ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5829/2016 от 19.09.2016 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 сентября 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Леонтьевой Т.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Леонтьева Н.Ю. к мэрии г.о.Тольятти о восстановлении права на участие в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась с указанным иском, указав, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 20.12.2011г. семья Леонтьевых из 2-х человек (Леонтьева Т.А., Леонтьев Н.Ю.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы со дня подачи заявления 13.12.2011г.

23.04.2016г. по почте истица получила письмо от 13.04.2016г., которым истицу уведомили, что ее семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому у возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы (пп «а» п.6 Правил) и не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на территории Самарской области в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года. Указанное уведомление было сформировано на основании письма Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.03.2016г. .

Уточнив исковые требования, просит признать решение сформулированного в письме Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным с момента его вынесения. Обязать ответчиков восстановить право нашей семьи на участие в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать мэрию г.о. Тольятти включить семью Леонтьевых в составе 2-х человек (Леонтьеву Т.А. и Леонтьева Н.Ю.) в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 г. Обязать мэрию г.о. Тольятти внести соответствующие изменения в сформированный список на 2016 год молодых семей-участников подпрограммы и направить эти изменения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для последующего утверждения изменений в сводный список. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области включить семью Леонтьевых в составе 2-х человек (Леонтьеву Т.А. и Леонтьева Н.Ю.) в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в первоочередном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца, исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика мэрии г.о.Тольятти требования не признал, суду пояснил, что одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг., является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Истец, с учетом подачи личного заявления 13.12.2011г., была включена в указанный список в 2012г., который ежегодно с учетом изменений очередности направлялся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение вопроса о включении семей в список претендентов на получение социальной выплаты относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органа местного самоуправления. Письмом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.03.2016г. мэрия городского округа Тольятти уведомлена, что 18.03.2016г. Губернатором Самарской области утвержден список молодых-семей-претендентов на получение социальных выплат в 2016г. На день утверждения списка молодых семей истцу исполнилось 36 лет (дата рождения Леонтьевой Т.А. - ДД.ММ.ГГГГ.), следовательно, она перестала соответствовать требованиям Подпрограммы и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключена из ее участников. Таким образом, мэрия городского округа Тольятти, выполнила предусмотренные Правилами полномочия в полном объеме, права и интересы истца нарушены не были. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, из которого следует, что с требованиями административного истца не согласны, просит в заявленных требованиях отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении административного иска о признании незаконными действий (решений) органа государственной власти суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.

Согласно п.6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Аналогичные требования к молодой семье, претендующей на получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. , участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

?????

Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 20.12.2011г. семья Леонтьевых из 2-х человек (Леонтьева Т.А., Леонтьев Н.Ю.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы со дня подачи заявления 13.12.2011г.

Из пояснений представителя истца следует, что 23.04.2016г. по почте истица получила письмо от 13.04.2016г., которым истицу уведомили, что ее семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому у возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы (пп «а» п.6 Правил) и не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на территории Самарской области в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года. Указанное уведомление было сформировано на основании письма Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.03.2016г. .

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы разграничены полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

Так, согласно вышеуказанным Правилам и «Порядку формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы "молодой семье -доступное жилье" до 2020 года государственной программы самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 09.08.2013г. , мэрия городского округа Тольятти:

- формирует список молодых семей - участников подпрограммы и представляет их в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (п.20 Правил, п.2 Порядка),

- доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти Самарской области по вопросу включения их в указанные списки (п.24 Правил).

- производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти Самарской области (п.26 Правил).

Согласно п.2 Порядка мэрия городского округа Тольятти ежегодно на 01 сентября текущего года формирует списки молодых семей, признанных участниками программы, и представляет их в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Истец, с учетом подачи личного заявления 13.12.2011г., была включена в указанный список в 2012г., который ежегодно с учетом изменений очередности направлялся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение вопроса о включении семей в список претендентов на получение социальной выплаты относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органа местного самоуправления.

Однако в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не включаются молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет на день принятия решения о включении в указанный список (подпункт «а» пункта 6 Правил).

При этом в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац второй пункта 27 Правил).

Письмом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 24.03.2016г. мэрия городского округа Тольятти уведомлена, что 18.03.2016г. Губернатором Самарской области утвержден список молодых-семей-претендентов на получение социальных выплат в 2016г. На день утверждения списка молодых семей истцу исполнилось 36 лет (дата рождения Леонтьевой Т.А. - ДД.ММ.ГГГГ.), следовательно, она перестала соответствовать требованиям Подпрограммы и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключена из ее участников.

Учитывая, что условие о непревышении 35-летнего возраста каждым из супругов федеральный законодатель предусмотрел именно на момент принятия органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а Леонтьевой Т.Л. в настоящее время уже исполнилось 36 лет, ее семья не может быть включена в указанный список.

Учитывая изложенное, при формировании министерством названного списка семья Леонтьевой Т.А. в него не включена. Принятия отдельного решения об исключении из списка, которое в заверенном виде истребует истец, Правила не предусматривают.

Таким образом, исходя из целей и задач Подпрограммы, и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в Подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников вышеназванной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Таким образом, мэрия городского округа Тольятти и Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> выполнили предусмотренные Правилами полномочия в полном объеме, права и интересы истца нарушены не были.

Право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у истцов в установленном законом порядке не возникло.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Леонтьевой Т.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Леонтьева Н.Ю. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178,226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Леонтьевой Т.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Леонтьева Н.Ю. к мэрии г.о.Тольятти, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании решения незаконным, восстановлении права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, обязании включения в списки, внесении изменений в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09.2016г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

Секретарь