ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-583/2022 от 18.03.2022 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-583/2022

45RS0008-01-2022-000225-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.

при секретаре судебного заседания Анашкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кетово Кетовского района Курганской области 18 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Кетовского района Курганской области о признании решения незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском с учетом изменённых требований к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконным отказа Администрации Кетовского района от 22.12.2021 № 7268 во внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генерального плана Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером: , расположенным по адресу: <адрес>, с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности внести изменения в графическую часть Генерального плана и в текстовую часть Правил землепользования и застройки территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем установления в границах участка одной территориальной зоны – комплексной общественно-деловой (ОД)К, с целью уточнения вида разрешенного использования земельного участка с «для собственности» на вид разрешенного использования – «магазины» в течение 10 календарных дней, с момента вступления решения суда в законную силу и обязанности внести изменения в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в основные виды разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны (ОД)К, такой вид разрешенного использования как «Магазины» (под 4.4. Классификатора ВРИ) в течение 10 календарных дней, с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указывает, что ФИО1 на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 06.04.2019 принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для собственности (согласно документу), площадью 1 427 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1 от 29.06.2020 № 62\52, Администрацией Кетовского района был подготовлен и выдан градостроительный план № РФ-45-4-08-2-04-2020-6037 от 07.07.2020 на указанный земельный участок. Согласно пункту 2 ГПЗУ, земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: (ОД)К – комплексно общественно-деловой зоне и Ж-1 зоне индивидуальной жилой застройки и личного подсобного хозяйства. По сведениям ГПЗУ с северной стороны земельного (ул. Советская, задняя сторона участка, примыкающая к соседнему участку) участок ФИО1 частично расположен в территориальной зоне Ж-1 и с южной стороны (ул. Ленина, фасадная часть, выход на дорогу) участок находится в территориальной зоне (ОД)К. 03.09.2021 ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением об устранении неопределенности правового режима земельного участка путем внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета в отношении ее земельного участка, путем установления одной территориальной зоны (ОД)К в границах участка. Письмом от 22.12.2021 № 7268 Администрация фактически ответила отказом на заявление ФИО1 со ссылкой на то, что в настоящее время в соответствии с Муниципальным контрактом от 10.06.2019 № 0843500000219000803-59385 Администрация осуществляет внесение изменений в действующие Правила, в связи с этим, параллельное внесение изменений в действующий документ градостроительного зонирования не предусмотрен законодательством, поскольку приведен к созданию нескольких противоречивых версий Правил. ФИО1 считает, что отказ Администрации является незаконным, основанном на неверном толковании норм права и подлежит отмене ввиду следующего. Действующее законодательство не содержит таких оснований отказа внесения изменений в документы территориального планирования и зонирования в отношении частных земельных участков, как подготовка проектов внесения изменений в Генеральные планы поселений и Правила землепользования застройки, на основании заключенных муниципальных контрактов. Учитывая положения ст. ст. 9-12, 24, 31-33, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача какой-либо разрешительной документации, а также внесение изменений в документы территориального планирования и зонирования, запрещена только при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в соответствующем поселении или городском округе. Иных оснований отказа для внесения изменений в документы по планированию и развитию местной территории, действующее законодательство не содержит. Таким образом, подготовка проектов не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о внесении изменений в документы территориального зонирования и установлении в отношении частного земельного участка соответствующей территориальной зоны. При этом, ссылаясь на ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п.п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что ограничение прав свободного владения, распоряжения и использования земельного участка их собственниками может быть установлено только на основании федеральных законов. Также ссылаясь на п. 20 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. При этом, такие акты, принимаемые по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить федеральному законодательству. Установление в местных нормативных актах условий, ухудшающих положения землепользователей по сравнению с федеральными законами, недопустимо. 12.09.2014 Решением Введенской сельской Думы № 15 утвержден Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области. Решением Введенской сельской Думы № 77 от 12.09.2017 в Генплан внесены изменения. 22.05.2014 Решением Введенской сельской Думы № 8, утверждены Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области (в ред. решения Введенской сельской Думы № 126 от 27.12.2017). На основании вышеперечисленных Генерального плана и Правил землепользования и застройки в отношении земельного участка ФИО1 установлены две территориальные зоны: Ж-1 и ОД (К), что противоречит ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 34, 35, ч. 4 ст. 30, ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание, что межевание земельного участка проведено еще в 2008 году, на основании землеустроительного дела № 2/2937, подготовленного ООО «Землеустроитель», следовательно границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством задолго до утверждения Генплана Введенского поселения и Правил землепользования и застройки, следовательно, установление двух территориальных зон в отношении земельного участка недопустимо. Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 45:08:012402:319 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, что влечет неопределенность его правового режима, то Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета в этой части, принятые в нарушение положений и принципов действующего законодательства, подлежат исключению и приведению в соответствие с требованиями ч. 4 ст. 30 ГК РФ и ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, путем внесения изменений и установления в отношении земельного участка заявителя одной территориальной зоны – ОД (К). Земельный участок с кадастровым номером 45:08:012402:319 изначально был предоставлен малому предприятию «Россия» для торговых целей. В последующем, на основании решения Кетовского районного суда от 06.11.2007, право собственности на земельный участок и здание магазина, расположенного на данном земельном участке, было признано за ФИО2 (продавец участка истцу). С заявлением о смене вида разрешенного использования земельного участка на один из собственников не обращался. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 45:08:012402:319 был предоставлен для торговых целей, что соответствует виду разрешенного использования общественно-деловой зоны. Кроме того, соседние земельные участки, граничащие с участком заявителя отнесены к комплексной общественно-деловой зоне (ОД) К и фактическое использование земельных участков на данной территории соответствует указанному виду территориальной зоны, поэтому, земельный участок ФИО1 также должен иметь принадлежность к общественно-деловой зоне, предполагающей собственнику земельного участка размещать объекты капитального строительства, в том числе, торгового назначения для предпринимательской деятельности. Также, ссылается на положения п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекс Российской Федерации, п.3, 5 ч. 1 ст 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в соответствии с которыми при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требуется. При этом, административный истец ссылается на Классификатор видом разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, с учетом изменений от 04.02.2019 № 44, требования ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 11, 12, 13 ст. 34 Федерального закона о 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018), поясняя, что в действующей редакции Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета в основных видах разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны указан такой вид как «объекты торговли» и отсутствует такой вид как «магазины». Вместе с тем, согласно п. 4.2 Классификатора, такой вид разрешенного использования как «объекты торговли» (торговые центры) предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв.м., размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра. Участок заявителя имеет площадь 1 427 кв.м. и размещение объекта площадью свыше 5 000 кв.м. на такой площади участка является недопустимым, как и в отношении большинства земельных участков, распложенных в с. Введенское. В связи с чем, заявитель просит внести изменения в текстовую часть Правила землепользования и застройки, в основные виды разрешенного использования комплексной и общественно-деловой зоны (ОД)К такой вид разрешенного использования как «Магазины» (код 4.4 Классификатора). Права заявителя, как собственника земельного участка нарушены решением Администрации, поскольку она не может обратиться за получением проектной документации, разрешением на строительство здания на своем земельном участке.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась повесткой, о причинах неявки не уведомила. Ее представитель, действующая на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что административным ответчиком представлен отзыв, в котором они просят рассмотреть дело по представленным доказательствам, что говорит о том, что фактически говорит о признании иска, кроме того, ответчик не указал, какие объективные препятствия помещали исполнить муниципальные акты в части приведения Правил землепользования и застройки, в отношении земельного участка административного истца о приведении в соответствие муниципальным актом, а также не указали, какими нормами они руководствовались при принятии своего решения об отказе в удовлетворении заявления, а также какие права будут нарушены в случае принятия акта в пользу административного истца. Как был на земельный участок общественно-деловой комплекс, так и располагается, что подтверждается землеустроительным делом, решением суда, публичной кадастровой картой. Как хотели там располагать магазин, так и будет там магазин располагаться. Никакие иные изменения не вносятся. Они просят не изменить с одной территориальной зоны на другую, а фактически скорректировать в соответствии с требованием земельного законодательства, и уточнить, исключить одну территориальную зону, поскольку это напрямую запрещается законом. Никаких оснований для установления в отношении земельного участка административного истца территориальной зоны Ж-1 не имелось.

Представитель административного ответчика – Администрации Кетовского района Курганской области не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации Кетовского района Курганской области, принять решение о указанному исковом заявлению в соответствии с представленными сторонами доказательствами. Также предоставлен отзыв в котором административный ответчик указывает, что 03.09.2021 в адрес Администрации Кетовского района поступило заявление от ФИО1 о внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в основные виды разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны ОД (К), такой вид разрешенного использования как «Магазины» (код 4.4), в соответствии с Классификатором ВРИ; внесении изменений в Градостроительный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденного Решением Введенской сельской Думы № 15 от 12.09.2014, в действующей редакции, в части территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером а именно обозначить территориальную зону – комплексную общественно-деловую (ОД)К, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для собственности» на вид разрешенного использования – «Объекты торговли и общественного питания», «магазины»; внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, в части территориального зонирования в отношении земельного участка а именно обозначить территориальную зону – комплексную общественно-деловую (ОД)К, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка «для собственности» на вид разрешенного использования «объекты торговли и общественного питания», «магазины». На основании заявления в Протокол № 33 Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района от 09.09.2021 на повестку дня был вынесен вопрос ФИО1 «О внесении изменений в Градостроительный план и ПЗЗ Введенского сельсовета, изменении территориальной зоны Ж1 на ОД (К) в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. В результате рассмотрения данного вопроса Комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района согласовала заявление ФИО1 о внесении изменений в графическую часть ГП и ПЗЗ Введенского сельсовета в части изменения территориальной зоны Ж1 – зоны индивидуальной усадебной жилой застройки на ОД (К) – комплексно-деловая зона с кадастровым номером . В соответствии с Уставом муниципального образования «Кетовский район», на основании ст.ст.30-32 Гр.К. РФ, Закона Курганской области № 140-ФЗ от 30.12.2020 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и органами государственной власти Курганской области и внесении изменений в Закона Курганской области «О градостроительной деятельности в Курганской области» Администрацией Кетовского района Курганской области подготовлено Проставление № 1491 от 27.03.2021 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области», согласно которому постановлено осуществить подготовку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области; утвердить прилагаемый порядок и сроки проведения работ по подготовке Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета и направить указанное постановление в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области. После направления в Департамент 28.09.2021 пакета документов (исх. №5943 от 28.09.2021) был получен ответ 09.11.2021 в котором сообщалось, что в настоящее время осуществляется разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования Введенского сельсовета в рамках муниципального контракта № 0843500000219000803_59385 от 10.06.2019, параллельное внесение изменений в документ градостроительного зонирования не предусмотрено законодательством, поскольку приведет к созданию нескольких взаимопротиворечивых версий Правил. Со ссылкой на данное информационное письмо от 09.11.2021 исх № 11-04254/21 ФИО1 был направлен ответ 22.12.2021 № 7268. На основании изложенного, считают, что права административного истца не были нарушены, так как Администрация Кетовского района Курганской области действовала в соответствии с установленным порядком по проведению процедуры рассмотрения данных заявлений.

Представитель заинтересованного лица, - Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещался повесткой, о причинах неявки не уведомил.

Представитель заинтересованного лица – Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался повесткой, в телефонограмме просил о рассмотрении дела без их участия, указывая, что не согласен с заявленными требованиями.

Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заслушав представителя истца исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 06.11.2007 по гражданскому делу № 2-923/07, удовлетворены исковые требования ФИО4 к ООО «Россия-А» о признании права собственности на магазин и земельный участок, за ФИО4 признано право собственности на здание магазина по адресу: <адрес>, общей площадью 182,8 кв.м., а также на земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Истцом в материалы дела представлена копия договора купли-продажи от 06.04.2019, заключенного между ФИО4 (продавец) и ФИО1 (покупатель), согласно которому продавец продал, а покупатель купил в собственность нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 182,8 кв.м., этажность: 1, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов – для собственности, площадью 2 500 кв.м. кадастровый . Расположенный по адрес: <адрес>.

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на здание, кадастровый , площадью 182,8 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, количество этажей: 1. в том числе подземных 0, кадастровые номера иных объектов, в пределах которых расположен объект недвижимости: , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-117437344, на земельный участок, кадастровый , площадью 1 427 +/- 13 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов: категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для собственности, принадлежит на праве собственности ФИО1, дата регистрации права собственности 17.04.2019.

03.09.2021 представитель ФИО1 – ФИО3 обратилась к исполняющему обязанности Главы Администрации Кетовского района Курганской области ФИО5, с заявлением (входящий номер 8799), в котором просила внести изменения в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в основные виды разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны (ОД) К, такой вид разрешенного использования как «Магазины» (код 4.4), в соответствии с Классификатором ВРИ; в редакции приказа ФИО6 от 04.02.2019 № 44; внести изменения в Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденного Решением Введенской сельской Думы № 15 от 12.09.2014, в действующей редакции, в части территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а именно назначить территориальную зону – комплексную общественно-деловую (ОД) К, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для собственности» на вид разрешенного использования – «объекты торговли и общественного питания», «магазины»; внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденных Решением Введенской сельской Думы № 8 от 22.05.2018, в действующей редакции, в части территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером: , а именно обозначить территориальную зону – комплексную общественно-деловую (ОД)К, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка «для собственности» на вид разрешенного использования «объекты торговли и общественного питания», «магазины».

Согласно представленному Протоколу № 33 Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области от 09.09.2021 было рассмотрено заявление ФИО1 о внесении изменений в графическую часть Генерального плана и Правил землепользования и застройки Кетовского сельсовета в части изменения территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки Кетовского сельсовета в части изменения территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки» на ОД (К) «Комплексная общественно-деловая зона» с кадастровым номером 45:08:012402:319 по которому вынесено решение: согласовать ФИО1 изменение территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:08:012402:319, местоположением – <...>.

Как следует из представленной административным ответчиком копии Постановления Администрации Кетовского района Курганской области № 1491 от 27.09.2021 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области», постановлено осуществить подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области. Утвердить предполагаемый порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области. Администрации Кетовского района направить настоящее постановление на подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области; обеспечить проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области». Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района, состав и порядок работы, которой утвержден Постановлением Администрации Кетовского района № 184 от 06.02.2018 года «Об утверждении состава и положения о комиссии по Правилам землепользования и застройки при Администрации Кетовского района» обеспечить свое участие в подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области. Заинтересованные лица могут направить свои предложения по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в письменном виде в течение 5 дней после опубликования настоящего постановления в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района по адресу: <...>.

28.09.2021 Администрацией Кетовского района Курганской области было направлено письмо № 5943 Директору Департамента строительства и гоэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области «О подготовке проекта» в котором направлены исходные материалы по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области.

В ответ № исх 11-04254/21 от 09.11.2021 на указанное обращение Департамент строительства и гоэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области сообщил Администрации Кетовского района о том, что в настоящее время в соответствии с муниципальным контрактом № 0843500000219000803_59385, заключенным Администрацией Кетовского района 10.06.2019 осуществляется внесение изменений в действующие Правила. Параллельное внесение изменений в действующий документ градостроительного зонирования не предусмотрено законодательством, поскольку приведет к созданию нескольких взаимопротиворечивых версий Правил. А также известил о необходимости скорейшего завершения работ, в полном объеме оплаченных из бюджета Курганской области, по ранее заключенным муниципальным контрактам на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Внесение новых изменений по поступающим обращениям граждан в Правила и генеральные планы Введенского, Кетовского, Колташевского, Лесниковского, и других поселений Кетовского района необходимо предусматривать в рамках действующих контрактов.

Администрацией Кетовского района Курганской области 22.12.2021 ФИО1 направлен ответ № 7268, из которого следует, что на ее обращение о внесение изменений в Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района сообщает, что в настоящее время в соответствии с муниципальным контрактом от 10.06.2019 № 0843500000219000803_59385 Администрацией осуществляется внесение изменений в действующие Правила. Параллельное внесение изменений в действующий документ градостроительного зонирования не предусмотрено законодательством, поскольку приведет к созданию нескольких взаимопротиворечивых версий Правил. На основании изложенного сообщено, что документы территориального планирования и градостроительного зонирования Введенского сельсовета Кетовского района после устранения замечаний и согласования всеми государственными отраслевыми органами Правительства Курганской области будут вынесены на общественные обсуждение рассмотрение Кетовской районной Думой.

Как следует из копии ответа отдела архитектуры и градостроительства № 12.03 от 02.03.2022, согласно градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования с. Введенское Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района, утвержденным Решением Введенской сельской Думы от 22.052014 № 8 (в редакции Решение Введенской сельской Думы от 27.12.2017 № 126), земельный участок находится в территориальных зонах ОД (К) «Комплексная общественно-деловая зона» и Ж-1 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки».

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно части 16 статьи 24 ГрК РФ обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 ГрК РФ.

При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Согласно части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся в том числе генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

В заявлении ФИО1 были поставлены вопросы о внесении изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в части приведения в соответствие видов разрешённого использования комплексной общественно-деловой зоны с Классификатором ВРИ, а также в Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденного Решением Введенской сельской Думы № 15 от 12.09.2014 и Правила землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в части территориального зонирования в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 45:08:012402:319 связи с расположением данного участка в двух территориальных зонах, что не допускается действующим законодательством, а также в связи с необходимостью внесения изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка заявителя, которое подлежит приведению в соответствие с действующим Классификатором ВРИ.

Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая в статье 85 Кодекса требование принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, одновременно предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков (абзацы первый и второй пункта 2 статьи 85 Кодекса).

Земельный кодекс Российской Федерации, как и Градостроительный кодекс Российской Федерации, разграничивает понятия "жилая зона", "общественно-деловая зона" в составе земель населенных пунктов.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 названной выше статьи 85 Кодекса).

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам (пункт 6 статьи 85 Кодекса).

В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"

До 04.04.2021 применялся классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

В соответствии ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Как следует из представленных административным ответчиком сведений, земельный участок, ФИО1 находится в двух территориальных зонах Ж-1 и ОД (К), что противоречит ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как следует из выписки из ЕГРН, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером: принадлежащего ФИО1 указано «для собственности», что не соответствует как ранее действующему Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, так и действующему в настоящее врем Классификатору, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, зарегистрированному в Минюсте России 15.12.2020 N 61482.

Из протокола № 33 Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области от 09.09.2021 следует, что принято решение: согласовать ФИО1 изменение территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , местоположением – <адрес>.

Как следует из Постановления Администрации Кетовского района Курганской области № 1491 от 27.09.2021 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области», постановлено осуществить подготовку проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области.

При этом, сведений о принятии решения в части внесения требований о внесении изменений в Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области и внесения изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области по вопросу изменения основных видов разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны ОД (К), административным ответчиком не представлено.

Несмотря на принятые рекомендации Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области от 09.09.2021 и Постановление Администрации Кетовского района Курганской области № 1491 от 27.09.2021 ФИО1 было отказано во внесении изменений лишь в Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, со ссылкой на то, что настоящее время в соответствии с муниципальным контрактом от 10.06.2019 № 0843500000219000803_59385 Администрацией осуществляется внесение изменений в действующие Правила. Параллельное внесение изменений в действующий документ градостроительного зонирования не предусмотрено законодательством, поскольку приведет к созданию нескольких взаимопротиворечивых версий Правил. А также сообщено, что документы территориального планирования и градостроительного зонирования Введенского сельсовета Кетовского района после устранения замечаний и согласования всеми государственными отраслевыми органами Правительства Курганской области будут вынесены на общественные обсуждение рассмотрение Кетовской районной Думой.

Вместе с тем, как следует из акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) № 40 от 14.11.2019, выполнены работы по подготовке проекта Генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области по муниципальному контракту от 10.06.2019 № 0843500000219000803_59385.

Сведений о том, что в результате подготовки данного проекта были учтены изложенные в заявлении ФИО1 обстоятельства и в результате принятия изменений в Правила землепользования и застройки и Генерального плана Введенского сельсовета требования ФИО1 будут удовлетворены административным ответчиком не представлено. При этом, действующим законодательством не исключается одновременное внесение изменений в Правила землепользования и застройки поселений при действующих муниципальных контрактах и ранее инициированной процедуры изменений, также не исключается внесение изменений в рамках действующего муниципального контракта.

Согласно части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.

Вместе с тем, административный ответчик по существу уклонился и не рассмотрел заявление ФИО1 от 03.09.2021 в части внесения изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в основные виды разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны (ОД) К, такой вид разрешенного использования как «Магазины» (код 4.4), в соответствии с Классификатором ВРИ; в редакции приказа ФИО6 от 04.02.2019 № 44; внести изменения в Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденный Решением Введенской сельской Думы № 15 от 12.09.2014, в действующей редакции, в части территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а именно назначить территориальную зону – комплексную общественно-деловую (ОД) К. Кроме того, не предоставил предусмотренного действующим законодательством обоснования по которым ФИО1 было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, утвержденных Решением Введенской сельской Думы № 8 от 22.05.2018, в действующей редакции, в части территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером: , а именно установления в отношении данного земельного участка территориальной зоны – комплексной общественно-деловой (ОД)К.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца о признании незаконным отказа Администрации Кетовского района Курганской области 22.12.2021 № 7268 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>.

Однако, у суда не имеется оснований для удовлетворения требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика внести изменения в графическую часть Генерального плана и в текстовую часть Правил землепользования и застройки территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , путем установления в границах участка одной территориальной зоны – комплексной общественно-деловой (ОД)К, с целью уточнения вида разрешенного использования земельного участка с «для собственности» на вид разрешенного использования – «магазины» в течение 10 календарных дней, с момента вступления решения суда в законную силу и обязанности внести изменения в текстовую часть Правил землепользования и застройки на территории Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в основные виды разрешенного использования комплексной общественно-деловой зоны (ОД)К, такой вид разрешенного использования как «Магазины» (под 4.4. Классификатора ВРИ) в течение 10 календарных дней, с момента вступления решения суда в законную силу поскольку суд не вправе подменять собой орган, на который в силу закона, возложена обязанность решения данного вопроса, а также с учетом не рассмотрения административным ответчиком по существу требований заявления, игнорировать процедуру принятия таких решений.

При таких обстоятельствах, на Администрацию Кетовского района должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 03.09.2021 в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Администрации Кетовского района Курганской области о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации Кетовского района Курганской области 22.12.2021 № 7268 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 поданное 03.09.2021 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:08:012402:319, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 30.03.2022.

Судья Ю.А. Димова