Дело № г. Дзержинск
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Свешниковой М.В.,
при секретаре Пяшиной Е.А.,
с участием прокурора Спирина С.В.,
с участием представителя административного ответчика - ФИО1 (по доверенности), представителя заинтересованного лица - ФИО3 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Дзержинска к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Дзержинска обратился в суд с указанным административным иском, где указал, чтоПрокуратурой города изучено постановление Администрации г. Дзержинска от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска» (далее - Постановление). Постановлением утверждено расписание выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска. В силу пункта 3 постановления оно вступает в силу с момента принятия. В тоже время, в силу части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Постановление является нормативным правовым актом, поскольку в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Следовательно, постановление должно вступать в силу не ранее, чем с момента его опубликования.
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу п. 1.9 Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утв. приказом МЧС РФ от 05.05.2008г. № (далее - Порядок), расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выезда) служат установлению порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ наряду с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
При этом, в силу п. 1.14 Порядка расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, утверждается главой муниципального образования, в интересах которого оно разработано.
Согласно п. 2.2 Порядка расписание выезда разрабатывается по форме согласно приложению № к настоящему Порядку.
Вместе с тем, расписание выезда утверждено главой администрации за пределами его полномочий, а не главой муниципального образования.
С начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории г.Дзержинска, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории г.Дзержинска, утвержденное расписание не согласовано.
Непосредственно само расписание утверждено Постановлением не по форме, определенной приложением № к Порядку.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Настоящее заявление подается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере обеспечения пожарной безопасности, нарушенных принятием муниципального правового акта за пределами полномочий и опубликование которого не было осуществлено.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Прокурор г. Дзержинска просит признать постановление Администрации г. Дзержинска от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска» не соответствующим ч. 6 ст. 43, ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.14 и п. 2.2 Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утв. приказом МЧС РФ от 05.05.2008г. №, и недействующим.
Административный истец Прокурор г. Дзержинска Спирин С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Дзержинска ФИО1, действующая на основании доверенности, также как и ранее участвующий в деле представитель Администрации ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований, поскольку обжалуемое Постановление от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска» определяет расписание выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска и относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий Администрации г. Дзержинска.
Представитель ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию Администрации г. Дзержинска. На вопросы суда сообщил, что постановление принимается следующим образом: сначала собираются согласования, приносятся юристам Администрации города, они изучают, также им отдают расписание выездов, после чего выносится постановление и выдается на руки. На основании оспариваемого постановления Администрации издается внутренний приказ, без которогоФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» не сможет работать. Из-за вынесения решения судом ничего не поменяется, как работали, так и будут работать. Расписание разрабатывается по № Приказу п.п. 2.1, 2.4 до 3 раздела. Часть приложений к нему являются документами для служебного пользования и для всех не предназначены.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 21.09.2016г. Администрацией г. Дзержинска вынесено постановление № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска», которым утверждено расписание выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска.
В силу пункта 3 указанного постановления оно вступает в силу с момента принятия.
Прокуратурой города изучено Постановление Администрации г. Дзержинска от 21.09.2016г. №, после чего Прокуратура г. Дзержинска пришла к выводу о том, что постановление является нормативным правовым актом, поскольку в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, а, следовательно, постановление должно вступать в силу не ранее, чем с момента его опубликования, а не с момента его принятия.
Суд не согласен с позицией административного истца по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обжалуемое Постановление от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска» не обладает существенными признаками, указанными в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, и не направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Какого-либо нормативного правового акта, который бы устанавливал иные, отличные от приведенных в Постановлении от 21.09.2016г. № расписаний выезда, не имеется.
Следовательно, данный акт имеет организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон, а содержит правила, которыми руководствуются пожарно-спасательного гарнизоны и аварийно-спасательные отряда города Дзержинска, круг которых четко определен.
Таким образом, по своей юридической природе данный акт не является нормативным правовым актом.
Согласно пункту 2.1.1 приказа МЧС России от 05.05.2008г. № «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», при разработке расписания выезда устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.
Пунктом 1.11. Приказа МЧС России от 05.05.2008г. № (ред. от 29.07.2014г.) «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» установлено, что разработку расписания выезда на территории муниципального образования обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.
Пунктом 1.12. названного приказа, для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.), указанные сведения необходимы исключительно для служебного пользования.
В соответствии с п. 1.14. приказа, расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, утверждается главой муниципального образования, в интересах которого оно разработано.
В адрес администрации г. Дзержинска для утверждения поступило разработанное расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории муниципального образования, и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров (согласно предоставленному совместно листку согласования).
Статья 63 Федерального Закона от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № (ред. от 23.06.2016г.) «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности это - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 вышеуказанного закона (в ред. Федерального закона от 28.11.2015г. №), вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Подпунктом 10 ст. 16 Федерального Закона № к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
На основании п.п. 3 п. 2 ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск (принят постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.12.2005 №) к полномочиям администрации города в сфере обеспечения законности, правопорядка, охраны прав, законных интересов и свобод граждан отнесено, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, решает вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, создания муниципальной пожарной охраны.
В соответствии со ст. 56 Устава городского округа город Дзержинск администрация города - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Администрацию города возглавляет Глава администрации города на принципах единоначалия.
Следовательно, утверждение Постановлением администрации г. Дзержинска от 21.09.2016г. № расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска выполнено в рамках имеющихся полномочий, установленных нормами действующего законодательства, а само постановление не относится к числу нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемое Прокурором горда Дзержинска постановление Администрации г.Дзержинска от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда города Дзержинска» издано и подписано надлежащим должностным лицом - Главой Администрации г.Дзержинска, в рамках его полномочий. Порядок его принятия соблюден, расписание выезда согласовано как с начальником ГУ МЧС России по Нижегородской области, начальником отдела по делам ГО и ЧС г.Дзержинска, начальником ФГКУ «1 отряд ФПС по Нижегородской области», руководителем ГКУ Нижегородской области «Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области», генеральным директором ООО «ОПО-2», начальником специального отдела № Специального управления ФПС № МЧС России, так и со всеми руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров (л.д. 89). При этом опубликования данного постановления не требуется, так как оно не является нормативным правовым актом и, в соответствии со ст. 63 Устава городского округа город Дзержинск, правовые акта администрации города вступают в силу со дня их принятия, если иное не указано в самом правовом акте.
2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд полагает, что требования Прокурора г. Дзержинска к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании постановления несоответствующим законодательству и недействующим - являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 218, 208, 213 КАС РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Прокурора г. Дзержинска к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании постановления Администрации г.Дзержинска от 21.09.2016г. № «Об утверждении расписания выезда подразделений Дзержинского пожарно-спасательного гарнизона и аварийно-спасательного отряда г.Дзержинска» не соответствующим требованиям закона и недействующим - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья п/п М.В. Свешникова
Копия верна. Судья - Секретарь -