Дело № г. Дзержинск
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 января 2017 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Свешниковой М.В.,
при секретаре Пяшиной Е.А.,
с участием ФИО3, ФИО1 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации г. Дзержинска, Департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области о признании незаконными решений, обязании произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с указанным административным иском к Администрации г. Дзержинска, Департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области, мотивируя тем, что 22.08.2016г. она обратилась к главе Администрации г. Дзержинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся по адресам:
- <адрес> (кад№);
- <адрес> (кад№);
- <адрес> (кад№).
К заявлению были приложены следующие документы: схема расположения земельных участков № на кадастровом плане территории, подготовленная на бумажном носителе, копия паспорта заявителя, письмо из <данные изъяты><адрес> от 18.07.2016г.
В ответ на свое заявление она получила 18.10.2016г. от Администрации г. Дзержинска Нижегородской области письмо № от 13.10.2016г., в котором первый заместитель главы Администрации г. Дзержинска ФИО2 отказал ей в предварительном согласовании предоставления земельных участков, ссылаясь на письмо из Департамента градостроительного развития Нижегородской области (ДГРТ НО) № от 30.09.2016г., в котором ДГРТ НО отклонил от утверждения схему расположения земельных участков по вышеуказанным адресам.
Причинами для отказа в утверждении СРЗУ и предварительного согласования предоставления земельных участков обозначено, что на схеме не изображены: границы кадастрового квартала, ситуационный план с отображением местоположения ЗУ относительно границ кадастрового квартала с указанием улиц и т. д. (№), адрес земельного участка (указывается в штампе) (отсутствует Акт установления адреса ЗУ), красные линии, территории общего пользования, схема должна быть подготовлена на картографическом материале, включенном в картографо-геодезические фонды, штамп чертежа с указанием заявителя, изготовителя схемы, адреса ЗУ, номера схемы, ЗУЗ частично совпадает с местоположением земельного участка, образованным ранее.
ДГРТ НО решил, что вышеизложенное, согласно пп. 1, 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, является основанием для отказа в утверждении СРЗУ. Также, департамент считает целесообразным изготовление СРЗУ отдельно на каждый участок, а СРЗУ на несколько участков применима при образовании ЗУ путем раздела, объединения и перераспределения земельных участков.
С отказом в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории административный истец не согласна по следующим причинам:
- Граница кадастрового квартала на схеме частично присутствует, её нет в условных обозначениях, но в Приказе <данные изъяты> от 27 ноября 2014 г. № нет требования обязательного отображения данных границ. В п.6 Приказа перечислены необходимые сведения, которые должны быть отображены на СРЗУ, а именно: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.Другая, дополнительная информация может быть нанесена на СРЗУ, но это не является обязательным требованием.
- Ситуационный план также может быть изображен на СРЗУ либо по желанию заявителя, либо если он требуется для более точного ориентирования местоположения образуемого участка, при отсутствии рядом расположенных ориентиров. В данном случае имеются смежные земельные участки, границы которых определены и зафиксированы в соответствии с законодательством РФ, что в свою очередь исключает необходимость изображения ситуационного плана в мелком масштабе на СРЗУ.
- Адреса земельных участков указаны в СРЗУ относительно смежных существующих ЗУ. Адрес испрашиваемых ЗУ отсутствует ввиду того, что данные ЗУ ещё не образованы и им он ещё не присвоен. А для более точного ориентирования на схеме указаны координаты образуемых земельных участков в системе координат г. Дзержинска. Опять же, в Приказе <данные изъяты> от 27 ноября 2014 г. № нет требования с обязательным указанием точных адресов ЗУ.
- Не указаны красные линии и территории общего пользования, поскольку они, как и выше описанная информация, не обязательны для отображения в СРЗУ. По этому поводу говорится в письме от <данные изъяты> от 18.07.2016 №, и что отказ в утверждении СРЗУ по причине отсутствия на ней красных линий и территорий общего пользования является неправомерным. А поскольку в отказе не говорится о пересечении или наложении земельных участков на красные линии или территорию общего пользования, то данный пункт также считает неправомерным.
- Требование, что схема должна быть подготовлена на картографическом материале, включенном в картографо-геодезические фонды, тоже является неправомерным, поскольку в Приказе <данные изъяты> от 27 ноября 2014 г. № в п.7 написано: в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории** (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержание сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). В данном случае, информация в разделе КПТ 2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" присутствует и в СРЗУ нанесены рядом расположенные ЗУ и здания, что в свою очередь исключает необходимость в использовании картографического материала, включенного в картографо-геодезические фонды.
- Требование наличия штампа на схеме с указанием заявителя, изготовителя схемы, адреса ЗУ, номера схемы и ссылка на ГОСТ оформления чертежей (причём без номера) в отказе на утверждение СРЗУ являются неправомерными, потому что форма и формат схемы на бумажном носителе должны соответствовать п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ и Приказу <данные изъяты> от 27 ноября 2014 г. №, а не каким-либо чертёжным ГОСТам.
- С частичным совпадением ЗУЗ с ранее образованным участком ФИО3 согласна. Земельный участок, на который произошло наложение, ещё не стоял на кадастровом учете, когда она подготавливала СРЗУ. Его поставили на кадастровый учет 30.08.2016г. Таким образом, она не знала о его существовании. Но это является лишь поводом не утверждать месторасположение только ЗУЗ, а не всей СРЗУ, на которой присутствуют ещё два других участка.
- Административный истец не согласна с тем, что СРЗУ необходимо подготавливать на каждый участок отдельно, поскольку в ЗК РФ нет таких ограничений. Также пункты 4,5,6 косвенно предполагают навязывание платных услуг специализированных организаций или кадастровых инженеров, поскольку информации о красных линиях в открытом доступе нет, а её выдача в УАГ платная. Выдача картографического материала, например, выкопировки с городских планшетов, также платная. В случае отсутствия специализированного образования и чертежных программных технических средств, появляется необходимость привлечения специализированных организаций или кадастровых инженеров для оформления чертежей с оформлением штампа, присвоением номера схемы и ведением архива.
Согласно ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Ссылка в письме ДГРТ НО № от 30.09.2016 об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на пп.2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ некорректна, так как в данном случае отказать в утверждении можно только ЗУЗ.
Полагает, что у Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области отсутствовали основания для отказа ей в утверждении схемы расположения земельных участков ЗУ1 и ЗУ2 на кадастровом плане территории, а у Администрации г. Дзержинска отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления данных земельных участков.
Административный истец ФИО3 просит суд:
- Признать незаконным необоснованное увеличение срока рассмотрения ее заявления.
- Обязать Администрацию города Дзержинска Нижегородской области привести административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства» в соответствие с Земельным Кодексом РФ, а именно: в пункте 2.6 убрать подпункты 1 и 2, т.к. данные документы не обязательны в предоставлении к заявлению, а заявитель в праве предоставить эти документы по собственной инициативе, что описано ниже в этом же пункте; в подпункте 3 пункта 2.6 убрать слова - «утвержденная, в соответствии с законом Нижегородской области от 23.12.2014 № «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области», т.к. в ЗК РФ нет обязанности предварительно отдельно утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
- Признать незаконным отказ Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в утверждении схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории по следующим земельным участкам:
- <адрес> кад. №;
- <адрес> кад. №.
- Признать незаконным отказ Администрации города Дзержинска Нижегородской области в предварительном согласовании предоставления земельных участков, указанных в заявлении от 22.08.2016г.
- Обязать Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории по следующим земельным участкам:
- <адрес> кад. №.
- <адрес> кад. №.
- Обязать Администрацию города Дзержинска Нижегородской области опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о возможном предоставлении земельных участков согласно схемы размещения земельных участков №, на праве и для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельных участков от 22.08.2016г.
- Просит указать срок исполнения данного судебного решения для административных ответчиков.
В ходе судебного разбирательства в силу ст. 136 КАС РФ административные исковые требования ФИО3 к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании Администрации города Дзержинска Нижегородской области привести административный регламент предоставления муниципальной услуги в соответствие с ЗК РФ выделено в отдельное производство.
Административный истец ФИО3 в судебном заседании поддержала административные исковые требования, рассмотрение которых регламентировано главой 22 КАС РФ, в полном объеме.
Представитель Администрации г. Дзержинска Нижегородской области ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска ФИО3. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на административный иск, согласно которого, 22.08.2016г. в Администрацию г. Дзержинска поступило заявление от ФИО3 с просьбой направить в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент) схему расположения земельных участков.
26.08.2016г. Администрацией г. Дзержинска данная схема направлена на утверждение в уполномоченный орган.
30.09.2016г. Департамент письмом сообщил, что данная схема не соответствует требованиям законодательства (ст. 11.10 ЗК РФ, приказа <данные изъяты> от 27.11.2014 г. №, правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных <данные изъяты> от 19.11.2014 г. №) и требованиям ГОСТа, предъявляемым к оформлению чертежа.
После получения вышеуказанного письма, Администрация г. Дзержинска сообщила заявителю, что в результате отклонения Департаментом схемы, предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства» не предоставляется возможным.
Администрация г. Дзержинска осуществила действия по направлению схемы на утверждение в уполномоченный орган в установленные законом сроки и не допустила нарушения прав административного истца.
По требованию о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сообщил следующее.
В соответствии с п.п. 10 п. 4 ст. 2 Закон Нижегородской области от 23.12.2014 № «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (принят постановлением <данные изъяты> от 18.12.2014 №) <данные изъяты> осуществляет, в том числе, следующие полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области: - утверждает схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Департамент отказал административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка. Следовательно, продолжение процедуры предварительного согласования не предоставляется возможным.
По требованию об обязании разместить информацию в сети Интернет сообщил следующее: размещение информации о предоставлении земельного участка в официальных источниках опубликования и в том числе в сети Интернет является обязательным в силу закона и, следовательно, не требует возложения обязанности на основании решения суда.
На основании изложенного, Администрация г. Дзержинска просит суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление, где просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. В деле имеются возражения на административный иск, согласно которым просит в административном иске отказать по следующим основаниям:
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенно оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующий спорные отношения.
В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 2 Закона Нижегородской области пунктом 3.6.3 Положения о департаменте градостроительного развития территории Нижегородской области, утвержденным постановлением <данные изъяты> от 25.07.2007 №, <данные изъяты> в лице департамента градостроительного развития территории Нижегородской области принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случаях, установленных действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Как установлено частью 2 вышеназванной статьи подготовка схем расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документа территориального планирования, правил землепользования и застройки, проект планировки территории, землеустроительной документации, положения об особ охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрен государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционным программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом <данные изъяты> от 27.11.2014 № утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования к формату и форме такой схемы.
Согласно пункту 4 Требований к подготовке схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации (В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" к объектам землеустройства относятся кадастровые планы и кадастровые кварталы территорий); положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 5 Требований к схеме предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
Согласно шаблонам программных средств (<данные изъяты>) чертежи предусматривают наличие основной надписи, т.н. штампа чертежа, предусмотренного различными правилами оформления чертежей, установленных ГОСТ №, ГОСТ №, ГОСТ №, ГОСТ №, ГОСТ №. ГОСТ Р №, ГОСТ №. ГОСТ №, ГОСТ № и др.
В силу пункта 6 Требований к подготовке в схеме расположения земельного участка приводятся:
Пунктом 7 Требований к подготовке установлено, что в случае подготовки схем расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале кадастрового плана территории <1> (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных среде для отображения графической информации дополнительно в качеств картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картограф геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельною участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
01.09.2016г. в Департамент поступило обращение администрации города Дзержинска по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка с приложением заявления административного истца и схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории для принятия решения об утверждении.
Согласно информации, предоставленной в письме администрации города Дзержинска, подготовленная административным истцом схема расположения земельных участков № на кадастровом плане территории отклонена от учета в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Представленная схема расположения земельных участков № на кадастровом плане территории предусматривала образование трех земельных участков из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, под индивидуальное жилищное строительство.
При этом, в схеме расположения земельных участков № на кадастровом плане территории, в нарушение приведенных выше требований, отсутствовали сведения: о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; основной надписи чертежа с указанием адреса земельного участка; картографической основы; границы кадастрового квартала, в котором предусматривается образование трех земельных участков и ситуационный план с отображением местоположения земельных участков относительно границ кадастрового квартала.
Также в подготовленной административным истцом схеме расположения земельный участков № на кадастровом плане территории местоположение земельного участка ЗУ 3 частично совпадает с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (приказ департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 10.08.2016г. №).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее примятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 2 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Департаментом было отказано в утверждении представленной схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет за собой безусловности предоставления образуемых земельных участков без проведения торгов, отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца и доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца, а потому просит в удовлетворении требования о признании незаконным отказа департамента в утверждении схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории отказать.
Представитель заинтересованного лица КУМИ Администрации г.Дзержинска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление, где просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Правообладатель спорного участка, на который произошло наложение испрашиваемого ФИО3 участка, еще не определен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав позиции явившихся участников по делу, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст. 218 КАС РФ
1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ
8. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 22.08.2016г. ФИО3 обратилась к Главе Администрации г. Дзержинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся по адресам:
- <адрес> (кад№);
- <адрес> (кад№);
- <адрес> (кад№).
К заявлению были приложены следующие документы: схема расположения земельных участков № на кадастровом плане территории, подготовленная на бумажном носителе, копия паспорта заявителя, письмо из <данные изъяты>№ от 18.07.2016г.
26.08.2016г. Администрацией г. Дзержинска данная схема направлена на утверждение в уполномоченный орган.
30.09.2016г. Департамент письмом сообщил, что данная схема не соответствует требованиям законодательства (ст. 11.10 ЗК РФ, приказа <данные изъяты> от 27.11.2014 г. №, правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных <данные изъяты> от 19.11.2014 г. №) и требованиям ГОСТа, предъявляемым к оформлению чертежа.
После получения вышеуказанного письма, Администрация г. Дзержинска сообщила заявителю, что в результате отклонения Департаментом схемы, предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства» не предоставляется возможным.
Не согласившись с этим, ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным иском о признании незаконным необоснованное увеличение Администрацией г.Дзержинска срока рассмотрения ее заявления, о признании незаконным отказа Департамента градостроительного развития территории <адрес> в утверждении схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории по следующим земельным участкам: <адрес> кад. №; <адрес> кад. №, о признании незаконным отказа Администрации города Дзержинска Нижегородской области в предварительном согласовании предоставления земельных участков, указанных в заявлении от 22.08.2016г., об обязании Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории по следующим земельным участкам: <адрес> кад. №; <адрес> кад. №, об обязании Администрацию города Дзержинска Нижегородской области опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о возможном предоставлении земельных участков согласно схемы размещения земельных участков №, на праве и для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельных участков от 22.08.2016г., указать срок исполнения данного судебного решения для административных ответчиков.
В обоснование своих требований ФИО3 указала на нарушение Администрацией г.Дзержинска 30-дневного срока рассмотрения заявления, также считает, что законом не предусмотрено требование обязательного отображения на схеме границы кадастрового квартала, не предусмотрено необходимости изображения ситуационного плана в мелком масштабе на СРЗУ, не предусмотрено требования об обязательном указании точных адресов ЗУ, на схеме необязательно нанесение красных линий и территорий общего пользования, схема необязательно должна быть подготовлена на картографическом материале, включенном в картографо-геодезические фонды, нет требований об обязательном наличии на схеме штампа с указание заявителя, изготовителя схемы, адреса ЗУ, номера схемы, также нет требований о том, что СРЗУ необходимо подготавливать на каждый участок отдельно.
Суд полагает административные исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 2 Закона Нижегородской области пунктом 3.6.3 Положения о департаменте градостроительного развития территории Нижегородской области, утвержденным постановлением <данные изъяты> от 25.07.2007 №, <данные изъяты> в лице департамента градостроительного развития территории Нижегородской области принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случаях, установленных действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Как установлено частью 2 вышеназванной статьи подготовка схем расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документа территориального планирования, правил землепользования и застройки, проект планировки территории, землеустроительной документации, положения об особ охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрен государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционным программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом <данные изъяты> от! 27.11.2014 № утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования к формату и форме такой схемы.
Согласно пункту 4 Требований к подготовке схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации (В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. № "О землеустройстве" к объектам землеустройства относятся кадастровые планы и кадастровые кварталы территорий); положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 6 Требований к подготовке в схеме расположения земельного участка приводятся:
Пунктом 7 Требований к подготовке установлено, что в случае подготовки схем расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале кадастрового плана территории <1> (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качеств картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельною участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
01.09.2016г. в Департамент поступило обращение администрации города Дзержинска по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка с приложением заявления административного истца и схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории для принятия решения об утверждении.
Представленная схема расположения земельных участков № на кадастровом плане территории предусматривала образование трех земельных участков из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, под индивидуальное жилищное строительство.
При этом, в схеме расположения земельных участков № на кадастровом плане территории, в нарушение приведенных выше требований, отсутствовали сведения: о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; основной надписи чертежа с указанием адреса земельного участка; картографической основы; границы кадастрового квартала, в котором предусматривается образование трех земельных участков и ситуационный план с отображением местоположения земельных участков относительно границ кадастрового квартала.
Также в подготовленной административным истцом схеме расположения земельный участков № на кадастровом плане территории местоположение земельного участка ЗУ 3 частично совпадает с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (приказ департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 10.08.2016г. №).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее примятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 2 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Департаментом было отказано в утверждении представленной ФИО3 схемы расположения земельных участков № на кадастровом плане территории.
Суд полагает данный отказ в утверждении схемы расположения земельных участков законным и обоснованным.
Доводы административного истца ФИО3 о незаконности данного отказа, поскольку, по ее мнению, Департамент должен был ей отказать только в утверждении ЗУ3, а не в утверждении всей схемы, и обязании Департамент утвердить ее схему расположения 3 земельных участков частично, то есть в отношении только 2 земельных участков, с учетом того обстоятельства, что 1 из 3 участков действительно частично совпадает с местоположением другого участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения этого участка, - суд полагает несостоятельными, поскольку доводы о незаконности отказа в утверждении ее схемы основаны на ошибочном толковании норма права (при этом письма должностных лиц министерства к нормам права не относятся), а довод о возможном частичном утверждении единой схемы расположения трех земельных участков в части только двух земельных участков или отказе в утверждении только ЗУ3, - несостоятелен, поскольку действующее законодательство не содержит положений об утверждении схемы в части; схема (а не отдельно взятый из схемы земельный участок) либо утверждается, либо не утверждается, поскольку схема единая в отношении всех трех участков.
Доводы ФИО3 о нарушении Администрацией г.Дзержинска сроков рассмотрения ее заявления, суд также полагает несостоятельными, поскольку после поступления заявления ФИО3 в Администрацию г.Дзержинска о направлении схемы расположения земельных участков на утверждение в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области и предварительном согласовании предоставления ей на праве собственности без проведения торгов указанных земельных участков, в течение 4 дней Администрацией г.Дзержинска схема была направлена на утверждение в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, 06.10.2016г. Администрация г.Дзержинска получила ответ из департамента, что схема не утверждена, как не соответствующая требованиям законодательства. В течение 5 рабочих дней, то есть 13.10.2016г., Администрацией г.Дзержинска ФИО3 был дан ответ (не отказ в предварительном согласовании) о том, что Департамент отклонил от утверждения ее схему, а потому предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства» не предоставляется возможным. Таким образом, права и законные интересы ФИО3 «на личное время» в данном случае не нарушены, поскольку срок, установленный Административным Регламентом предоставления муниципальной услуги не нарушен (п. 2.4 - не более 90 дней); ранее, чем получен ответ из Департамента, Администрация г.Дзержинска не могла подготовить, в свою очередь, ответ ФИО3, при этом доводы административного истца о том, что Администрация г.Дзержинска должна была работать совместно с Департаментом и контролировать срок рассмотрения Департаментом вопроса об утверждении схемы, не основан на нормах действующего законодательства. Кроме того, получив ответ из Администрации и не согласившись с ним, ФИО3 беспрепятственно обратилась в суд с настоящим административным иском, что также свидетельствует о том, что ее права и законные интересы не нарушены. Таким образом, со стороны Администрации г.Дзержинска необоснованного увеличения срока рассмотрения заявления ФИО3 не допущено, отказ Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в утверждении схемы расположения земельных участков является законным и обоснованным, отказ Администрации г.Дзержинска в предварительном согласовании предоставления земельных участков - письмо о невозможности предоставления муниципальной услуги от 23.10.2016г. № - также является законным и обоснованным, не нарушающими прав и законных интересов административного истца, а потому требования ФИО3 об обязании Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории по следующим земельным участкам: <адрес> кад. №; <адрес> кад. №, об обязании Администрацию города Дзержинска Нижегородской области опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о возможном предоставлении земельных участков согласно схемы размещения земельных участков №, на праве и для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельных участков от 22.08.2016г., с указанием срока исполнения данного судебного решения для административных ответчиков - также являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежащими
На основании ст. 227 КАС РФ:
2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм права, суд полагает, что административное исковое заявление ФИО3 к Администрации г. Дзержинска, Департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области о признании незаконным необоснованного увеличения Администрацией г.Дзержинска срока рассмотрения заявления, признании незаконным отказа Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в утверждении схемы расположения земельных участков, признании незаконным отказа Администрации г.Дзержинска в предварительном согласовании предоставления земельных участков; обязании Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области утвердить схему расположения земельных участков, и, как следствие, обязании Администрации г.Дзержинска опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о возможном предоставлении земельных участков незаконным решения, - не подлежит удовлетворению. Соответственно, срок исполнения данного решения не подлежит указанию в резолютивной части решения, поскольку данный срок устанавливается только в случае удовлетворения исковых требований в части обязания административных ответчиков совершить определенные действия.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.ст. 14, 62, 95, 180, 218, 226, 227, 228 КАС РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, Департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области о признании незаконным необоснованного увеличения Администрацией г.Дзержинска срока рассмотрения заявления, признании незаконным отказа Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в утверждении схемы расположения земельных участков, признании незаконным отказа Администрации г.Дзержинска в предварительном согласовании предоставления земельных участков; обязании Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области утвердить схему расположения земельных участков, обязании Администрации г.Дзержинска опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о возможном предоставлении земельных участков - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную Коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья п/п М.В. Свешникова
Копия верна. Судья - Секретарь -