Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2021 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Устиненко Ю.Ю., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5982/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Иркутской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконными действий, выразившихся в невручении корреспонденции в установленный срок, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ Исправительная колония № 2 ГУФСИН России по Иркутской области, в его обоснование указав, что ** в адрес ФКУ ИК-2 ГУФСИН России из следственного отдела г.Ангарска СУ СК Российской Федерации по Иркутской области поступило два разрешения на производство телефонных звонков за подписью следователя. Вместе с тем, в нарушение п.100 Приказа Минюста РФ от **№ указанная корреспонденция вручена ему только ** и **, тем самым нарушены его права и законные интересы в рамках обеспечения прав на защиту в предварительном следствии по уголовному делу. Административный истец просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившиеся в несвоевременном вручении входящей корреспонденции процессуального характера, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100000 руб.
Определением Ангарского городского суда от ** к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное Управление федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области (далее ГУФСИН России по Иркутской области), Федеральная служба исполнения наказания России (далее ФСИН России).
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что предварительное следствие по уголовному делу в отношении него не завершено, обвинение не предъявлено. После получения ответа следователя о разрешении телефонного звонка ** обратился с письменным заявлением на имя начальника исправительного учреждения о предоставлении телефонного звонка. До настоящего времени телефонный звонок не предоставлен, письменный ответ на заявление не вручен. Полагает, что его право на защиту нарушено действиями ответчика, входящая корреспонденция подлежит вручения на следующие сутки.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно суду пояснила, что уголовно-исполнительным законодательством и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрены сроки вручения судебной или иной корреспонденции осужденным. Ответы следователя цензуре не подлежали и не подвергались.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии со ст.10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, и обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 УИК РФ, пунктами 54, 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Сроки вручения осужденным корреспонденции уголовно-исполнительным законодательством не определены.
Вместе с тем, анализируя указанные нормы права в их совокупности, суд приходит к выводу, что корреспонденция, поступающая в адрес осужденного, и которая подлежит цензуре, должна передаваться осужденному в срок не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - в срок не более семи рабочих дней. Ответы следователя следственного отдела цензуре не подлежат, следовательно, вручение данной корреспонденции не может превышать срока вручения, предусмотренного для документов, подлежащих цензуре, то есть в данном случае не могут превышать трех рабочих дней.
Из материалов дела судом установлено, что в адрес ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области ** поступило два ответа старшего следователя СО по г.Ангарску СУ СК РФ по Иркутской области ФИО3 на обращения осужденного ФИО1 о разрешении телефонного звонка законному представителю. Указанные документы зарегистрированы в журнале № учета входящей корреспонденции.
Осужденному ФИО1 указанная корреспонденция вручена ** и **, то есть по истечении 7 и 9 рабочих дней, соответственно.
Таким образом, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области нарушило сроки вручения осужденному ФИО1 ответов старшего следователя СО по г.Ангарску СУ СК РФ по Иркутской области ФИО3 от **.
В обоснование своих требований истец указывал, что из-за несвоевременного получения ответов старшего следователя следственного отдела по г.Ангарску он был лишен возможности своевременно обратиться к начальнику исправительного учреждения для осуществления телефонного звонка своему законному представителю.
Учитывая нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области нарушены права административного истца на своевременное получение адресованной ему корреспонденции.
В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что судом установлена незаконность действий административного ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, истец имеет право на денежную компенсацию.
Учитывая характер и продолжительность нарушения, отсутствие негативных последствий, суд полагает, что денежная компенсация в размере 1000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости. Оснований для денежной компенсации в большем размере при указанных выше обстоятельствах судом не усматривается.
В соответствии с ч.4 ст.227 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Из анализа указанных норм закона следует, что денежная компенсация подлежит взысканию в пользу ФИО1 с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России.
В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В силу части 9 статьи 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившиеся в несвоевременном вручении входящей корреспонденции процессуального характера, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить.
Признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившиеся в несвоевременном вручении ФИО1 ответов старшего следователя следственного отдела по г.Ангарску следственного управления следственного комитета по Иркутской области ФИО3 от **.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны в лице Федеральной службы исполнения наказания России в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 руб.
В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 руб. подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2021.