ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-600/21 от 24.11.2021 Лыткаринского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-600/21___________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лыткарино Московской области 24 ноября 2021 г.

.

Лыткаринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи С.А. Рязанцевой,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе административному истцу в государственной регистрации перехода права собственности на 30/100 долей в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: , в порядке приватизации на основании договора передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность граждан от 15.10.2020, заключенного между истцом и Комитетом по управлению имуществом г.Лыткарино Московской области в простой письменной форме, и возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности на указанную долю в праве на квартиру от муниципального образования «Городской округ Лыткарино Московской области» к ФИО1, ссылаясь на то, что действующим законодательством нотариальное удостоверение договора передачи жилого помещения в порядке приватизации не требуется.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области, а также заинтересованные лица ФИО4 и представитель Комитета по управлению имущества в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 названной возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела, 15.10.2020 между Комитетом по управлению имуществом г.Лыткарино Московской области, действующим от имени муниципального образования «Городской округ Лыткарино Московской области» и ФИО1 заключен договор передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность граждан (в порядке приватизации), в соответствии с которым в собственность ФИО1 переданы 30/100 долей в праве общей долевой собственности на трехкомнатную коммунальную квартиру с кадастровым номером расположенную на 5 этаже жилого дома по адресу: , что соответствует комнате общей площадью 14,4 кв.м.

Указанный договор совершен в простой письменной форме.

В целях государственной регистрации права собственности на указанное имущество, административный истец 20.11.2020 обратилась с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Московской области и предоставила все необходимые для этого документы.

03.12.2020 Управление Росреестра по Московской области приостановило до 03.03.2021 совершение регистрационных действий по государственной регистрации перехода права собственности ФИО1 на долю в праве общей долевой собственности на квартиру по тем основаниям, что договор передачи жилого помещения в собственность от 15.10.2020 нотариально не удостоверен.

Уведомлением от 03.03.2021 Управление Росреестра по Московской области отказано ФИО1 в совершении регистрационных действий по государственной регистрации перехода права собственности на долю квартиры по тем же основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, осуществляет одно из следующих действий, в том числе:

- государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрен ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемом случае основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации перехода права собственности на 30/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру явилось отсутствие нотариального удостоверения договора передачи жилого помещения в собственность ФИО1 в порядке приватизации.

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.

Учитывая, что представленный на государственную регистрацию административным истцом и Комитетом по управлению имуществом г.Лыткарино Московской области Договор передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность граждан от 15.10.2021, предметом которого являлась доля в праве общей долевой собственности на квартиру, нотариально не удостоверен, административным ответчиком в государственной регистрации перехода права собственности административному истцу отказано обоснованно.

Доводы административного истца о том, что Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) не содержит требований о нотариальном удостоверении договоров приватизации, основаны на неверном толковании действующих норм жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно положениям данного Закона N 1541-1 объектом права и предметом договора приватизации являются жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

Пункт 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям, согласно ч.1 ст.16 ЖК РФ относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

В силу п.3 ч.1 ст.16 ЖК РФ комната является жилым помещением, представляющим собой часть жилого дома или квартиры, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Доля в праве на жилое помещение предметом договора приватизации в рамках Закона N 1541-1 не является.

Как видно из материалов дела (л.д.11-16, 17), административный истец ФИО1 является нанимателем по Договору социального найма жилого помещения № 673/сн от 07.11.2019 - комнаты площадью 14,4 кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: , совместно с которой нанимателем данной комнаты также является член ее семьи ФИО4.

Собственником данной комнаты является муниципальное образование «городской округ Лыткарино Московской области» в лице Комитета по управлению имуществом г.Лыткарино.

В силу положений ст.ст.41-43 ЖК РФ, у собственника комнаты в коммунальной квартире право общей долевой собственности в силу закона возникает лишь на общее имущество в коммунальной квартире. При этом объектом права и предметом договора социального найма в данном случае является именно комната, а не доля в праве на всю квартиру.

Согласно п.4 ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

В нарушение указанных выше положений действующего жилищного и гражданского законодательства, предметом Договора передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность граждан от 15.10.2020., заключенного между ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом г.Лыткарино, указаны 30/100 долей в праве общей долевой собственности на 3-комнатную коммунальную квартиру по адресу: , что противоречит также и условиям Договора социального найма жилого помещения № 673/сн от 07.11.2019, заключенного между ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом , предметом которого является иной объект.

Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что нарушение прав административного истца следует не из действий административного ответчика, а по иным причинам.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд Московской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья

С.А.Рязанцева