ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-59/2016 от 27.01.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело ###а-###/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Ривной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании приказа Департамента лесного комплекса Кемеровской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Департамента лесного комплекса Кемеровской области.

Свои требования мотивирует тем, что 19 июня 2012 г. между Департаментом лесного комплекса Кемеровскойобласти в лице начальника ФИО2, действующего на основании Положения о департаменте, именуемым «Арендодателем» с одной стороны, и индивидуальным предпринимателем ФИО1, действующей на основании Свидетельства от 22.06.2011 ###, был заключен договор аренды лесного участка ###- р.

По условиям данного договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности РФ.

**.**.****. административный истец статус индивидуального предпринимателя прекратила, что подтверждается справкой ИФНС.

С момента заключения договора по сегодняшний день административный истец добросовестно исполняла свои обязанности (внесение арендной платы, использование лесного участка но назначению в соответствии с лесным законодательством, иными НПА, предоставляет арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесных участках и т.д).

Заинтересованным лицом был принят приказ ### от «20» февраля 2015г. и отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в постоянное бессрочное пользование или аренду ###-ОЭ от «20» февраля 2015г.

Приказ ### от «20» февраля 2015г. и отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование или аренду ### от «20» февраля 2015г. на проект освоения лесов (договор аренды лесного участка от **.**.****###-р, для использования в целях осуществления рекреационной деятельности площадью 0,0811 га, имеющего местоположение: Новокузнецкое лесничество, квартал ### (выдел 18), урочища «Нижне-Терсинское», Терсинского участкового лесничества) не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы истца.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от **.**.****###.

Приказом Рослесхоза от **.**.****### утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, которым предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьей 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 8 приказа Рослесхоза от **.**.****### «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки предусмотрено, что раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры» составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение ###), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (приложение ###).

В экспертном заключении указано, что «в разделе 4 «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры указаны строения, которые не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных, эксплуатационных, резервных лесов, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от **.**.****###-р., располагаемых в особо защитных участков лесов.

При этом, в чем конкретно выразилось несоответствие представленного ФИО1 проекта освоения лесов распоряжению Правительства Российской Федерации от **.**.****###-р, ответчиком в экспертном заключении не указано.

В чем конкретно (в отношении каких объектов, в отношении каких видов лесных участков, категории лесных участков) выразилось нарушение данного пункта при подготовке обществом проекта освоения лесов в оспариваемом заключении эксперта не указано (необходимость указания на конкретные данные (положения) подтверждается постановлением от 19.09.2014г. Третьим арбитражным апелляционным судом по делу № ###.).

В экспертном заключении не указано, к какой категории лесов относится арендуемый ФИО1 лесной участок либо лесные участки, входящие в его состав (указание в заключении «вышеуказанные земельные участки» с учетом вышеприведенной в экспертном заключении информации не позволяет сделать вывод, к каким конкретно категориям лесных участков и какой площади, относится арендуемый ФИО1 лесной участок) и в связи с этим каким конкретно нормам Лесного кодекса Российской Федерации противоречит проект освоения лесов в указанной части.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1. статьи 21 настоящего Кодекса. Статья 107 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах (часть 1). На заповедных лесных участках запрещается:

1) проведение рубок лесных насаждений;

2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства (часть 2).

На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2.1).

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 3).

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).

Особенности использования утверждены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010г. ###. Данным приказом не установлен запрет на строительство временных строений. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 22.12.2011г. ### в процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов, что позволяет уполномоченному органу при проведении экспертизы принимать обоснованное и мотивированное заключение.

Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для осуществления рекреационной деятельности.

Как указано в части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Такой перечень был утвержден Распоряжением ###-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее - распоряжение от **.**.****###-р).

В соответствии с пунктом 6 распоряжения от **.**.****. ###-р объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов: разрешается строительство постройки временной, используемой в рекреационных целях.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013г. ###-р, не является исчерпывающим (данная позиция подтверждается постановлением от 05.06.2014г. Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №###).

Распоряжение от 27.05.2013г. ###-р не содержит указаний о распространении его действий на правоотношения, возникшие до его принятия (данная позиция подтверждается решением от **.**.**** № АКПИ 14-861 Верховного суда РФ). В соответствии с пунктами 6, 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утверждённых Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **.**.****###, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;

возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;

пользоваться другими правами, если их реализации не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме этого, право на возведение временных построек для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах вытекает из положений ст. 21 Лесного кодекса РФ и Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от **.**.****###-... кодексом РФ не установлено запрета на строительство временных построек на лесном участке, предоставленном для осуществления рекреационной деятельности. При этом частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством РФ для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Таким образом, распоряжение Правительства РФ от **.**.****###-р создано во исполнение требования Лесного кодекса РФ. В связи с отсутствием запрета на строительство временных построек в Лесном кодексе РФ распоряжение Правительства РФ от **.**.****###-р также не может устанавливать запрет на строительство временных построек.

Просит суд признать недействительным приказ ### от 20.02.2015г.

Обязать Департамент лесного комплекса Кемеровской области признать Проект освоения лесов (договор аренды лесного участка от 19.06.2012г ###-р, для использования в целях осуществления рекреационной деятельности площадью 0,0811 га, имеющего местоположение: Новокузнецкое лесничество, квартал ### (выдел 18), урочища «Нижне-Терсинское», Терсинского участкового лесничества) соответствующим законодательству.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Автономное учреждение Кемеровской области «Новокузнецкой лесхоз».

Впоследствии административный истец уточнила требования и просит признать недействительным приказ ### от **.**.****

Признать отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование или аренду ###-ОЭ от 20.02.2015г. противоречащим действующего законодательству.

Обязать Департамент лесного комплекса Кемеровской области провести повторное рассмотрение документов по объектам экспертизы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий на основании ордера адвоката, заявленные требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица АУ КО «Новокузнецкий лесхоз» ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 88 Лесного Кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2).

Приказом Рослесхоза от **.**.****### утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, которым предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьей 81-84 Лесного кодекса РФ (пункт 2).

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов законодательству РФ (пункт 3). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде (пункт 5).

В процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов (пункт 8).

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9). Положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятию по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и вид освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству РФ (пункт 1).

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоенных лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ (пункт 11). Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается (пункт 13).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1. статьи 21 настоящего Кодекса.

Статья 107 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах (часть 1). На заповедных лесных участках запрещается:

1) проведение рубок лесных насаждений;

2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства (часть 2).

На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2.1).

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для осуществления рекреационной деятельности.

Как указано в ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Такой перечень был утвержден Распоряжением ###-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее - распоряжение от **.**.****###-р).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 июня 2012 г. между Департаментом лесного комплекса Кемеровскойобласти (Арендодатель) с одной стороны, и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Арендатор), с другой стороны, был заключен договор аренды лесного участка ###- р.

Согласно п. 4 договора ###-р, арендатору передается лесной участок, расположенный: Кемеровская область, ..., Новокузнецкое лесничество, Терсинское участковое лесничество, урочище «Нижне-Терсинское», квартал ###, выдел ###, с кадастровым номером: ###:14, для использования в целях осуществления рекреационной деятельности.

01.10.2013г. ФИО1 прекратила статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается справкой ИФНС.

Из представленного отрицательного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду ###Э от 20.02.2015г. следует, что в разделе 4 «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» в таблице 4.1.1 указаны объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, которые не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных, эксплуатационных, резервных лесов утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2013г. ###-р, располагаемых на особо защитных участках лесов.

Приказом ### от **.**.**** Департамента лесного комплекса Кемеровской области утверждено вышеуказанное отрицательное заключение экспертной комиссии.

Определением суда от 21.08.2015г. по ходатайству представителя истца по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект».

На разрешение эксперта поставлены вопросы:

1.относится ли лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка ###-р от с19.06.21202 г., расположенный: Кемеровская область, ..., Новокузнецкое лесничество, Терсинское участковое лесничество, урочище «Нижне-Терсинское», квартал ###, выдел ###, с кадастровым номером: ###14 к особо защищенным участкам – водоохранная зона?

2.Возможно ли размещение на указанном участке объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: постройка временная, используемая в рекреационных целях, форма малая архитектурная?

3.Не противоречит ли проектирование возведения указанных объектов Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, Распоряжению Правительства РФ ###-р от **.**.****?

Согласно заключения эксперта от **.**.****, переданный ФИО1 по договору аренды ###-р от 19.06.2012г. лесной участок, согласно материалам лесоустройства (2006 г.) располагается на особо защитных участках лесов – водоохранные зоны. Размещение постройки временной, используемой для рекреационной деятельности и малой архитектурной формы на лесном участке допускается согласно следующим нормам законодательства: ст. 21, ч. 2, 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ; п. 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **.**.****### и не нарушает ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 107 Лесного кодекса РФ, Распоряжение Правительства РФ от **.**.****###-р.

Суд считает возможным принять указанное заключение как допустимое доказательство по делу, так как выводы эксперта изложены четко и полно, противоречий не имеется, заключение дано экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Оценивая представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о незаконности принятого административным ответчиком отрицательного заключения от **.**.**** и Приказа Департамента лесного комплекса КО от **.**.****### и на основании п. 9 ст. 227 КАС РФ обязывает ответчика повторно провести государственную экспертизу проекта освоения лесов, предоставленного ФИО1 и оформить соответствующее заключение, сообщив об исполнении решения по делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными заключение комиссии Департамента лесного комплекса Кемеровской области от **.**.****, а также приказ Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 20.02.2015г. ###.

Обязать Департамент лесного комплекса Кемеровской области повторно провести государственную экспертизу проекта освоения лесов, предоставленного ФИО1 и оформить соответствующее заключение, сообщив об исполнении решения по делу в суд и административному истцу в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня его составления в мотивированной форме.

Судья: М.К. Курилов

Решение изготовлено в мотивированной форме **.**.****.