РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2023 года г. Самара Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Лазарева Р.Н. при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5865/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к АО Банк «Северный морской путь» о признании незаконными действий, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: 28.04.2023 г. ФИО2 (административный истец) обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что решением Октябрьского районного суда г. Самары по гражданскому делу от 28.06.2022 № 2-1982/2022 с должника - Акционерного общества Банк «Северный морской путь» (далее по тексту – Банк, административный ответчик) были взысканы денежные средства в пользу взыскателя - ФИО2. Решение суда вступило в законную силу - 16 февраля 2023 года, в связи с чем выдан исполнительный лист №.... Административный истец обратилась с заявлением к Банку об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, предъявив к исполнению указанный исполнительный лист (ШПИ 44309664195034). Банк возвратил административному истцу исполнительный лист без исполнения в связи с тем, что Банк выступает в качестве должника, а не кредитной организацией, обслуживающей счет должника, административный истец полагает, что возврат исполнительного листа без исполнения является нарушением требований ст. 7, 8, 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве » и нарушает право взыскателя на принудительное исполнение исполнительного документа банком, обслуживающим счет должника. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать возврат АО Банк «Северный морской путь» (ИНН/КПП <***>/770501001) без исполнения исполнительного листа серии ФС 042357356, выданного 03.04.2023 Октябрьским районным судом г. Самары по делу 2-1982/2022 незаконным, возложить обязанность принять к исполнению исполнительный лист серии ФС 042357356. Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда. В судебном заседании административный истец ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель административного ответчика АО Банк «Северный морской путь» - ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении требований административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном ответе АО Банк «Северный морской путь» в адрес административного истца. Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9). При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд. Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Судом установлено, материалами дела подтверждено следующее. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 28.06.2022 г., вступившим в законную силу 16.02.2023 г., по гражданскому делу № 2-1982/2022 по иску ФИО2 к АО Банк «Северный морской путь» о выдаче денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, постановлено: «Уточненные исковые требования ФИО2 к АО Банк «Северный морской путь» о выдаче денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа – удовлетворить частично. Взыскать с АО Банк «Северный морской путь» (ИНН/КПП <***>/770501001) в пользу ФИО2 сумму вклада в размере 309750 руб., (что эквивалентно 3 000 долларов США, по состоянию на 03.03.2022 г.). Решение в указанной части считать исполненным АО Банк «Северный морской путь». Взыскать с АО Банк «Северный морской путь» в пользу ФИО2 проценты за пользование чужими денежными средствами, за период с 03.03.2022 г. по 30.03.2022 г., в размере 4 752,33 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 158 751. 16 рублей, почтовые расходы в размере 64 рубля, а всего изыскать 166 567 (сто шестьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят семь) рублей 49 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с АО Банк «Северный морской путь» (ИНН/КПП <***>/770501001) в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 6 345,02 рублей». 14.04.2023 г. административный истец обратилась с заявлением к административному ответчику с заявлением об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе (ШПИ 44309664195034), к указанному заявлению административным истцом приложен исполнительный лист серии ФС 042357356. Из материалов дела следует, что 19.04.2023 г. вышеуказанное заявление ФИО2 получено административным ответчиком. Согласно письму № 1892 от 20.04.2023 г. вице-Президента-директора Департамента сопровождения клиентских и банковских операций АО Банк «Северный морской путь», Банк возвращает исполнительный лист серии ФС 042357356 без исполнения, поскольку выступает в качестве должника, а не кредитной организацией, обслуживающей счет должника, в случае отказа в оплате (исполнении требования ), заявитель не лишен права взыскания задолженности в принудительном порядке путем предъявления исполнительного документа в соответствующие органы. Указанное письмо направлено административному истцу – 21.04.2023 г., и получено им 25.04.2023 г. (ШПИ 80099883795574). В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59 (далее по тексту - ФЗ № 59) гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 59 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59 обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 10; ч. 3 ст. 10; ч. 4 ст. 10 ФЗ № 59 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 59 государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В силу ч. 2 ст. 7 Закона об исполнительном производстве указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 48 Закона об исполнительном производстве лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются: 1) взыскатель и должник (далее также - стороны исполнительного производства); 2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе; 3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие). В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. В соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В силу ч. 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве в случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет службы судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет, указанные взыскателем. Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд отказывает административному истцу в удовлетворении требований административного искового заявления, поскольку согласно исполнительному листу серии №... выданному 03.04.2023 Октябрьским районным судом г. Самары взыскателем является ФИО2 (административный истец), должником является - АО Банк «Северный морской путь» (административный ответчик), на правоотношения, возникающие между взыскателем, должником и банком при исполнении исполнительного документа банком распространяются положения Закона об исполнительном производстве, при этом, в силу ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве. Взыскатель вправе предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств для принудительного исполнения в банк или иную кредитную организацию обслуживающие счета должника и согласно ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя. Вместе с тем, в спорных правоотношениях АО Банк «Северный морской путь» (административный ответчик) выступает в качестве должника, а не в качестве банка осуществляющего обслуживание счетов должника. Таким образом, судом не установлено в действиях Банка нарушений вышеуказанных норм права и ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не предусматривает для АО Банк «Северный морской путь» (должника) обязанности по взысканию со своих счетов взысканных по решению суда сумм. При указанных обстоятельствах, доводы административного истца не являются основаниями для удовлетворения административного иска. Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО2 - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 01.09.2023 г. Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев Копия верна Судья - Секретарь - |