ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-602/20 от 04.06.2020 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-602/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2020 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Поспеловой А.Л.

с участием:

представителя административного истца Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – старшего помощника прокурора Сутягина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее – природоохранный прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации г.о. Кохма.

В ходе судебного разбирательства на основании ст. 43 КАС РФ по ходатайству административного истца протокольным определением суда от 17.03.2020 ненадлежащий административный ответчик Администрация г.о. Кохма заменен на надлежащего Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, Администрация г.о. Кохма привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Также протокольным определением Ивановского районного суда Ивановской области от 10.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление финансов Администрации г.о. Кохма.

Уточнив требования в порядке ст. 46 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма Ивановской области; обязать ответчика в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство городских лесов и разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма Ивановской области, а именно: 1) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кохма, территория вблизи стадиона «Рекорд» (Майская гора), с разрешенным использованием «отдых (рекреация)», общей площадью 113993 кв.м.; 2) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу – ориентир в районе размещения объекта начального, общего и среднего (полного) образования, почтовый адрес ориентира – <адрес>, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 3413 кв.м.; 3) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу Ивановская область, г. Кохма, вблизи особо охраняемой природной территории регионального значения «Водохранилище в г. Кохма», с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 48725 кв.м.; 4) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кохма, в районе ул. 2-я Застрельная, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 273653 кв.м.; 5) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу Ивановская область, г. Кохма, ул. Кочетовой, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк), общей площадью 7958 кв.м.

Требования мотивированы тем, что природоохранным прокурором в результате проведенной проверки установлено, что административным ответчиком не принимаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению охраны и использования городских лесов, а именно: на территории города имеются участки произрастания лесных насаждений, которые в силу требований федерального законодательства являются городскими лесами и подлежат охране в установленном порядке. Так, управлением не разработаны материалы лесоустройства и лесохозяйственные регламенты ни на один из выявленных прокуратурой участков лесных насаждений – городских лесов, подлежащих охране, чем нарушены установленные ст. 1 ЛК РФ принципы лесного законодательства следствием чего является необеспечение условий для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. Не исключены факты выделения земельных участков из состава городских лесов, что противоречит ч. 3 ст. 116 ЛК РФ.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы городского округа 20.03.2019 вносилось представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени конкретные меры по разработке требуемой лесоустроительной документации органом местного самоуправления не приняты. Указанное бездействие административного ответчика нарушает законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции РФ.

При указанных обстоятельствах, ссылаясь в качестве правового обоснования на ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 27, ч. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1192 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации», прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - старший помощник природоохранного прокурора Сутягин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административным иске с учетом представленных уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ 03.06.2020 года посредством электронной почты, что подтверждается соответствующим отчетом, имеющимся в нем, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что поддерживает позицию, изложенную в письменном отзыве Администрации г.о. Кохма, представленном ранее.

Заинтересованные лица Администрация г.о. Кохма, Управление финансов Администрации г.о. Кохма, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ 03.06.2020 года посредством электронной почты, что подтверждается соответствующими отчетами, имеющимися в нем, представителя для участия в судебном заседании не направили. Ранее Администрацией г.о. Кохма в адрес суда был направлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что на сегодняшний день лесохозяйственные регламенты лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма, не разработаны. При этом с учетом возможности доведения лимитов бюджетных обязательств на выполнение требуемых работ в 2021 году, срок, необходимый для выполнения работ по разработке лесохозяйственных регламентов в 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным.

Выслушав административного истца, учитывая позиции административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 39 КАС РФпрокурорвправе обратиться в суд садминистративнымисковымзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФв случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме ввиду следующего.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) (ст. 3 ЛК РФ).

Согласно положениям ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

Согласно ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны и использования лесов на территории городского округа со стороны органа местного самоуправления, в связи с чем в адрес Главы г.о. Кохма 20.03.2019 внесено представление с предложением принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих.

По результатам рассмотрения указанного представления, заместителем главы администрации г.о. Кохма в адрес прокуратуры был дан ответ от 17.04.2020, которым подтвержден факт того, что материалы лесоустройства и лесохозяйственные регламенты городских лесов в отношении земельных участков – в районе стадиона «Рекорд» (Майская горка), в м. Запрудка, за МБОУ Средняя школа № 7, у городского кладбища, в районе дома № 2 по ул. Кочетовой г. Кохма, не разработаны, границы городских лесов не определены.

На момент рассмотрения настоящего административного дела нарушения лесного законодательства, выявленные прокуратурой, не устранены, меры по проведению лесоустройства и разработке требуемой лесоустроительной документации органом местного самоуправления не осуществляются.

В соответствии с п.п. 11, 25, 38 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.5 Положения об Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма от 28.11.2013 № 95, к полномочиям Управления относится организация мероприятий по охране окружающей среды, благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1.3 названного документа Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать со своим наименованием, другие печати, необходимые для осуществления его деятельности, штампы и бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности в пределах компетенции, установленной законодательством и Положением.

В силу положений ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе, отнесено владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1).

Как следует из ст. 87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, установлен Приказом Минприроды России от 27.12.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

Согласно п.п. 9-11 данного Приказа лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2, 3, 9 и 10 ст. 91 ЛК РФ); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Таким образом, из системного анализа вышеприведенных положений закона следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении лесных участков, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Об обязанности органов местного самоуправления по организации лесоустройства также свидетельствуют положения ч. 2 ст. 70 ЛК РФ, в соответствии с которыми органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Оценивая представленные доказательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения административного дела нашел свое подтверждение факт отсутствия материалов лесоустройства и лесохозяйственных регламентов городских лесов в отношении спорных земельных участков.

Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не оспаривались, на что указано в представленном суду отзыве.

Удовлетворяя заявленные требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства путем проведения лесоустройства городских лесов и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных по адресам: Ивановская область, г. Кохма, территория вблизи стадиона «Рекорд» (Майская гора), с разрешенным использованием «отдых (рекреация)», общей площадью 113993 кв.м.; ориентир в районе размещения объекта начального, общего и среднего (полного) образования, почтовый адрес ориентира – <адрес>, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 3413 кв.м.; Ивановская область, г. Кохма, вблизи особо охраняемой природной территории регионального значения «Водохранилище в г. Кохма», с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 48725 кв.м.; Ивановская область, г. Кохма, в районе ул. 2-я Застрельная, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 273653 кв.м.; в районе дома № 2 по ул. Кочетовой г. Кохма, суд исходит из того, что к вопросам местного значения Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма Ивановской области в соответствии с п. 1.3 Положения № 95 от 28.11.2013 отнесены полномочия заказчика на выполнение работ по разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма, при заключении муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о контрактной системе, а в силу п. 2.2.5 того же Положения в его обязанности входят мероприятия по организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В связи с признанием судом подлежащим удовлетворению требования о возложении на административного ответчика обязанности по проведения лесоустройства городских лесов и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных в границах г.о. Кохма, требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении лесного законодательства, также подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа относятся к органам местного самоуправления, в связи с чем, непринятие мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика.

Решая вопрос о сроке, в течение которого Управлению надлежит исполнить судебный акт, суд, учитывая позицию прокурора, который полагал возможным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений равным 18 месяцам со дня вступления в законную силу решения суда, считает возможным установить данный срок, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, выразившееся в непринятии мер по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма Ивановской области, и обязать его в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство городских лесов и разработать лесохозяйственные регламенты лесничеств городских лесов, расположенных на территории г.о. Кохма Ивановской области, а именно: 1) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кохма, территория вблизи стадиона «Рекорд» (Майская гора), с разрешенным использованием «отдых (рекреация)», общей площадью 113993 кв.м.; 2) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу – ориентир в районе размещения объекта начального, общего и среднего (полного) образования, почтовый адрес ориентира – <адрес>, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 3413 кв.м.; 3) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу Ивановская область, г. Кохма, вблизи особо охраняемой природной территории регионального значения «Водохранилище в г. Кохма», с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 48725 кв.м.; 4) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кохма, в районе ул. 2-я Застрельная, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк)», общей площадью 273653 кв.м.; 5) земельного участка с кадастровым № , расположенного по адресу Ивановская область, г. Кохма, ул. Кочетовой, с разрешенным использованием «отдых (рекреация) (городской парк), общей площадью 7958 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Алексеева

Решение суда в окончательной форме принято 17.06.2020 года