ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/2022 от 02.08.2022 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-590/2022

УИД 29RS0005-01-2022-000618-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2022 г. г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,

при секретаре Короткой С.М.,

с участием представителя административного истца – помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смирнова А.Ю.,

представителя административного ответчика – Поповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о возложении обязанности по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных,

у с т а н о в и л:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц (осужденных) обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение), попросив обязать ответчика устранить нарушения требований материально-бытового обеспечения осужденных. В обоснование иска сослался на то, что в ходе прокурорской проверки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области выявлены нарушения норм действующего законодательства по обеспечению предметами вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Просил обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области обеспечить каждого осужденного, отбывающего наказание в Учреждении, следующими предметами вещевого имущества по нормам, утвержденным Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216: головным убором зимним (1 штука), головным убором летним (1 штука), курткой утепленной (1 штука), костюмами (2 комплекта), сорочками верхними (2 штуки), свитером трикотажным (1 штука), бельем нательным теплым (2 комплекта), майками или футболками (3 штуки), трусами (2 штуки), носками хлопчатобумажными (4 пары), носками полушерстяными или портянками зимними (2 пары), брюками утепленными (1 штука), рукавицами утепленными (1 пара), ботинками комбинированными (1 пара), сапогами мужскими комбинированными зимними (1 пара), полуботинками летними (1 пара), тапочками (1 пара), пантолетами литьевыми (1 пара), одеялом полушерстяным или с синтетическим наполнителем (1 штука), матрацем ватным или с синтетическим наполнителем (1 штука), подушкой ватной или с синтетическим наполнителем (1 штука) простынями (4 штуки), наволочкой подушечной верхней (1 штука), полотенцами (2 штуки), полотенцем банным (1 штука) в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области), федеральное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ЖКУ УФСИН России по Архангельской области).

На основании определения суда от 2 августа 2022 г. произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Представитель административного истца помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смирнов А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области Попова А.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на него. Пояснила, что обеспечение вещевым довольствием осужденных носит заявительный характер, а сама одежда выдается по сезону. Сослалась на то, что Учреждение является казенным и финансируется из федерального бюджета и может выполнять возложенные на него финансовые обязательства в пределах выделенных вышестоящим распорядителем – ФСИН России бюджетных средств. При этом не оспорила, что на складе Учреждения вещевое имущество для осужденных находится в недостаточном количестве. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованные лица УФСИН России по Архангельской области, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Архангельской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, письменных объяснений по административному иску не представили.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Из положений ст.ст.7, 20 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей.

В соответствии с ч.2 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

Как указано в ч.1 ст.10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании ст.ст.99, 101 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения. Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены.

Приказом Минюста России от 3 ноября 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее – Приказ Минюста России № 216) утверждены нормы вещевого довольствия и сроки его носки осужденными к лишению свободы и отбывающими наказание в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Выполнение исправительными учреждениями обязанности по материально-бытовому обеспечению осужденных является неотъемлемой частью соблюдения прав осужденных.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 г. № 99. Учреждение осуществляет деятельность по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы (л.д.48-53).

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области расположено по адресу: г.Архангельск, Лахтинское шоссе, д.105, является исправительной колонией общего режима с лимитом наполнения 773 осужденных, фактическое наполнение по состоянию на 16 марта 2022 г. составляло 264 осужденных, по состоянию на 1 августа 2022 г. – 262 осужденных (л.д.45-47, 83).

Из п.2.1 Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области следует, что целью и предметом деятельности Учреждения является, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п.2.5.2 Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.

Нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях определены в Приложении № 1 к Приказу Минюста России № 216 (норма № 1).

В Приложении № 1 к Приказу Минюста России № 216 (норма № 6) определены нормы снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Обеспечение осужденных предметами вещевого довольствия является обязанностью исправительных учреждений и неотъемлемой частью соблюдения прав осужденных.

Приложением № 3 к Приказу Минюста России № 216 установлен порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. В случае, когда нормами снабжения предусмотрена выдача нескольких (одних и тех же) предметов вещевого довольствия, количество их разового отпуска определяется руководством учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от оставшегося срока отбывания наказания осужденными и других условий. Сроки носки вновь введенных предметов вещевого довольствия исчисляются с момента выдачи, которая производится по истечении сроков носки ранее выданных аналогичных предметов вещевого довольствия.

Аналогичная норма содержится и в пунктах 10.12-10.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 (вводятся в действие с 17 июля 2022 г.).

Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, по результатам которой установлено, что администрацией Учреждения не в полной мере соблюдаются требования законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных (л.д.10).

По результатам проверки выявлены нарушения прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Учреждении, на обеспечение предметами вещевого довольствия.

Так, по состоянию на 16 марта 2022 г. при положенном запасе вещевого довольствия для осужденных обеспеченность головными уборами зимними составляла 54 шт., головными уборами летними – 142 шт., куртками утепленными – 199 шт., костюмами – 18 компл., сорочками верхними – 89 шт., свитерами трикотажными – 0 шт., бельем нательным теплым – 0 компл., майками (футболками) – 0 шт., трусами – 136 шт., носками хлопчатобумажными – 0 пар, носками полушерстяными (портянками зимними) – 0 пар, брюками утепленными – 24 шт., рукавицами утепленными – 50 пар, ботинками комбинированными – 132 пары, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками) – 21 пара, полуботинками летними – 0 пар, тапочками – 187 пар, пантолетами литьевыми – 161 пара, одеялами (полушерстяными или с синтетическим наполнителем) – 43 шт., матрацами (ватными или с синтетическим наполнителем) – 0 шт., подушками (ватными или с синтетическим наполнителем) – 85 шт., простынями – 240 шт., наволочками подушечными верхними – 136 шт., полотенцами – 266 шт., полотенцами банными – 312 шт. (л.д.38).

При этом, несмотря на наличие определенных предметов вещевого довольствия, не все осужденные, отбывающие наказание в Учреждении, обеспечены ими в соответствии с нормами, установленными Приказом Минюста России № 216.

Так, осужденные: СЕС не обеспечен по сезону головным убором зимним, курткой утепленной, свитером трикотажным, бельем нательным, бельем нательным теплым, носками полушерстяными или портянками зимними, брюками утепленными, рукавицами утепленными, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками), тапочками, одеялом (полушерстяным или с синтетическим наполнителем); НАВ – головным убором зимним, свитером трикотажным, бельем нательным, бельем нательным теплым, носками полушерстяными или портянками зимними, брюками утеплёнными, рукавицами утеплёнными, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками), пантолетами литьевым; БРГ – головным убором зимним, свитером трикотажным, бельем нательным, носками полушерстяными или портянками зимними, брюками утеплёнными, рукавицами утепленными, пантолетами литьевыми, тапочками; АБА - бельем нательным, бельем нательным теплым, носками полушерстяными или портянками зимними, носкмси хлопчатобумажными, ботинками комбинированными; СВЮ - свитером трикотажным, бельем нательным, бельем нательным теплым, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными или портянками зимними, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками), пантолетами литьевыми, тапочками, полотенцем; ААВ - свитером трикотажным, бельем нательным, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными или портянками зимними, брюками утепленными, пантолетами литьевыми, тапочками, полотенцем (л.д.11-37, 39-44).

Ранее, 30 ноября 2021 г. и 26 января 2022 г., в адрес начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области по аналогичным фактам недостаточности обеспечения осужденных вещевым имуществом и постельными принадлежностями Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносились представления (л.д.56-62).

В апреле 2022 г. осужденный БАИ, с 1 февраля 2022 г. отбывающий наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, обратился в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с жалобой на необеспечение вещевым имуществом установленного образца по его прибытии в Учреждение, при этом факт отсутствия положенного к выдаче имущества подтвержден прокуратурой в ответе на обращение осужденного (л.д.80, 81).

По состоянию на 1 августа 2022 г. при положенном запасе вещевого довольствия для осужденных обеспеченность головными уборами зимними составляет 68 шт., головными уборами летними – 356 шт., куртками утепленными – 124 шт., костюмами – 83 компл., сорочками верхними – 0 шт., свитерами трикотажными – 255 шт., бельем нательным теплым – 0 компл., майками (футболками) – 0 шт., трусами – 140 шт., носками хлопчатобумажными – 0 пар, носками полушерстяными (портянками зимними) – 82 пары, брюками утепленными – 95 шт., рукавицами утепленными – 72 пары, ботинками комбинированными – 97 пар, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками) – 52 пары, полуботинками летними – 30 пар, тапочками – 149 пар, пантолетами литьевыми – 127 пар, одеялами (полушерстяными или с синтетическим наполнителем) – 93 шт., матрацами (ватными или с синтетическим наполнителем) – 0 шт., подушками (ватными или с синтетическим наполнителем) – 44 шт., простынями – 210 шт., наволочками подушечными верхними – 0 шт., полотенцами – 125 шт., полотенцами банными – 305 шт. (л.д.82).

Установленные судом обстоятельства также подтверждаются объяснениями участников процесса, сведениями, содержащимися в административном исковом заявлении Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц (л.д.4-9), письменных объяснениях ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области на административный иск (л.д.67-68).

Оценив представленные доказательства по административному делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришел к выводу, что осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, не обеспечены вещевым имуществом согласно нормам вещевого довольствия, что противоречит установленным законом требованиям.

Факт несоблюдения административным ответчиком норм действующего законодательства, регулирующих вопросы материально-бытового обеспечения осужденных, установленных стандартами, нормами и правилами, судом установлен, что является нарушением законных прав и интересов осужденных, состав которых постоянно меняется. Выявленные в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области нарушения подлежат устранению административным ответчиком в разумный срок.

То обстоятельство, что в отношении конкретного лица объем и сроки выдачи предметов вещевого довольствия могут варьироваться в зависимости от периода содержания в исправительном учреждении, установленного срока носки и фактического состояния отдельных предметов вещевого довольствия, как и наличие у администрации исправительного учреждения права отпускать вещевое довольствие не одномоментно, а разово, в том числе, по обращению осужденного, не освобождает административного ответчика от обязанности обеспечить наличие на складе вещевого довольствия в требуемом объеме, особенно (с учетом климатических условий Архангельской области) в осенне-зимний период, на что, в конечном счете, и направлены требования прокурора.

В связи с изложенным требования прокурора об обязании административного ответчика обеспечить каждого осужденного, отбывающего наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, вещевым имуществом (с учетом потребности к выдаче, наличия на складе (в том числе, части вещевого имущества – в незначительном количестве) и фактического количества осужденных в Учреждении), а именно: головными уборами зимними, головными уборами летними, куртками утепленными, костюмами, сорочками верхними, свитерами трикотажными, бельем нательным утепленным, майками (футболками), трусами, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными (портянками зимними), брюками утепленными, рукавицами утепленными, ботинками комбинированными, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками), полуботинками летними, тапочками, пантолетами литьевыми, одеялами (полушерстяными или с синтетическим наполнителем), матрацами (ватными или с синтетическим наполнителем), подушками (ватными или с синтетическим наполнителем), простынями, наволочками подушечными верхними, полотенцами, полотенцами банными по нормам, утвержденным Приказом Минюста России № 216, подлежат удовлетворению.

При установлении срока, в течение которого административный ответчик обязан устранить допущенные нарушения, суд учитывает, что закупка вещевого имущества осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере закупок товаров для государственных нужд, процедура закупки предусматривает определенные сроки проведения аукциона и заключения контракта. В рассматриваемом случае суд полагает разумным установить срок для исполнения судебного решения – до 1 ноября 2022 г.

Поскольку финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, праву осужденных на охрану здоровья корреспондирует обязанность администрации исправительного учреждения, наряду с прочим, обеспечить их по сезону одеждой установленного образца. Недостаточное финансирование не может являться основанием к освобождению административного ответчика от исполнения императивных положений уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных к лишению свободы вещевым имуществом.

Таким образом, на основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ административный иск подлежит удовлетворению.

Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» удовлетворить.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в срок до 1 ноября 2022 г. обеспечить каждого осужденного, отбывающего наказание в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», следующим вещевым имуществом, отсутствующим и находящимся на складе исправительного учреждения в незначительном количестве: головными уборами зимними, головными уборами летними, куртками утепленными, костюмами, сорочками верхними, свитерами трикотажными, бельем нательным утепленным, майками (футболками), трусами, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными (портянками зимними), брюками утепленными, рукавицами утепленными, ботинками комбинированными, сапогами мужскими комбинированными зимними (валенками), полуботинками летними, тапочками, пантолетами литьевыми, одеялами (полушерстяными или с синтетическим наполнителем), матрацами (ватными или с синтетическим наполнителем), подушками (ватными или с синтетическим наполнителем), простынями, наволочками подушечными верхними, полотенцами, полотенцами банными по нормам, утвержденным Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд города Архангельска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2022 г.

Председательствующий Т.Ю. Бузина