Дело № 2а-5973/2023
55RS0007-01-2023-007214-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ИФНС России по ЦАО г. Омска о признании незаконным решения в части,
установил:
ФИО2 обратился суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по ЦАО г. Омска о снижении размера штрафных санкций, снижении размера начисленного налога.
В обосновании заявленных требований указано, что административным ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца была проведена камеральная налоговая проверка в связи с представленной в налоговый орган ФИО2 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2021 год. По результатам налоговой проверки составлен Акт выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и Дополнение к Акту от ДД.ММ.ГГГГ№. Экземпляр Акта налоговой проверки и Дополнения к Акту налоговой проверки направлены налогоплательщику почтой России и были вручены адресату. В результате рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом вынесено Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения №, которым: налогоплательщику доначислен НДФЛ за 2021 год в размере 2 694 346 рублей, а также начислен штраф в размере 269 434,60 рубля.
Как указывает административный истец, на основании положений п. 2 ст. 139.1 НК РФ им была подготовлена и ДД.ММ.ГГГГ подана в Управление ФНС по Омской области апелляционная жалоба на Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Жалоба была зарегистрирована за № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам ее рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления НДФЛ за 2021 год в размере 1 629 477 рублей; привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 162 947,70 рублей. Кроме того, налогоплательщику предлагалось выплатить НДФЛ за 2021 год в размере 1 064 869 рублей и штраф в размере 106 486,90 рублей.
С учетом изложенного и уточнения административных исковых требований административный истец просит суд признать незаконным решение ИФНС России по Центральному административному округу <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения УФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 106 486,90 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России № по Омской области, УФНС России по Омской области.
В судебном заседании административный истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Его представитель ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на незаконности обжалуемого решения ИФНС России по ЦАО <адрес>.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Центральному АО <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Настаивала на законности принятого решения, отсутствии оснований для признания его незаконным. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Омской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы представителя ИФНС России по ЦАО г. Омска. Настаивала на законности обжалуемого решения, отсутствии оснований для исчисления иной суммы штрафа. Поддержала доводы, изложенные в письменных пояснения, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России № по Омской области ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании до объявленного перерыва возражала против удовлетворения заявленных требований, наставая на законности обжалуемого решения, отсутствии оснований для снижения размера исчисленной суммы штрафа. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление, письменные пояснения административного истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности.
Из материалов дела следует, что ФИО2, ИНН №, состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному административному округу города Омска, является плательщиком налога на доходы физических лиц.
В связи с полученным от продажи имущества дохода ФИО2ДД.ММ.ГГГГ представлена первичная налоговая декларация за 2021 год. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представлены корректирующие декларации. В корректирующей декларации 2 (per. №) заявлен доход, полученный от реализации имущества (нежилых помещений) на общую сумму 3 103 300 рублей, расположенных по адресам: кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б,224П, площадью 80.6 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 40 300 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 61.8 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода отпродажи составила 250 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, 412П, площадью 192 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 400 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, пом. 13П/9, площадью 22.9 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 150 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 74.7 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 240 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 24.9 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 315 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б„пом. 13П/2, площадью 27.5 кв.м, (с 21.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 650 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 22.7 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 14.3 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 200 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 30.9 кв.м, (с 05.05.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 31 000 рублей; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б,223П, площадью 15.6 кв.м. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 16 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 60.9 кв.м, (с 05.05.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 61 000 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 18.2 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 41.5 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей. Также в данной декларации заявлен доход, полученный от реализации имущества (1/2 доли квартиры) на общую сумму 1 400 000 рублей, кадастровый № - расположен по адресу: 644083, <адрес>, <адрес> площадью 58.7 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).В Приложении 6 «Вычеты по доходам от продажи имущества» сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением нежилых помещений ФИО2 заявлена в размере 544 092 рублей, и 250 000 рублей сумма имущественного налогового вычета от продажи иного имущества. Сумма имущественного налогового вычета от продажи 1/2 доли <адрес> 000 рублей.
Вместе с декларацией налогоплательщиком ФИО2 представил копии следующих документов: договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ;договор купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от 27.01.2021г.); договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);технический план помещения; выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15486; договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ;договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ;акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ;технический план помещения; выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:14756; договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ); договор купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15274;договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ);договор купли-продажи объекта нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ); договор купли-продажи объекта нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);выпискаиз ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15921;договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ); выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:9521;технический паспорт помещения; договор купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15904;договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ); выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15907;договор купли-продажи объекта нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ;выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15908;договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15909;договор купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15905;договор купли-продажи объекта нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15906;договор купли-продажи объекта нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:9512;технический план помещения. Общие сведения о кадастровых работах; договор купли-продажи объекта нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;акт сдачи приемки нежилого помещения (к Договору купли-продажи нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ);выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15955;договор купли-продажи объекта нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ;выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:15958;договор купли-продажи объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ;кадастровый паспорт помещения; выписка из ЕГРН по помещению с кадастровым номером 55:36:090205:9511;технический план помещения. Общие сведения о кадастровых работах.
Согласно представленной декларации, общая стоимость недвижимого имущества (нежилых помещений и 1/2 доли квартиры) составила 4 503 300 рублей (1 400 000+965 000+400 000+250 000+40 300+16 000+200 000+250 000+240 000+250 000+250 000+61 000+31 000+150 000), вычет по доходам от продажи имущества, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 220 Кодекса заявлен в сумме 1 294 092 рублей (500 000+250 000+544 092), доход, подлежащий налогообложению, составил 3 209 208 рублей (4 503 300-1 294 092), сумма НДФЛ к уплате 417 197 рублей (3 209 208*13%).
Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес>, представленных в налоговый орган на основании п. 4 ст. 85 НК РФ, кадастровая стоимость реализованных ФИО2 в 2021 году объектов недвижимого имущества (нежилые помещения и 1А доли квартиры) находящиеся в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ составляет: кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б,224П, площадью 80,6 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 40 300 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 357 411,54 рублей, 70% кадастровой стоимости - 2 350 188,08 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 61.8 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 574 293,21 рубля, 70% кадастровой стоимости - 1 802 005,25 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, 412П, площадью 192 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 400 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 997 804,16 рубля, 70% кадастровой стоимости - 5 598 462,91 рубля; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, пом. 13П/9, площадью 22,9 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 150 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 953 904,77 рубля, 70% кадастровой стоимости - 667 733,34 рубля; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 74,7 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 240 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 111 645,68 рублей, 70% кадастровой стоимости - 2 178 151,98 рубль; кадастровый № - расположен-по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 24,9 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 315 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 037 215,23 рублей, 70% кадастровой стоимости - 726 050,67 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б„пом. 13П/2, площадью 27,5 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 650 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 145 518,83 рублей, 70% кадастровой стоимости - 801 863,19 рубля; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 22,7 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 945 573,72 рубля, 70% кадастровой стоимости - 661 901,60 рубль; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 14,3 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 200 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 595 669,79 рублей, 70% кадастровой стоимости - 416 968,85 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б, площадью 30,9 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 31 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 287 146,61 рублей, 70% кадастровой стоимости - 901 002,63 рубля; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б,223П, площадью 15,6 кв.м, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 16 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 649 821,59 рубль, 70% кадастровой стоимости - 454 875,11 рублей; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 60.9 кв.м, (с 05.05.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 61 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 536 803,51 рубля, 70% кадастровой стоимости - 1 775 762,46 рубля; кадастровый № - расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 18,2 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 758 125,19 руб., 70% кадастровой стоимости - 530 687,63 рублей; кадастровый №- расположен по адресу: 644046, <адрес>Б площадью 41.5 кв.м, (с 15.01.2021по ДД.ММ.ГГГГ), сумма дохода от продажи составила 250 000 рублей, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 728 692,05 рубля 70% кадастровой стоимости - 1 210 084,44 рубля.
По результатам проведенной камеральной проверки составлен акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена неуплата налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2021 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 277 149 рублей, а также дополнение к акту налоговой проверки № от 19.06.2023
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом принято решение № в отношении ФИО2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым принято решение привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, исчислена недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2021 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 277 149 рублей, а также сумма штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 269 434,6 рубля.
При этом ДД.ММ.ГГГГ решением Омского областного суда по административному делу №а-581/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, публично-правовой компании «Роскадастр» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установлена: кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 365 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 806 000 рублей, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 412 000 рублей, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 402 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 670 000 рублей, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 294 00 рубля; № на ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 366 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 061 000 рублей; № на ДД.ММ.ГГГГ в размере 698 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 341 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 865 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 171 000 рублей; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 655 000 рублей; 55:36:090205:14756 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 754 000 рублей. Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ не согласившись с принятым решением ФИО2 подана апелляционная жалоба.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 УФНС России по Омской области принято решение на основании п. 1 ст. 140 НК РФ о приостановлении полностью рассмотрение апелляционной жалобы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ до исполнения решения Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-581/2023
По результатам рассмотрения апелляционной жалобыУФНС России по Омской области принято решение, руководствуясь пп. 3 п. 3 ст. 140 НК РФ, отменено решение ИФНС России по Центральному административному округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения в частиначисления налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 1 629 477 рублей (2 277 149 - 647 672);привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 162 947,7 рублей (269 434,6- 106 486,9).
При этом установлено, что сумма НДФЛ за 2021 год, подлежащая к уплате в связи с продажей ФИО2 объектов недвижимого имущества, с учетом изменения кадастровой стоимости, составила 1 064 869 рублей (8 191 296,52 *13%). Сумма доначисленного НДФЛ составляет 647 672 рубля (1 064 869 - 417 197).Сумма штрафа за неуплату НДФЛ, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, составляет 212 973,8 рублей (1 064 869 * 20%). На момент вынесения решения налог не уплачен. Срок уплаты НДФЛ за 2021 год - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отрицательное сальдо по налогу составило 417 197 рублей.
Указывая на незаконность и необоснованность решения ИФНС России по Центральному административному округу <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения УФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 106 486,90 рублей, административный истец обратилась в суд.
Оценивая представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, в том числе от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 2 ст. 209 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1(в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 210 НК РФ).
При этом в соответствии с ч. 1 чт. 214.10 НК РФ, налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 228 НК РФ Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков, в том числе физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 2), физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению (п. 7).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (ч. 2 ст. 228 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларациюс учетом положений статьи 229настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 228 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 4).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате снижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) ли других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Порядок и условия привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, самостоятельной и не сопряженной с другими видами ответственности, определены в главе 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки, а также подлежащий уплате штраф (п. 8 ст. 101 НК РФ).
В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Применительно к изложенному, обжалуемое решение принято уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий с соблюдением порядка и срока его принятия. В данной части решение административным истцом не обжалуется.
Проверяя доводы административного истца о необоснованности исчисленной суммы штрафа, суд полагает необходимым указать следующее.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3и129.5настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
При вынесении решения ИФНС России по ЦАО <адрес> решение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 сумма штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 269 434,6 рубля.
Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств и исчисленной общей неуплаченной ФИО1 суммы налога в размере 1 064 869 рублей сумма штрафа применительно к положениям п. 1 ст. 122 НК РФ составляет 212 973,8 рублей (1 064 869 * 20%).
Определяя сумму штрафа за совершение правонарушения ИФНС России по ЦАО г. Омска в решении № от ДД.ММ.ГГГГ учтено наличие смягчающих обстоятельств, таких как: силу стечения обстоятельств, в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ, в связи с чем определено к уменьшению сумма исчисленного штрафа в два раза, то есть 106 486,9 рублей (212 973,8/2).
Кроме того, УФНС России по Омской области принято решение при исчислении суммы штрафа о возможности на основании п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ дополнительно учесть смягчающие ответственность обстоятельства: тяжелое материальное положение (пенсионер). В связи с чем, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную Определениях от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, сумма штрафа дополнительно снижена еще в 2 раза, то есть подлежала определению в размере 53 243,45 рублей (106 486,9/2).
В то время, как в обжалуемом решении № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения УФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 106 486,9 рублей без учета дополнительного смягчающего обстоятельства, установленного УФНС России по Омской области.
В приведенной связи решения ИФНС России по Центральному административному округу <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения УФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в обжалуемой части не может быть признано соответствующим нормам действующего законодательства и принятым с соблюдением прав и законных интересов административного истца.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Применительно к изложенным положениям и установленным по делу обстоятельствам, административные исковые требования ФИО1 к ИФНС России по ЦАО г. Омска о признании незаконным признать незаконным решение ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения УФНС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 106 486,90 рублей, подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст.227 КАС РФ, в порядке устранения последствий незаконного действия (бездействия), решения поскольку в ходе рассмотрения дела был установлен факт неверного исчисления суммы штрафа, устроение которого не было произведено, суд полагает необходимым установить сумму начисленного штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере53 243,45 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции по Центральному административному округу города Омска№ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 106 486 (сто шесть тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей 90 копеек.
Установить сумму ФИО1 по решению Инспекции по Центральному административному округу города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции принятого решения Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ начисленного штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 53 243 (пятьдесят три тысячи двести сорок три) рубля 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.