ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-589/2022 от 07.10.2022 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-589/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 7 октября 2022 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,

при секретарях судебного заседания Постниковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения, организовать финансовое и материально – техническое обеспечение,

установил:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1 в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16, Учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что ФКУ ИК-16 не устраняются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, указанные в представлениях прокурора от 18.02.2022 и 20.04.2022, а также протесте прокурора от 13.05.2022. На 23.05.2022 неустраненными остаются следующие нарушения: вопреки требованиям ст. 82 УИК РФ, п.п. 19, п. 17 Наставления, ограждение изолированного участка общежития отряда № 4 высотой менее 3 м.; п.п.8 п. 21 Наставления, двери режимных зданий СУОН и ШИЗО, ЕПКТ, калитки изолированных участков (отряд СУОН, ШИЗО, ЕПКТ), камерные двери ШИЗО, ЕПКТ не оборудованы исполнительными устройствами (электромеханическими замками) системы контроля и управления доступом; п.п.4 п. 30 Наставления, жилые и коммунально-бытовые объекты (помещения отрядов № 1,2,3,4) не оборудованы видеокамерами; п.п.6 п. 30 Наставления, калитки ограждений изолированных участков здания отряда СУОН, ШИЗО, ЕПКТ отряда № 2 не оборудованы переговорными устройствами, п.п.8 п. 30 Наставления, в здании общежития СУОН имеющаяся наружная дверь усиленной конструкции не оборудована смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством; п.п. 12 п. 32 Наставления, коридоры зданий ЕПКТ, ШИЗО и СУОН не оборудованы вызывными устройствами СТС в требуемом количестве (не менее 2 на коридор); п.п. 1 п. 34 Наставления, входные двери здания оперативного дежурного, размещенное на режимной территории ИК-16 не выполнены усиленной конструкции со смотровым глазком (или видеокамерой) и электромеханическим замком; п. 16.1.1. Свода правил «СП 308.1325800.2017 наружные двери зданий отрядов № 1,2,3,4, карантина ИК-16 не имеют усиленную конструкцию, то есть не выполнены из металлического листа толщиной не менее 6 мм с обшивкой его с двух сторон деревянными рейками или на металлическом каркасе с обшивкой его с двух сторон металлическими листом толщиной не менее 3 мм. с заполнением пустот теплозвукоизоляционным материалом со смотровым глазком с крышкой, поворачивающейся на оси, и электромеханическим замковым устройством, в нарушении требований ст. 23, 28 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», п.1.1. Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16, утвержденного приказом начальника ФКУ ИК-6 от 02.07.2021 № 204, ст. 112 ТК РФ в удовлетворении протеста прокурора от 13.05.2022 отказано, а указанное Положение до настоящего времени не содержит гарантии о дополнительных вознаграждениях осужденным, за исключением получающих оклад, за нерабочие праздничные дни. Указанное свидетельствует о бездействии и непринятии ответчиками мер направленных на устранение нарушений закона, отмеченных в представлениях и протесте прокурора.

Представитель Онежской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мерзлый Н.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административных ответчиков ФИО2 просила отказать в удовлетворении иска.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено при данной явке участвующих в деле лиц.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В силу положений ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

В соответствии с пунктами 2,4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу части 1 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями мест заключенных под стражу лиц, что закреплено ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).

В соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.

Согласно ст. 34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратура) проведен анализ исполнения администрацией ФКУ ИК-16 требований прокурора, в ходе которого выявлены систематические нарушения уголовно-исполнительного законодательства.

Так, 18.02.2022 за № 17-01-2022/4 прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-16 было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки Учреждения.

В данном представлении, наряду с прочими отмечались следующие нарушения: вопреки требованиям ст. 82 УИК РФ, п.п. 19, п. 17 Наставления, ограждение изолированного участка общежития отряда № 4 высотой менее 3 м..

Согласно ответу начальника ФКУ ИК-16 от 01.04.2022 на представление от 18.02.2022, факт наличия выявленных нарушений подтверждается, при этом отмечено отсутствие финансирования и как следствие невозможность их устранения.

Прокуратурой 20.04.2022 за № 17-01-2022/10 в адрес начальника ФКУ ИК-16 было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки Учреждения.

В данном представлении, наряду с прочими отмечалось, что вопреки требованиям с. 82 УИК РФ, п.п.8 п. 21 Наставления, двери режимных зданий СУОН и ШИЗО, ЕПКТ, калитки изолированных участков (отряд СУОН, ШИЗО, ЕПКТ), камерные двери ШИЗО, ЕПКТ не оборудованы исполнительными устройствами (электромеханическими замками) системы контроля и управления доступом; п.п.4 п. 30 Наставления, жилые и коммунально-бытовые объекты (помещения отрядов № 1,2,3,4) не оборудованы видеокамерами; п.п.6 п. 30 Наставления, калитки ограждений изолированных участков здания отряда СУОН, ШИЗО, ЕПКТ отряда № 2 не оборудованы переговорными устройствами, п.п.8 п. 30 Наставления, в здании общежития СУОН имеющаяся наружная дверь усиленной конструкции не оборудована смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством; п.п. 12 п. 32 Наставления, коридоры зданий ЕПКТ, ШИЗО и СУОН не оборудованы вызывными устройствами СТС в требуемом количестве (не менее 2 на коридор); п.п. 1 п. 34 Наставления, входные двери здания оперативного дежурного, размещенное на режимной территории ИК-16 не выполнены усиленной конструкции со смотровым глазком (или видеокамерой) и электромеханическим замком; п. 16.1.1. Свода правил «СП 308.1325800.2017 наружные двери зданий отрядов № 1,2,3,4, карантина ИК-16 не имеют усиленную конструкцию, то есть не выполнены из металлического листа толщиной не менее 6 мм с обшивкой его с двух сторон деревянными рейками или на металлическом каркасе с обшивкой его с двух сторон металлическими листом толщиной не менее 3 мм. с заполнением пустот теплозвукоизоляционным материалом со смотровым глазком с крышкой, поворачивающейся на оси, и электромеханическим замковым устройством.

Из ответа начальника ФКУ ИК-16 от 24.05.2022 на представление от 20.04.2022, факт наличия выявленных нарушений подтверждается.

Также в ходе прокурорской проверки проведенной в апреле 2022 года установлено, что Положение об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16, утвержденное приказом начальника ФКУ ИК-6 от 02.07.2021 № 204 не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства.

Так, раздел 6 «Размер оплаты осужденных» указанного Положения не содержит гарантии о дополнительных вознаграждениях осужденным, за исключением получающих оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, предусмотренное требованиями ст. 112 ТК РФ, а также размер и порядок выплаты указанного вознаграждения.

Указанные нарушения указаны в протесте прокурора от 13.05.2022 за № 17-01-2022/13 на приказ от 02.07.2021 № 204, в удовлетворении которого администрацией было отказано.

Указанные обстоятельства и факты нарушений уголовно-исполнительного законодательства подтверждаются материалами дела.

Представления и протест прокурора в установленном законом порядке не оспорены, являются законными и подлежали обязательному исполнению ФКУ ИК-16.

Вместе с тем до настоящего времени нарушения уголовно-исполнительного законодательства, указанные в представлениях и протесте прокурора и в рассматриваемом судом административном иске, не устранены.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 62 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц и Российской Федерации, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Решение о признании действий (бездействия) незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Представленные суду фотоматериалы не подтверждают устранение ФКУ ИК-16 указанных в исковом заявлении нарушений, поскольку противоречат другим представленным ответчиком сведениям, так из справки врио начальника ФКУ ИК-16 ФИО3 от 28.09.2022 не следует, что ограждение отряда № 4 оборудовано ограждением высотой не менее 3 м., указано только на то, что работы ведутся, и при выделении денежных средств недостатки будут устранены.

Из фотографии двери в здании общежития СУОН также не следует, что она оборудована смотровым глазком, с учетом размера имеющейся в указанной двери конструкции.

Из фотографий отрядов № 1, 2, 3, 4 также не следует, что все жилые и коммунально- бытовые объекты оборудованы видеокамерами, сведений по количеству таких помещений ответчиком не представлено.

Наличие в коридорах здания ЕПКТ, ОСУОН, ШИЗО троса СТС с сигнализацией, также не подтверждает отсутствие нарушений п.п.12 п. 32 Наставления, поскольку из представленных фотографий не ясно выполняет ли указанная конструкция функции вызывного устройства и имеются ли они в требуемом количестве.

Частью 3 ст. 112 ТК РФ определена обязанность работодателя выплачивать работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Доводы ответчик о том, что в соответствии со ст. 112 ТК РФ установить размер и порядок выплаты вознаграждения невозможно, поскольку осужденные привлекаются к труду без оформления трудового договора, а также, что осужденным запрещено создавать профсоюзы, не свидетельствуют об отсутствии у ФКУ ИК-16 обязанности выплачивать осужденным дополнительное вознаграждение.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что со стороны административных ответчиков имеет место незаконное бездействие по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению указанной обязанности, суду не представлено.

Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, которые на момент рассмотрения дела не устранены, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и персонала учреждения в случае возникновения внештатных ситуаций, возможность повреждения имущества учреждения.

Поскольку административными ответчиками допущено бездействие по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, то необходимо возложить обязанности по их устранению.

При этом суд учитывает, что суду не представлено доказательств того, что устранение нарушений требований невозможно ввиду отсутствия технической возможности и конструктивных особенностей зданий ФКУ ИК-16.

Вместе с тем, поскольку такой способ защиты права как понуждение признать требования прокурора действующим законодательством не предусмотрен, а фактически требования заявлены об устранении допущенных ФКУ ИК-16 требований трудового законодательства, суд приходит к выводу о возложении на ФКУ ИК -16 в течение одного месяца с момента вступления решения суда внести изменения в приказ начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области от 02.07.2021 № 204 «Об утверждении Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области», предусмотрев в разделе 6 «Размер оплаты труда осужденных» Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области предписания ст. 112 ТК РФ – осужденным, за исключением получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение, а также определить размер и порядок выплаты предусмотренного ст. 112 ТК вознаграждения осужденным.

Необходимость финансирования проведения требуемых работ за счет средств федерального бюджета не освобождает исправительное учреждение от обязанности по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства.

Суд, установив, что Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», отвечает по обязательствам казенного учреждения, как учредитель казенного учреждения, и соответствующий территориальный орган - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в порядке субсидиарной ответственности, руководствуясь положениями статей 158, 161, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», определяет способ устранения выявленных нарушений в виде возложения на административных ответчиков обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение обязательств Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по реализации установленных требований к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.

Недостаточность финансирования ФКУ ИК-16, а также не установление в федеральной целевой программе расходов на выполнение мероприятий, указанных в административном иске, не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения законных требований прокурора по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Оснований полагать, что возложение на ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение расходов на проведение указанных прокурором мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, в данном случае не имеется, поскольку ФКУ ИК-16 нарушило законодательство и не исполняет требования уголовно-исполнительного законодательства, длительное время не устраняет выявленные нарушения, в том числе в связи с недостаточностью денежных средств, о выделении которых исправительным учреждением направлялись соответствующие заявки в УФСИН России по Архангельской области, а организация бюджета и контроль за соблюдением законодательства возлагается также на вышестоящие государственные органы, в том числе и на ФСИН России. Межведомственные отношения между государственными органами не могут влиять на неисполнение требований законодательства Российской Федерации.

Предъявление настоящего иска прокурором отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 КАС РФ. При этом круг лиц не может быть индивидуализирован, поскольку состав лиц, отбывающих наказание, постоянно меняется.

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера, степени сложности, объема организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, конкретных обстоятельств дела, необходимости финансовых затрат, значительного объема времени для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства, суд полагает необходимым установить административному ответчику ФКУ ИК-16 срок для исполнения решения суда в течение двух лет с момента поступления материально-технического и финансового обеспечения, о чем просил прокурор. Указанный срок является разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.

Суд считает, что настоящее решение опубликованию в определенном официальном печатном издании не подлежит (ч. 13 ст. 226 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1, поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения, организовать финансовое и материально – техническое обеспечение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно:

- в нарушении требований ст. 82 УИК РФ, пп. 19, п. 17 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, ограждение изолированного участка общежития отряда № 4 высотой менее 3 м.,

- в нарушении требований п.п.8 п. 21 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, двери режимных зданий СУОН и ШИЗО, ЕПКТ, калитки изолированных участков (отряда СУОН и ШИЗО, ЕПКТ), камерные двери ШИЗО, ЕПКТ не оборудованы исполнительными устройствами (электромеханическими замками) системы контроля и управления доступом;

- в нарушении требований пп. 4 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, жилые и коммунально-бытовые объекты (помещения зданий отрядов № 1, 2, 3, 4) не оборудованы видеокамерами;

- в нарушении требований пп. 6 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, калитки ограждений изолированных участков здания отряда СУОН и ШИЗО, ЕПКТ отряда № 2 не оборудованы переговорными устройствами;

- в нарушении пп. 8 п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, в здании общежития СУОН имеющаяся наружная дверь усиленной конструкции не оборудована смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством;

- в нарушении пп. 12 п. 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, коридоры зданий ЕПКТ, ШИЗО, и СУОН не оборудованы вызывными устройствами СТС в требуемом количестве (не менее 2 на коридор);

- в нарушении пп.1 п. 34 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, входные двери здания оперативного дежурного, размещенное на режимной территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» не выполнены усиленной конструкции со смотровым глазком (или видеокамерой) и электромеханическим замком;

- в нарушении п. 16.1.1. Свод правил СП 308.1325800.2017 наружные двери зданий отрядов № 1,2,3,4 карантина Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» не имеют усиленную конструкцию, то есть не выполнены из металлического листа толщиной не менее 6 мм. с обшивкой его с двух сторон деревянными рейками или на металлическом каркасе с обшивкой его с двух сторон металлическим листом толщиной не менее 3 мм. с заполнением пустот теплозвукоизоляционным материалом со смотровым глазком с крышкой, поворачивающейся на оси, и электромеханическим замковым устройством.

Признать незаконными действия (бездействия) Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» выразившееся в отказе в удовлетворении протеста от 13.05.2022 № 17-01-2022/13 на приказ от 02.07.2021 № 204 «Об утверждении Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области» по выплате дополнительного вознаграждения осужденным, привлеченным к оплачиваемому труду в ИК-16 по сдельной форме оплаты труда за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации и УФСИН России по Архангельской области в течении года с даты вступления решения суда в законную силу обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения, а Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в течении двух лет с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно:

- оборудовать изолированный участок общежития отряда № 4 ограждением высотой не менее 3 м.;

- оборудовать двери режимных зданий СУОН и ШИЗО, ЕПКТ, калитки изолированных участков (отряда СУОН и ШИЗО, ЕПКТ), камерные двери ШИЗО, ЕПКТ исполнительными устройствами (электромеханическими замками) системы контроля и управления доступом;

- оборудовать жилые и коммунально-бытовые объекты (помещения зданий отрядов № 1, 2, 3, 4) видеокамерами;

- оборудовать калитки ограждений изолированных участков здания отряда СУОН и ШИЗО, ЕПКТ отряда № 2 переговорными устройствами;

- оборудовать вход в здание общежития СУОН наружной дверью усиленной конструкции со смотровым глазком с поворотной крышкой и электромеханическим замковым устройством;

- оборудовать коридоры зданий ЕПКТ, ШИЗО, и СУОН вызывными устройствами СТС в требуемом количестве (не менее 2 на коридор);

- оборудовать вход в здание оперативного дежурного, размещенное на режимной территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» входными дверьми усиленной конструкции со смотровым глазком (или видеокамерой) и электромеханическими замками;

- оборудовать здание отрядов № 1,2,3,4 карантина Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» наружными дверьми усиленной конструкции, выполненных из металлического листа толщиной не менее 6 мм. с обшивкой его с двух сторон деревянными рейками или на металлическом каркасе с обшивкой его с двух сторон металлическим листом толщиной не менее 3 мм. с заполнением пустот теплозвукоизоляционным материалом со смотровым глазком с крышкой, поворачивающейся на оси, и электромеханическим замковым устройством.

Обязать ИК-16 в течение одного месяца с момента вступления решения суда внести изменения в приказ начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области от 02.07.2021 № 204 «Об утверждении Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области», предусмотрев в разделе 6 «Размер оплаты труда осужденных» Положения об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области предписания ст. 112 ТК РФ – осужденным, за исключением получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение, а также определить размер и порядок выплаты предусмотренного ст. 112 ТК вознаграждения осужденным.

Об исполнении решения в установленный срок необходимо сообщить в Онежский городской суд Архангельской области и Онежскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий С.Ю. Карелина

...