ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-603/202211АВГУ от 11.08.2022 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-603/2022 11 августа 2022 г.

29RS0010-01-2022-001081-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,

при секретаре Большаковой И.В.,

с участием административных истцов Мизина П.Л. и Салюк Г.А., представителя административных истцов Козенкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 11.08.2022 административное дело по административному исковому заявлению Мизина П. Л., Салюк Г. А. и Зайцевой С. В. к Городской Думе городского округа Архангельской области «Город Коряжма» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Мизин П.Л., Салюк Г.А. и Зайцева С.В. обратились в Коряжемский городской суд с административным исковым заявлением к Городской Думе городского округа Архангельской области «Город Коряжма» о признании незаконным решения от 30.03.2022 № 349 «О безвозмездной передаче в государственную собственность Архангельской области из собственности муниципального образования «Город Коряжма» земельного участка с кадастровым ». В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что обжалуемое решение нарушает их права и законные интересы как жителей г. Коряжмы и Архангельской области, так как указанном земельном участке будет построен Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов. Кроме того, отчуждение спорного земельного участка повлечет за собой значительное уменьшение площади полигона твердых бытовых отходов.

Административный истец Зайцева С.В., административный ответчик Городская Дума городского округа Архангельской области «Город Коряжма», заинтересованные лица Правительство Архангельской области, Муниципальное унитарное предприятие г. Коряжмы Архангельской области «Полигон», акционерное общество «Архангельский экологический оператор», администрация городского округа Архангельской области «Город Коряжма», Министерство имущественных отношений Архангельской области и Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание административный истец не явился, административный ответчик и заинтересованные лица своих представителей не направили, ходатайство об отложении судебного заседания суду не предоставили.

Представитель административный истцов Козенков А.С. и административные истцы Мизин П.Л. и Салюк Г.А. полагали возможным рассмотреть дело при данной явке, просили удовлетворить административное исковое заявление по изложенным в нем доводам.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями ст. 124 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, участвуют муниципальные образования, от имени которых, в силу ч. 2 ст. 125 ГК РФ, своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260 ГК РФ).

Согласно Уставу городского округа Архангельской области «Город Коряжма» к вопросам местного значения муниципального образования «Город Коряжма» относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Коряжма» (ст. 5). Городская Дума является представительным органом муниципального образования «Город Коряжма» (ст. 7). К компетенции городской Думы помимо прочего относится установление порядка управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (ст. 19 ч. 12 п. 29).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно Положению о Городской Думе, принятому решением от 16.02.2012 № 331, в исключительной компетенции Городской Думы находится определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением городской Думы от 26.10.2006 № 271 принят Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Коряжма», согласно п. 3.1.11 которого к полномочиям Городской Думы муниципального образования «Город Коряжма» в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом относится направление предложений о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ). Так, ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от ... № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

В соответствии с пп. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Из исследованных письменных доказательств следует, что ранее городской округ Архангельской области «Город Коряжма» являлся собственником земельного участка с кадастровым , местоположением: Архангельская область, Котласский район, с/мо Черемушское. Согласно предоставленным суду доказательствам какие-либо иные объекты недвижимого имущества в пределах данного земельного участка не расположены.

В связи с поступлением соответствующего обращения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 01.03.2022, администрацией городского округа Архангельской области «Город Коряжма» подготовлен и внесен на рассмотрение Городской Думы городского округа Архангельской области «Город Коряжма» проект решения «О передаче о передаче земельного участка с кадастровым в государственную собственность Архангельской области». Данный проект рассмотрен на 57 очередной сессии Городской Думы шестого созыва городского округа Архангельской области «Город Коряжма» и принят большинством голосов (11 против 5 из 16 присутствующих).

Решением Городской Думы городского округа Архангельской области от 30.03.2022 № 349 принято решение о направлении предложения о безвозмездной передаче в государственную собственность Архангельской области из собственности муниципального образования «Город Коряжма» земельного участка с кадастровым номером », виды разрешенного использования: строительство полигона твердых бытовых отходов.

Распоряжением правительства Архангельской области от 14.04.2022 № 151-рп принято решение о передаче спорного земельного участка безвозмездно из муниципальной собственности городского округа Архангельской области «Город Коряжма» в государственную собственность Архангельской области.

В настоящий момент земельный участок с кадастровым передан в государственную собственность Архангельской области, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.

По мнению суда оспариваемое административными истцами решение принято уполномоченным на то органом в пределах полномочий, предоставленных законом.

Каких-либо доказательств того, что указанное решение Городской Думы городского округа Архангельской области «Город Коряжма» каким-либо образом нарушает права и интересы административных истцов последними суду не предоставлено.

Доводы административных истцов о том, что принятое административным ответчиком решение повлечет за собой прекращение деятельности полигона твердых бытовых отходов, негативно скажется на состоянии экологии, носят предположительный и вероятностный характер.

Реализация органом местного самоуправления предусмотренных законом правомочий по распоряжению находящимся в муниципальной собственности имуществом на права административных истцов не влияет, так как участниками возникших относительно спорного земельного участка правоотношений Мизин П.Л., Салюк Г.И. и Зайцева С.В. не являются.

Последующее использование спорного земельного участка относится к вопросам хозяйственной деятельности юридических лиц, порядок осуществления которой не относится к компетенции административных истцов.

При данных обстоятельствах заявленные административными истцами требования к Городской Думе городского округа Архангельской области «Город Коряжма» о признании незаконным решения от 30.03.2022 № 349 «О безвозмездной передаче в государственную собственность Архангельской области из собственности муниципального образования «Город Коряжма» земельного участка с кадастровым номером 29:07:180101:150», удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Мизина П. Л., Салюк Г. А. и Зайцевой С. В. к Городской Думе городского округа Архангельской области «Город Коряжма» о признании незаконным решения от 30.03.2022 № 349 «О безвозмездной передаче в государственную собственность Архангельской области из собственности муниципального образования «Город Коряжма» земельного участка с кадастровым номером 29:07:180101:150» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 11.08.2022.

Председательствующий А.П. Спиридонов