Дело № 2а-602/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2017 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Владимирова А.Н., при секретаре Маргушовой Т.Ю., с участием представителя административного истца – ФИО1, помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Никифорова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Цивильского района Чувашской Республики к Прокуратуре Цивильского района Чувашской Республики о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Цивильского района Чувашской Республики обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Цивильского района Чувашской Республики о признании недействительным представления прокурора Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Цивильского района Чувашской Республики от прокуратуры Цивильского района Чувашской Республики поступило представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором указано, что администрацией не исполнены обязательства и не приняты своевременные и эффективные меры по осуществлению контроля за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта, отсутствует претензионная работа, не решен вопрос о привлечении генподрядчика к ответственности за нарушение сроков выполнения работ. Администрация с представлением не согласна, поскольку в рамках муниципального контракта №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией (заказчик) и АО «ПМК-8» (генподрядчик) на определение подрядчика на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» <адрес> Республики, администрацией исполнены ряд мероприятий по исполнению требований действующего законодательства. В ходе выполнения работ на объекте, заказчик постоянно осуществляет контроль за исполнением обязательств генподрядчика с момента заключения контракта по настоящее время, что подтверждается направлением в адрес генподрядчика писем претензионного характера от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ по фактам за ненадлежащее исполнение своих обязательств по просрочке срока выполнения работ, проверке технической документации, по соблюдению требований пожарной безопасности. В связи с истечением срока выполнения отдельных работ, в том числе работ по водоснабжению и водоотведению гаража, установки автоматизированной пожарной сигнализации в гараже, администрацией письмом от ДД.ММ.ГГГГ запрошены у генерального директора АО «ПМК-8» акты выполненных работ формы КС-2 и исполнительная документация. Также администрацией письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с истечением срока выполнения работ по строительству котельной, установки пожарной сигнализации в котельной, были запрошены акты выполненных работ формы КС-2 и исполнительная документация. Таким образом, контроль за своевременным исполнением генеральным подрядчиком своих обязательств в камках контракта администрацией осуществлялся. Неустойку администрация вправе взыскать с генерального подрядчика в рамках сроков исковой давности. Также контроль по соблюдению исполнения контракта проводился и на еженедельных рабочих совещаниях на стройплощадке, по итогам которых оформлялись соответствующие протоколы. Кроме того, в ходе проведенных администрацией контрольных мероприятий установлены аффилированные связи между ООО «СтройТоргСервис», оказывающим услуги по стройконтролю, и субподрядной организацией ООО «СК «Свет», осуществляющим выполнение работ по наружному освещению на объекте.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Указала, что на заседании рабочей группы при прокуроре ни представитель администрации, ни представитель АО «ПМК-8» не говорили о том, что отсутствует нарушение сроков выполнения работ. Когда администрацией от прокуратуры была получена копия протокола рабочей группы, она позвонила в прокуратуру с просьбой внести исправления в протокол в части ее пояснений относительно соблюдения сроков работ. Ни когда прокуратура приглашала на заседание рабочей группы, ни при проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки на месте прокуратура не запрашивала у администрации документы, которые подтверждают осуществление контроля со стороны администрации за сроками выполнения работ. В представлении также указано на отсутствие ограждения вокруг строительной площадки, однако строительный надзор за ходом строительства осуществляет Минстрой Чувашии, в полномочиях администрации этого нет.
Помощник прокурора Цивильского района Никифоров К.В. исковые требования не признал, указав, что ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание рабочей группы при прокуроре района, в ходе которого начальник отдела строительства и ЖКХ администрации Цивильского района ФИО1 предоставила копию графика выполнения работ по строительству школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г.Цивильск, являющийся приложением к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что администрацией Цивильского района отставаний от указанного календарного графика не выявлено. Вместе с тем по итогам проведенной после заседания рабочей группы проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение установленных календарным планом сроков не завершены работы: по организации водоснабжения и водоотведения гаража (срок – ДД.ММ.ГГГГ), не установлена автоматизированная пожарная сигнализация в гараже (срок – ДД.ММ.ГГГГ), не завершена работа по строительству котельной – отсутствуют кровля, часть стен (срок – ДД.ММ.ГГГГ), не установлена автоматизированная пожарная сигнализация в котельной (срок – ДД.ММ.ГГГГ). Администрацией Цивильского района не приняты предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также положениями контракта своевременные и эффективные меры по осуществлению контроля за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта, претензионная работа не ведется, вопрос о привлечении генерального подрядчика к ответственности за нарушение сроков выполнения работ не решен. Представленные административным истцом письма не затрагивают вопроса о привлечении генерального подрядчика к ответственности за нарушение сроков выполнения работ. Письма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сводятся лишь к запросу актов формы КС-2 и исполнительной документации, однако не содержат выводов о нарушении либо соблюдении генеральным подрядчиком данных сроков. Решения, содержащиеся в протоколах еженедельных рабочих совещаний на стройплощадке, носят декларативный характер, их неисполнение каких-либо правовых последствий для подрядчика не влечет. Из размещенной в единой информационной системе информации об исполнении контракта видно, что первое требование об уплате неустойки направлено подрядчику ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренная законом информация об исполнении контракта, о нарушениях сроков с указанием причин своевременно администрацией в единой информационной системе не размещалась, что также свидетельствует об отсутствии контроля со стороны администрации за сроками выполнения работ подрядчиком.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Администрацией Цивильского района Чувашской Республики (муниципальный заказчик) и АО «Передвижная механизированная колонна №8» (генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому муниципальный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по строительству средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г.Цивильск Чувашской Республики.
Согласно п.3.1 контракта содержание, этапы и сроки выполнения работ по настоящему контракту определяются в соответствии с календарным планом производства работ (приложение №), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В Приложении № «Календарный план» указаны в том числе следующие сроки выполнения отдельных видов работ:
- водоснабжение гараж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- водоотведение гараж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-АПС гараж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- АР КР котельная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- АПС котельная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы при прокуроре Цивильского района «Вопросы исполнения законодательства, направленного на противодействие нарушениям и преступлениям в экономической сфере, а также социальной сфере», с участием начальника отдела строительства и ЖКХ администрации Цивильского района ФИО1, инженера АО «ПМК №» А., по итогам которого составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола следует, что ФИО1 указала, что администрацией района с АО «ПМК №» заключен муниципальный контракт № на строительство средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г.Цивильск, в настоящее время заказчиком отставаний от календарного плана выполнения работ по строительству объекта не выявлено; А. указал, что в рамках муниципального контракта № АО «ПМК №» работы выполняются в установленные контрактом сроки, отставаний от календарного графика нет.
На основании решения рабочей группы при прокуроре района от ДД.ММ.ГГГГ прокурором Цивильского района решено провести проверку администрации Цивильского района на предмет исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на предмет осуществления администрацией Цивильского района надлежащего контроля за исполнением АО «ПМК №8» работ по строительству средней общеобразовательной школы в микрорайоне «Южный» г.Цивильск.
По итогам проведенной проверки прокурором Цивильского района Чувашской Республики в адрес главы администрации Цивильского района внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В представлении указано, что проведенной проверкой установлено, что администрацией Цивильского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ с АО «ПМК №8» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г.Цивильск. В соответствии с условиями договора срок завершения строительных работ – до ДД.ММ.ГГГГ. Промежуточные сроки в рамках данного контракта установлены календарным планом, являющимся приложением № к вышеназванному контракту. Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение установленных календарным планом сроков не завершены следующие работы:
- не завершены работы по организации водоснабжения и водоотведения гаража. Срок выполнения работ в соответствии с календарным планом – ДД.ММ.ГГГГ,
- не установлена автоматизированная пожарная сигнализация в гараже. Срок выполнения работ в соответствии с календарным планом – ДД.ММ.ГГГГ,
- не завершена работа по строительству котельной: отсутствуют кровля, часть стен. Срок выполнения работ в соответствии с календарным планом – ДД.ММ.ГГГГ,
- не установлена автоматизированная пожарная сигнализация в котельной. Срок выполнения работ в соответствии с календарным планом – ДД.ММ.ГГГГ.
В представлении указано, что администрацией Цивильского района не приняты предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 708 ГК РФ, а также положениями контракта своевременные и эффективные меры по осуществлению контроля за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта, претензионная работа не ведется, вопрос о привлечении генерального подрядчика к ответственности за нарушение сроков выполнения работ не решен. Кроме того, в нарушение требований п.п. 4.3.5, 4.3.9, 4.3.10 муниципального контракта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ большая часть строительной площадки генеральным подрядчиком по периметру во избежание доступа посторонних лиц надлежащим образом не ограждена. По факту данного нарушения отделом государственного строительного надзора Минстроя Чувашии ДД.ММ.ГГГГ АО «ПМК №8» выдано предписание, срок устранения нарушения истек ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные нарушения условий контракта, несмотря на их очевидность, а также на то, что вблизи от строительной площадки находятся два дошкольных образовательных учреждения, оставлены заказчиком без внимания.
В представлении предложено незамедлительно рассмотреть данное представление и принять необходимые меры по недопущению впредь нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок в письменной форме.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пунктом 1 стать 12 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.3 ст.13 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки в том числе для выполнения функций и полномочий муниципальных органов.
В соответствии с п.1 ст.101 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 ч.9 ст.94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ установлено, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением.
Пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года №1093 (далее – Положение №1093), предусмотрено, что отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Из пункта 26 Положения №1093 следует, что в отчете с ДД.ММ.ГГГГ указывается причина отклонения или неисполнения контракта (в том числе причины отклонения от плана-графика).
Из материалов дела следует, что первый отчет об исполнении вышеуказанного муниципального контракта был размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ, до этого информация о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием сути нарушений), не размещалась.
Согласно п.1 ст.708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с п.4.2.7 муниципального контракта муниципальный заказчик имеет право требовать оплаты штрафных санкций в соответствии с условиями контракта.
Из размещенной ДД.ММ.ГГГГ информации об исполнении контракта усматривается, что требование об уплате неустойки за просрочку исполнения контрактных обязательств было предъявлено поставщику письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть уже после получения оспариваемого представления прокурора.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе в сфере закупок информации об исполнении муниципального контракта и об отклонении от установленных сроков выполнения этапов работ, указание в ходе заседания рабочей группы при прокуроре Цивильского района ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела строительства и ЖКХ администрации Цивильского района ФИО1 о том, что отставаний от календарного плана выполнения работ по строительству объекта не выявлено, суд приходит к выводу, что администрацией Цивильского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не приняты своевременные и эффективные меры по осуществлению контроля за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта, претензионная работа не ведется, вопрос о привлечении генерального подрядчика к ответственности за нарушение сроков выполнения работ не решен. Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в этой части является законным и обоснованным.
Довод представителя администрации – начальника отдела строительства и ЖКХ администрации Цивильского района ФИО1 о том, что в ходе заседания рабочей группы при прокуроре района она не говорила об отсутствии отставаний от графика выполнения работ, судом не принимается как противоречащий материалами дела, сведений о том, что в прокуратуру Цивильского района администрацией направлялись возражения относительно правильности занесения в протокол рабочей группы пояснений представителя администрации, в материалах дела не имеется.
Представленные суду протоколы еженедельных рабочих совещаний также не подтверждают осуществление администрацией Цивильского района надлежащего контроля за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта, поскольку сведения о ненадлежащем исполнении контракта в установленном ст.94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ порядке в единой информационной системе не размещались, какие-либо меры со стороны администрации в связи с нарушением сроков выполнения отдельных этапов работ не предпринимались, претензионные письма в адрес генерального подрядчика по этому поводу не направлялись. Само по себе указание как в протоколах рабочих совещаний, так и в направленных администрацией в АО «ПМК №8» письмах на необходимость представления актов приемки выполненных работ не свидетельствует о надлежащем контроле за исполнением контракта, поскольку ни протокола совещаний, ни письма не содержат информацию о соблюдении сроков выполнения отдельных этапов работ, выявлении причин отклонений от графика и принятии администрацией каких-либо предусмотренных законом и контрактом в связи с этим конкретных действенных мер воздействия.
Также правомерным является указание в представлении прокурора на отсутствие ограждения по периметру строительной площадки, поскольку обустройство строительной площадки является обязанностью генерального подрядчика, установленной муниципальным контрактом (п.4.3.10 муниципального контракта), контроль за исполнением которого осуществляется администрацией как заказчиком по контракту.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворении административного искового заявления администрации Цивильского района Чувашской Республики не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Цивильского района Чувашской Республики к Прокуратуре Цивильского района Чувашской Республики о признании недействительным представления прокурора Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Решение изготовлено в окончательной форме 09 октября 2017 года.
Председательствующий, судья А.Н. Владимиров