ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5/2022УИД890002-01-2021-000835-96 от 10.08.2022 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-5/2022 УИД 89RS0002-01-2021-000835-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: судьи Сукач Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лимарева Олега Максимовича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об оспаривании действий (бездействия) структурного подразделения МЧ-9, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

у с т а н о в и л:

Лимарев О.М. обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением в котором он просит признать незаконными действия (бездействие) структурного подразделения МЧ-9 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в отказе в подготовке документов в Бюро СМЭ и направлении административного истца на медико-социальную экспертизу. Также, указывая на не обеспечение его административным ответчиком необходимыми медицинскими препаратами согласно поставленным диагнозам в период отбывания наказания, просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в ИУ в размере 1 000 000 руб. 00 коп.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 30 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФСИН России в лице УФСИН России по ЯНАО.

В судебном заседании административный истец Лимарев О.М., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика МЧ №9 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Лисюк А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика ФСИН России в лице УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х., действующий на основании доверенности, также полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению, согласившись с приведенными представителем МЧ №9 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России доводами.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии со ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Частью 1 ст.82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с пп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314 (далее по тексту – Положение), одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: оспариваемое решение или действие принято, либо совершено не в соответствии с законом, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч.7 ст.16 КАС РФ принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по административным делам.

По правилам ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Как указано в ч.2 ст.62 КАС РФ, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

В п.61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (п.62 вышеуказанного Пленума).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что закреплено в ст.41 Конституции РФ.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст.2 Конституции РФ.

Лимарев О.М. на основании приговора отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №323-ФЗ), необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона №323-ФЗ об основах охраны здоровья, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Из ч.2 ст.98 Федерального закона №323-ФЗ следует, что медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации не только за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи, но и за нарушение прав в сфере охраны здоровья.

В силу ч.6 ст.4 Федерального закона №323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относится доступность и качество медицинской помощи.

В ч.21 ст.2 Федерального закона №323-ФЗ определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Из п.2 ст.64 Федерального закона №323-ФЗ следует, что критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с ч.2 ст.76 данного федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.24 Федерального закона №103-ФЗ от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту – Федеральный закон №103-ФЗ), регламентирующей медико-санитарное обеспечение, порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

С 20 февраля 2018 года действует Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 года №285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее по тексту – Порядок №285).

Согласно положениям Порядка №285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее по тексту – медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее по тексту – медицинские организации) (п.2).

Медицинские организации УИС и медицинские организации осуществляют взаимное информирование о состоянии здоровья и оказываемой медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным (п.7).

В соответствии с п.3 ч.4 ст.32 Федерального закона №323-ФЗ, плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. При этом медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации (п.1 ч.3 ст.32 этого же Закона).

Законодательством РФ сроки оказания плановой медицинской помощи не оговорены.

Как следует из текста административного заявления и материалов дела Лимарев О.М., отбывая наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО с ДД/ММ/ГГ, находится под наблюдением медицинских работников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Согласно имеющийся в материалах дела информации Лимарев О.М. по прибытии в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО прошел углубленный осмотр в филиале МЧ-9 МСЧ-11 УФСИН России по ЯНАО, включающий в себя осмотр терапевтом, фтизиатром, стоматологом, психиатром-наркологом, были проведены лабораторные исследования, по результатам исследований Лимарев О.М. был поставлен на диспансерный учет с диагнозом: ...

В настоящее время административный истец имеет следующие заболевания: диагноз основной: артериальная гипертензия I ст., I ст. (медикаментозно достигнутая стабилизация АД), рис 1.Н0. Диагноз сопутствующий: ...

Доводы административного истца о том, что его необоснованно не направляют на медико-социальную экспертизу опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

При разрешении вопросов установления группы инвалидности и оформления документов на МСЭ, врачебная комиссия филиала МЧ-9 МСЧ-11 УФСИН России по ЯНАО руководствуется правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и перечня заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №339) (далее по тексту – Постановление №95).

В соответствии с п.21 Порядка №285 и Приказом №233 врачебная комиссия филиала МЧ-9 МСЧ-11 УФСИН России по ЯНАО 19 февраля 2021 года пришла к выводу, что осужденный Лимарев О.М. не имеет признаков стойкой утраты трудоспособности и не подлежит направлению на медико-социальную экспертизу, о чем Лимареву О.М. была выдана на руки справка.

При этом административный истец не был лишен права самостоятельно обратиться в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (п. 19 Постановления №95), направив соответствующее заявление и заключение врачебной комиссии МЧ-9 МСЧ-11 УФСИН России по ЯНАО от 19 февраля 2021 года №8.

Диагнозы, установленные Лимареву О.И. в дополнительных подтверждениях не нуждаются, необходимость дополнительных обследований определяется медицинским и работниками по месту отбывания наказания ( п.31 Порядка №285).

Из представленных административным ответчиком документов четко усматривается, что филиала МЧ-9 МСЧ-11 УФСИН России по ЯНАО в полном объеме обеспечен медикаментами, входящими в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", в том числе и для оказания медицинской помощи Лимареву О.М. по имеющимся у него заболеваниям.

Таким образом, доводы Лимарева О.М. о нарушении его прав, выразившихся в ненадлежащем оказании МЧ-9 медицинских услуг, своего подтверждения в ходе судебного следствия не нашли. Несогласие административного истца с заключением врачебной комиссии не свидетельствует о нарушении прав истца со стороны административного ответчика. Положения ст.41 Конституции РФ, ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в данном случае соблюдены.

Поскольку совокупность условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, по настоящему делу отсутствует, суд приходит к выводу об отказе Лимареву О.М. в административном иске в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Лимарева Олега Максимовича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об оспаривании действий (бездействия) структурного подразделения МЧ-9, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 24 августа 2022 года.