ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-600/2021 от 25.05.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-600/2021

Уникальный идентификатор дела: 27RS0002-01-2021-000622-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борейко А.А.

с участием административного истца ФИО1 с использованием систем видеоконференц-связи исправительного учреждения (отбывает наказание в <данные изъяты>),

представителя административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, - ФИО8., действующей на основании доверенностей от ДАТАДАТА, соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, первому заместителю начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2 о признании незаконным ответа, взыскании денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к УФСИН России по Хабаровскому краю. В обоснование административного иска указал, что ФИО1 ДАТА года рождения, осужденный к пожизненному лишению свободы, с 10.09.2018 находится в <данные изъяты>. 22.12.2020 он обратился к начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю с заявлением, в котором просил разрешить ему получение дополнительной посылки (сверх установленного лимита, согласно ст. 125 ч. 3 УИК РФ), от представителя ФИО9, с документами из его уголовного дела, сделанными в Костромском областном суде, т.е. где он был осужден. 01.02.2021 он получил ответ, от первого заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю, полковника внутренней службы ФИО2, в котором он лишь разъяснил ему положения УИК РФ, но не дал ответ на конкретно поставленный вопрос в его обращении. С данным ответом он не согласен, так как он нарушает его права, предусмотренные как Российским, так и Международным законодательством. В результате того, что ФИО2 не дал надлежащий ответ на его обращение, он оказался лишен своего законного права на обжалование приговора в Международных судах (ООН, ЕСПЧ); ввиду того, что не имеет возможности получить необходимые документы (по уголовному делу) для составления и подачи индивидуальной жалобы в Международные суды, т.к. это 6 томов уголовного дела и переслать их в письмах невозможно, что нарушает его права предусмотренные п. 13 ч.4 ст. 47, ч.2 ст. 19 УПК РФ, п. 18 Приложения № 1 Привил внутреннего распорядка ИУ (Приказ Минюста № 295 от 16.12.2016). А истратив положенную (ч. 3 ст. 125 УИК РФ) одну посылку в год на документы – он лишает себя помощи от родственников, что идет в разрез с положениями ст. 8 Конвенции «Право на уважение частной и семейной жизни». Осознание такой безысходности причиняет ему невыносимые страдания и мучения, которые можно сравнить лишь с пытками; когда в результате правового нигилизма должностных лиц, страдают те, кто не обличен властью. Исходя из вышеизложенного, первый заместитель начальника УФСИН России по Хабаровскому краю своими действиями (бездействием), выразившееся в не предоставлении развернутого ответа на его обращение, нарушил нормы Российского и Международного законодательства, что не допустимо для должностного лица.

Просит признать незаконным ответ ФИО2 на его заявление в части разрешения ему получить дополнительную посылку с материалами уголовного дела; признать действия (бездействия) ФИО2 нарушающими его права гарантированные как Российским, так и Международным законодательством, и взыскать с последнего в его пользу справедливую денежную компенсацию, за непредоставление надлежащего ответчика на его обращение, в сумме 50 000 рублей.

Определением суда от 11.03.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФСИН России.

Определением суда от 29.03.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен первый заместитель начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2.

В иске административный истец заявил об обеспечении его личного участия в судебных заседаниях.

Определением суда от 22.04.2021 ходатайство административного истца об его участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи удовлетворено.

В судебном заседании административный истец, участвующий с использованием систем видеоконференц-связи (отбывает наказание в <данные изъяты>), заявленные требования и доводы административного иска поддержал в полном объёме.

В судебном заседании представитель административных ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях. В обоснование возражений указано, что 19.01.2021 в УФСИН России по Хабаровскому краю поступило заявление ФИО1 о разрешении получить дополнительную посылку. В соответствии со ст. 126 УИК РФ отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Согласно ч. 6 ст. 127 УИК РФ порядок отбывания наказания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях в части, касающейся расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей, определяется статьей 125 настоящего Кодекса. В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 125 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года. Согласно п. 103 Правил внутреннего распорядка ИУ между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания. В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 113 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения, в том числе разрешение на получение дополнительной посылки или передачи. В соответствии с ч. 2 ст. 114 УИК РФ в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Согласно ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Полномочия начальника территориального органа ФСМН России регламентируются п. 19 разд. 4 Приказа ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний», согласно которому начальник территориального органа не наделен полномочиями разрешать либо запрещать получение осужденными посылок, передач и бандеролей, в связи с чем заявителю был дан ответ с разъяснениями требований уголовно-исполнительного законодательства по интересующему вопросу, а также сообщено, что решение вопроса о передачах относиться к компетенции администрации учреждения. Из содержания норм УИК РФ и Правил внутреннего распорядка ИУ следует, что законодатель позволяет начальнику исправительного учреждения принимать решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления осужденного о разрешении получить дополнительную посылку или передачу, в том числе в порядке поощрения, тогда как у начальника территориального органа вышеназванные полномочия отсутствуют. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления ил иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления ил должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Применительно к указанным выше нормам нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны УФСИН допущено не был, ему дан установленной формы ответ, в сроки, предусмотренные указанным выше законодательством. Не согласие же с содержанием ответа, его формой, не является основанием для удовлетворения требований заявителя. Согласно ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации закреплены в ст. 227.1 КАС РФ. Согласно ее нормам, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Истец каких-либо требований об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительной учреждении не предъявляет. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч. 1,2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1994 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Нарушения порядка рассмотрения обращения граждан, если такие имеются, не являются нарушением условий содержания.

В судебное заседание административный ответчик первый заместитель начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Первым заместителем начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2 29.01.2021 направлен ответ осужденному ФИО1 о том, что его обращение, поступившее в УФСИН России по Хабаровскому краю, по вопросу предоставления дополнительной посылки, руководством управления рассмотрено. По сведениям, указанным в обращении проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ числа посылок, передач и бандеролей. На основании Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, помещаются все осужденные. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается:

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй ст. 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на из лицевых счетах, в размере шести тысяч шестисот рублей;

иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года;

получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы может быть применено поощрение в виде разрешения на получение дополнительной посылке или передачи в порядке, установленном УИК РФ, данную меру поощрения могут применить только сотрудники администрации учреждения, в котором отбывает наказание осужденный.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 9,10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания следующих обстоятельств, возлагается на лицо, обратившееся в суд:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматриваемый иск направлен истцом 24.02.2021, при этом он оспаривает ответ от 29.01.2021. Тем самым, административным истцом установленный законом срок обращения с административным исковым заявлением в суд срок не пропущен.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Статья 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 01.04.2015 N 77 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний

В пункте 15 Типового положения содержатся полномочия Территориального органа ФСИН, в том числе обеспечение правопорядка и законности в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей,

Пунктами 16-19 Типового положения предусмотрено, что территориальный орган возглавляет руководитель (начальник) территориального органа который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на территориальный орган полномочий. Начальник имеет заместителей, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает их полномочия по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции территориального органа.

В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.

Согласно п.п. 93, 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295), осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей. Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения, в том числе разрешение на получение дополнительной посылки или передачи.

Частью 2 ст. 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый ответ дан административному истцу в пределах полномочий заместителя начальника территориального органа ФСИН, ответ дан по существу поставленного вопроса в установленные сроки и соответствует вышеприведённым правовым нормам. Применение непосредственно поощрений к осуждённым в полномочия начальника УФСИН России, его заместителей, не входит. Доводы административного истца о нарушении его права на ознакомление с материалами уголовного дела и реализации права на пересмотр вступившего в законную силу приговорв, основаны на не подлежащих применению в данном случае нормах уголовно-процессуального законодательства, поскольку административный истец просил разрешение на получение дополнительной посылки от физического лица, в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, первому заместителю начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2 о признании незаконным ответа, взыскании денежной компенсации – отказать.

Копии решения вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 07 июня 2021 года.

Судья: \подпись\

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: судья Якимова Л.В.

Подлинник решения находится в деле № 2А-600\2021 в Кировском районном суде г. Хабаровска.

Помощник: Борейко А.А.