).

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ......-р принято решение о реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы» (ФГУП «Канал имени Москвы») в форме его преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» (ФГБУ «Канал имени Москвы») (л.д.10-11).

Этим же распоряжением на Росимущество и Росморречфлот возложена обязанность в 3-месячный срок обеспечить передачу учреждению в оперативное управление находящееся в федеральной собственности имущества реорганизуемого предприятия.

Во исполнение указанного выше распоряжения Правительства РФ по передаточному акту от ... произведена передача имущества, в том числе спорного имущества (л.д.17, 12-18).

Следовательно, административному истцу в оперативное управление было передано находящееся в федеральной собственности спорное имущество, которое ранее находилось в распоряжении реорганизуемого предприятия.

Государственная регистрация ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществлена ..., что подтверждается свидетельством от ...... и выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.44-53).

В силу положений п.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются.

Пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ..., Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации ... от ... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. (Имущество учреждения или казенного унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества, доходов учреждения или унитарного предприятия от его деятельности, а также иных не противоречащих законодательству источников (ст. ст. 113, 123.21 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от ... №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 3 Федерального закона от ... №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Право на имущество, закрепляемое за учреждением или казенным предприятием, возникает с момента его передачи учреждению или казенному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от ... №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Исходя из смысла указанных норм, передача и закрепление имущества в оперативное управление учреждению или казенному предприятию осуществляются на основании специального акта, иных оснований для передачи имущества бюджетному учреждению законом не предусмотрено.

В соответствии со статьей 305 ГК РФ лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве оперативного управления пользуется теми же правами, что принадлежат и собственнику имущества, вправе защищать свои права, связанные с владением имуществом наравне с собственником.

Объект недвижимого имущества - нежилое здание Караванка-дом с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., передан в оперативное управление ФГБУ «Канал имени Москвы» по передаточному акту от ... в соответствии Распоряжением Правительства Российской Федерации от .... ...-р.

Следовательно,документом, подтверждающим передачу (закрепление) указанного объекта недвижимого имущества ФГБУ «Канал имени Москвы» на праве оперативного управления, является Передаточный акт от ... в соответствии Распоряжением Правительства Российской Федерации от ......-р.

Этот документ был представлен административному ответчику вместе с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления.

Факт нахождения спорного имущества в оперативном управлении ФГУП «Канал имени Москвы» подтверждается Актом приема-передачи здания (сооружения) от .... ...; указанным выше передаточным актом от ... (л.д.19-21).

Данное здание числится на балансе ФГБУ «Канал имени Москвы» с ..., дата постройки - ... год, что подтверждается инвентарной карточкой ... от ... (л.д.39-40).

По изложенным выше основаниям суд согласен с доводами административного истца о том, что отсутствие спорного объекта недвижимого имущества в реестре федеральной собственности не свидетельствует об отсутствии у ФГБУ «Канал имени Москвы» права оперативного управления на этот объект. Не влияет на право оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» на объект недвижимого имущества и тот факт, что право федеральной собственности на этот объект не прошло государственную регистрацию.

Как усматривается из кадастрового паспорта на спорный объект недвижимости от ......, объект ... внесен в ГКН, кадастровый .... Год ввода в эксплуатацию - ... (л.д.22).

Аналогичные сведения содержатся в выписке из ЕГРН от ..., где указано, что сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.36-38).

На спорный объект недвижимости представлен технический паспорт МО БТИ по состоянию на ..., в котором содержатся сведения о постановке объекта на технический учет с инвентарным номером ... (л.д.23-35).

В соответствии с ч.4 ст.69 Закона о регистрации технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Исходя из положений ч.5 ст.69 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости основанием включения данных сведений являются, в том числе, документы, подтверждающие право на объект недвижимости и представленные соответствующими организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 69 Закона о регистрации права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 статьи 69 Закона о регистрации, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного суд считает, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих законность приостановления регистрации права оперативного управления административного истца на спорный объект недвижимости и последующего отказа от ... в осуществлении государственной регистрации права в связи с истечением срока приостановления регистрации и неустранением приведенных в этом уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий.

Суд согласен с доводами административного истца о том, что отказ в государственной регистрации права на имущество нарушает его права как титульного владельца этого имущества, и приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-178, 227,228 КАС РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

Удовлетворитьадминистративный иск ФГБУ «Канал имени Москвы» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимости.

Признатьнезаконным, нарушающим права ФГБУ «Канал имени Москвы» отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ...... в государственной регистрации права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» на недвижимое имущество - нежилое здание Караванка-дом, расположенное по адресу: ..., кадастровый номер ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права оперативного управления ФГБУ «Канал имени Москвы» на недвижимое имущество - нежилое здание Караванка-дом, расположенное по адресу: ..., кадастровый номер ....

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Луховицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ....

Председательствующий судья: Ступина С.В.