ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5795/18 от 29.11.2018 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а- 5795/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием представителя административного ответчика Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ -ФИО1 по доверенности от 12.07.2018г. Д-262,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Уфы – Михайленко В.В. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании несоответствующим закону и недействующими отдельных положений административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан от 30.12.2015г. №4327,

УСТАНОВИЛ:

Прокурора города Уфы – Михайленко В.В. действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании несоответствующим закону и недействующими отдельных положений административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан от 30.12.2015г. №4327., Просит признать абзац 4 пункта 1.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от № 4327, противоречащим пункту 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и недействующим;

пункт 2.12 административного регламента * по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от

№ 4327, противоречащим пунктам 4 и 5 части 3 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и недействующим;

пункт 5.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от № 4327, противоречащим пункту 2 статьи 11.2 Федерального закона от

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующим;

главу V административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2015 № 4327,

противоречащей главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующей.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ-Миннигалеев Р.М. просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель прокурора города Уфы извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Согласно п.п. 8, 9, 10 ст. 96 КАС РФ, административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

9. Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

10. При отсутствии технической возможности у лиц, участвующих в деле, - органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, суд проанализировав указанную статью и принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении на первое заседание, а также на судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», приходит к выводу о надлежащем извещении. Суд в соответствии с ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) приходит к выводу о рассмотрении деле без участия неявившихся участников процесса.

Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав сторону, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, РФ или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как установлено в судебном заседании: Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2015 №4327 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства» (далее - Регламент).

Отдельные положения Регламента не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.Абзацем 4 пункта 1.3 Регламента определено, что заявителями муниципальной услуги являются граждане, постоянно проживающие на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, молодые семьи, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющие одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений.

Между тем, пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (далее - Закон РБ № 59-з) предусмотрено, что земельные участки индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, совместно с ним проживающих, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений.

Таким образом, Законом РБ № 59-з установлено требование к молодым семьям, имеющим одного и более детей, о совместном проживании детей с родителем.

Пунктом 2.12 Регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является наличие у заявителя и (или) членов семьи (супруга (супруги), ребенка (детей) на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), ведения дачного хозяйства (в границах населенных пунктов), за исключением категорий граждан, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона РБ № 59-з.

Вместе с тем согласно пункту 4 части 3 статьи 10.1 Закона РБ № 59-з отказ в постановке на учет осуществляется при наличии у заявителя и (или) членов семьи (супруга (супруги), ребенка (детей) на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка (доли в земельном участке) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный (участок) площадью в сумме 0,08 га и более, за исключением категорий граждан, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Закона.

Пунктом 5 части 3 статьи 10.1 Закона РБ № 59-з определено, что заявителю отказывается в постановке на учет также в случае получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, за исключением средств материнского (семейного) капитала.

Между тем, данное основание для отказа Регламентом не предусмотрено.

Согласно пункту 5.2 Регламента заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, допущенных Управлением в связи с их обращением за получением муниципальной услуги, противоправных решениях, действиях (бездействии) Управления (должностных, уполномоченных лиц Управления), нарушениях положений настоящего административного регламента:

- путем направления письменной жалобы по почте на почтовый адрес Управления, посредством факсимильной связи либо по электронной почте на электронный адрес Управления;

- путем сдачи письменной жалобы в окно, расположенное на первом этаже административного здания Управления в зоне приема граждан;

-путем направления письменной жалобы по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

-жалоба может быть принята при личном приеме заявителя;

- жалоба на решения, принятые начальником Управления, может подаваться в вышестоящий орган - Администрацию.

При этом в нарушение пункта 2 статьи 11.2 Федерального закона от27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Регламентом не предусмотрено направление жалобы о нарушении прав и законных интересов заявителей, допущенных Управлением в язи с их обращением за получением муниципальной услуги, противоправных решениях, действиях (бездействии) Управления (должностных, уполномоченных Управления), нарушениях положений Регламента через единый портал государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, главой V Регламента в нарушение главы 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не предусмотрен порядок обжалования решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных или муниципальных услуг, или их работников.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административный истец в соответствии со ст. 62 КАС РФ обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований доказало, административным ответчиком доказательств опровергающих требования прокурора не представлено, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу, что требования Прокурора города Уфы –Михайленко В.В. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании несоответствующим закону и недействующими отдельных положений административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан от 30.12.2015г. №4327, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Прокурора города Уфы –Михайленко В.В. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании несоответствующим закону и недействующими отдельных положений административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан от 30.12.2015г. №4327 -удовлетворить.

Признать ь абзац 4 пункта 1.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от № 4327, противоречащим пункту 2 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и недействующим;

пункт 2.12 административного регламента * по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 4327, противоречащим пунктам 4 и 5 части 3 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и недействующим;

пункт 5.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от № 4327, противоречащим пункту 2 статьи 11.2 Федерального закона от № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующим;

главу V административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2015 № 4327, противоречащей главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.Ю. Сунгатуллин