Дело № 2а-6120/2023 УИД 53RS0022-01-2023-006366-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при секретаре Гришуниной В.В.,
с участием административного истца Соколовса А., представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области Масленниковой Е.А., представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Новгородской области Тюлюлюсова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовса ФИО12 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержании под стражей в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года, взыскании компенсации морального вреда и упущенной выгоды,
установил:
Соколовс ФИО13 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержании под стражей в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что с 06 февраля 2020 года по 16 июля 2020 года административный истец содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области (далее также Учреждение). Истец указывает, что условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области существенно ухудшают положение осуждённого и заключаются в следующем:
- Постоянное содержание в запираемой камере без дневного освещения и в условиях постоянного психологического напряжения связанного с необходимостью общения в замкнутом коллективе;
- Необходимость при движении держать руки назад за спиной;
- Невозможность пользоваться обувью со шнурками;
- Невозможность иметь при себе часы и ориентироваться во времени;
- Невозможность долгосрочных свиданий;
- Крайняя затруднённость телефонных звонков;
- Невозможность совершения прогулок нормальной продолжительности, в том числе на открытом воздухе и на площадке нормального размера;
- Возможность мыться один раз в неделю;
- Необходимость постоянно находиться в камере площадью 12 квадратных метров с курильщиками;
- Невозможность пользоваться магазином чаще, чем два раза в месяц;
- Невозможность пользоваться библиотекой в нормальном объёме;
- В соответствии с ответом в СИЗО нормативы питания также отличаются от нормативов исправительной колонии.
Соколовс А. указывает на то, что во время содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области был лишен возможности работать и получать заработную плату. Исходя из изложенного, административный истец просит признать условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области несоответствующими нормам, и взыскать с ответчиков 30 000 руб. упущенной выгоды и 100 000 руб. компенсации морального вреда, а всего взыскать 130 000 руб.
В дальнейшем административный истец исковые требования уточнил и просил признать условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области несоответствующими нормам, и взыскать с ответчиков 12 130 руб. упущенной выгоды и 100 000 руб. компенсации морального вреда, а всего взыскать 121 130 руб.
Определением судьи от 01 сентября 2023 года к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Новгородской области.
Административный истец Соколовс А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержал по мотивам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области Масленникова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала по мотивам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Новгородской области Тюлюлюсов А.Г. в судебном заседании считал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом из письменных материалов дела, материалов уголовного дела № 1-18/2020 и объяснений сторон установлено, что приговором Новгородского районного суда Новгородской области от 06 февраля 2020 года Соколовс А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание. В соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного Кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Соколовсу А. наказание в виде лишения свободы на срок 03 года 06 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима. В отношении Соколовса А. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу на период до вступления приговора в законную силу. Соколовс А. взят под стражу в зале суда.
Указанный приговор суда был обжалован в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Новгородского областного суда от 17 июня 2020 года приговор Новгородского районного суда Новгородской области от 06 февраля 2020 года изменен, исключена из приговора ссылка на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, копию карточки с образцами подписей и оттиска печати, копию приказа об установлении оклада Соколовсу А. как на доказательства виновности осужденного Соколовса А. В остальной части этот же приговор оставлен без изменения.
20 июня 2020 года от защитника в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания.
07 июля 2023 года от Соколовса А. поступили замечания на протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции, которые удовлетворены частично постановлением судьи Новгородского областного суда от 09 июля 2023 года.
Уголовное дело возращено в суд апелляционной инстанции 14 июля 2020 года.
16 июля 2020 года в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области направлено распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора в отношении Соколовса А.
16 июля 2020 года Соколовс А. был переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок)
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Порядка осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания администрацией следственного изолятора.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец ссылался на то, что с даты вступления приговора в законную силу он должен был содержаться в исправительной колонии общего режима, порядок и условия содержаний в которой значительно отличаются от режима содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, в связи с чем его права и законные интересы были нарушены бездействием ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области.
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области не было допущено нарушение требований закона и прав Соколовса А. в части несвоевременного направления осужденного для отбывания наказания, поскольку о дате вступления в законную силу приговора суда, вынесенного в отношении административного истца и наделившего его статусом осужденного, административный ответчик узнал лишь 16 июля 2020 года, получив в указанную дату надлежащим образом заверенную копию приговора Новгородского районного суда Новгородской области от 06 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Новгородского областного суда от 17 июня 2020 года, а также распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приговора.
Ссылка административного истца на постановление Валдайского районного суда Новгородской области от 02 сентября 2021 года, которое, по мнению Соколовса А., имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего дела и установления виновных действий административного ответчика, не может быть принята судом в связи со следующим.
В силу положений части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
В постановлении Валдайского районного суда Новгородской области от 02 сентября 2021 года разрешалось ходатайство административного истца о зачете времени содержания в следственном изоляторе в срок лишения свободы, каких-либо обстоятельств, которые в силу положений части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть приняты судом в качестве доказательств бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, в указанном постановлении не имеется.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судом не установлено, действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области полностью соответствуют вышеприведенным положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Порядка, бездействия со стороны административных ответчиков в части несвоевременного направления осужденного для отбывания наказания не имелось.
Административным истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года, заключающихся в следующем:
- содержанием в запираемой камере без дневного освещения и в условиях постоянного психологического напряжения, связанного с необходимостью общения в замкнутом коллективе;
- необходимостью при движении держать руки назад за спиной;
- невозможностью пользоваться обувью со шнурками;
- невозможностью иметь при себе часы и ориентироваться во времени;
- невозможностью долгосрочных свиданий;
- крайней затруднённостью телефонных звонков;
- невозможностью совершения прогулок нормальной продолжительности, в том числе на открытом воздухе и на площадке нормального размера;
- возможностью мыться один раз в неделю;
- необходимостью постоянно находиться в камере площадью 12 квадратных метров с курильщиками;
- невозможностью пользоваться магазином чаще, чем два раза в месяц;
- невозможностью пользоваться библиотекой в нормальном объёме;
- несоответствием нормативов питания нормативам питания в исправительной колонии.
Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 3, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона N 103-ФЗ закреплено, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Федерального закона, основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно части первой статьи 16 названного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Исходя из статьи 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В период пребывания Соколовса А. в Учреждении действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила).
Согласно названным выше Правилам в Учреждении устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Лица, содержащиеся в следственных изоляторах, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).
Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
Согласно правилам поведения подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (приложение № 1 к Правилам) подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад.
Указанная в абзаце 15 пункта 3 приложения N 1 к Правилам обязанность при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад - относится к порядку содержания под стражей, соответствует требованиям закона, согласно которому правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей устанавливаются Правилами внутреннего распорядка (часть третья статьи 16 Федерального закона № 103-ФЗ).
Приложение N 2 к Правилам устанавливает перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету.
Шнурки для обуви и наручные часы в указанном перечне не значатся.
Порядок предоставления свиданий в Учреждении регламентирован Федеральным законом № 103-ФЗ, а также вышеназванными Правилами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 17 названного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое (часть 3). Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно (часть 4).
Правила в пунктах 139 - 143 регламентируют порядок таких свиданий, предусматривая, что на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также документов, удостоверяющих личность, начальник СИЗО либо лицо, его замещающее, дает письменное указание о разрешении свидания, после чего отдает распоряжение дежурному помощнику о его проведении. На свидания допускаются одновременно не более двух взрослых человек, они проводятся под контролем сотрудников следственного изолятора в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую визуальному общению и переговорам, которые осуществляются через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками следственного изолятора.
Предоставление длительных свиданий лицам, содержащимся в следственных изоляторах, не предусмотрено вышеназванными положениями закона и Правил.
Согласно пункту 6 части второй статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
Пункт 150 Правил предусматривает, что подозреваемому или обвиняемому телефонные переговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией следственных изоляторах при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Разрешение действительно только на один телефонный разговор.
В соответствии с пунктом 134 Правил подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией следственных изоляторах с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере (пункт 137 Правил).
Пунктом 136 Правил внутреннего распорядка установлено, что прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Вопреки доводам административного истца согласно отзыву Учреждения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области имеются 40 прогулочных двориков, оборудованных прозрачными навесами от дождя, установлена скамейка, 10 прогулочных дворов оборудованы турниками, брусьями, баскетбольным кольцом. Все заключенные выводятся на прогулку ежедневно в соответствии с распорядком дня.
В соответствии с положениями пункта 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже одного раза в неделю, а смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не предусмотрено постоянное наличие горячей воды в камере. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Подозреваемым, обвиняемым и осужденным разрешено использование кипятильников заводского изготовления, и в каждой камере установлены дополнительные емкости для хранения питьевой воды.
Смена белья осуществлялась еженедельно после помывки, для гигиенических целей и стирки одежды имелся таз. Для подогрева воды в камере разрешалось использование электрокипятильника.
В силу статьи 32 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 33 того же Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Согласно предоставленных Учреждением информации, камеры, в которых содержался истец, оборудованы естественной приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с проектом здания; система вентиляции находится в исправном состоянии, возможность доступа свежего воздуха обеспечена, доступ к форточкам не затруднен.
В связи с тем, что нормами закона не предусмотрена обязанность администрации следственных изоляторов размещать курящих отдельно от некурящих, довод административного истца о нарушении его прав вследствие совместного содержания с курящими, при наличии в камерах приточно-вытяжной вентиляции и отсутствии информации о каких-либо неблагоприятных последствиях для него, не может быть расценен как нарушающий условия содержания под стражей.
Пунктами 59, 61, 65 Правил установлено, что подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине (ларьке) следственных изоляторах или в иных торговых точках при отсутствии в следственном изоляторе магазина (ларька); нормы отпуска одному лицу продуктов питания и иных товаров по ассортименту, количеству и весу устанавливаются администрацией следственных изоляторов по согласованию с территориальным учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, отпуск купленного товара производится не реже двух раз в месяц; при отсутствии в следственных изоляторах магазина (ларька) для приобретения необходимых товаров в торговой точке, расположенной вне следственного изолятора, на основании письменного заявления подозреваемых и обвиняемых ответственный сотрудник получает в подотчет требуемую сумму денег с их лицевых счетов из кассы финансовой части учреждения, выданные деньги списываются с подотчетного лица на основании авансового отчета и документов.
Указанные нормы не ограничивают прав административного истца, так как Федеральным законом № 103-ФЗ закреплено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, они вправе приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, другие промышленные товары, а на администрацию следственных изоляторах возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 13 части 1 статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.
Частью 4 статьи 23 названного закона предусмотрено, что в камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.
Согласно пунктам 41 и 48 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в числе прочего, издания периодической печати из библиотеки следственного изолятора. Издания периодической печати из библиотеки следственного изолятора выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными, принятые конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года, в пунктах 40 и 90 предусматривают, что каждое заведение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий заключенных и содержащую книги как развлекательного, так и образовательного содержания. Всех заключенных следует поощрять к пользованию библиотекой. Все подследственные заключенные должны иметь возможность приобретать на собственные средства или за счет третьих лиц книги, газеты, письменные принадлежности и другие предметы, позволяющие им проводить время, при условии, что они совместимы с интересами отправления правосудия, требованиями безопасности и нормальным ходом жизни в заведении.
Как следует из сведений, представленных Учреждением, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области имеется библиотечный фонд, который пополняется за счет безвозмездной передачи книг и журналов граждан, сотрудников в фонд библиотеки. Указанные книги выдаются подозреваемым и обвиняемым по заявлениям. Обмен книг и журналов из библиотеки Учреждения осуществляется не реже одного раза в 10 дней.
Согласно пункту 44 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Такая норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205.
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливающий основные принципы планирования, обеспечения продовольствием исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, организации питания в учреждениях УИС в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами питания утвержден Приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696.
Судом установлено, что при содержании Соколовса А. ему обеспечивалось бесплатное трехразовое горячее питание в соответствии с утвержденными нормами, пища лицам, содержащимся в Учреждении, выдавалась доброкачественная и достаточной калорийности, ежедневно медицинскими работниками снимались пробы, запретов на ее выдачу не было, питание административному истцу было организовано в соответствии Минимальными нормами питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.
По информации Учреждения, рацион питания разнообразный, норма питания распределяется по энергетической ценности между приемами пищи. Еженедельно составляются меню-раскладки по каждой норме питания, а также их калорийности. Одни и те же блюда не повторяются более двух-трех раз в неделю. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Для организации питания осужденных заготовка свежего картофеля и овощей произведена в полном объеме, исходя из потребности в данном виде довольствия. Мясо, рыба, маргариновая продукция, растительное и сливочное масло выдается довольствующимся ежедневно без замен. Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником отдела интендантского и хозяйственного обеспечения совместно с заведующей столовой, суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до осужденных, подозреваемых и обвиняемых в полном объеме без замен, хлеб выдается к каждому приему пищи. В рационе питания имеется: мясо, рыба, молоко, яйцо куриное, крупы в ассортименте, овощи, сухофрукты, кисель витаминизированный. Выдача свежих фруктов, кофе нормативными документами не предусмотрено. Пища приготавливается за 20-30 минут до начала раздачи и выдается в сроки, не превышающие двух часов с момента ее готовности, доставляется в термосах или другой герметически закрывающейся посуде.
Доводы Соколовса А. о качестве предоставляемого в Учреждении питания носят субъективный характер.
Кроме того, жалоб от административного истца на недостатки организации питания и на качество пищи в период его содержании в Учреждении не поступало, фактов отказа от пищи в связи с ее качеством в Учреждении не зафиксировано.
Медицинских показаний по назначению Соколовсу А. дополнительного питания не в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области не было.
В силу пунктов 1, 2, 8 части первой статьи 36 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей.
В следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Лица, содержащиеся в следственных изоляторах, относятся к категории лиц, права которых ограничены законом, согласно которому они обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законом и Правилами.
Указанные выше ограничения и запреты, которые административный истец считает нарушающими его права, относятся к порядку содержания под стражей, соответствуют требованиям закона. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми названных правил поведения обусловлено требованиями режима, включая обеспечение изоляции, позволяет сотрудникам следственных изоляторах контролировать действия таких лиц, соблюдать меры по обеспечению личной безопасности как подозреваемых и обвиняемых, так и администрации следственных изоляторах и ее сотрудников, предотвращать правонарушения в местах содержания под стражей.
Доводы административного истца о несоответствии таких указанных выше нормативных положений закону мотивированы его несогласием с самим перечнем.
Каких-либо доказательств, что он в период содержания в Учреждении обращался с жалобами или заявлениями на нарушение условий его содержания, в материалах дела не имеется и административным истцом суду не предоставлено.
Указанные запреты и действия сотрудников Учреждения не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
Учитывая, что судом в ходе рассмотрения настоящего административного искового заявления установлено, что администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области не было допущено нарушение требований закона и прав Соколовса А. в части несвоевременного направления осужденного для отбывания наказания, в связи с чем он в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года продолжал содержаться в Учреждении, тогда как срок отбывания им наказания установлен судом - исправительная колония общего режима, нарушений условий содержания под стражей со стороны Учреждения в указанный период не установлено, требования Соколовса А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Требования административного истца о взыскании с административных ответчиков упущенной выгоды в связи с лишением его возможности в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года работать и получать заработную плату, также не подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона № 103-ФЗ при наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем.
В соответствии с пунктом 106 Правил, подозреваемые и обвиняемые, изъявившие желание трудиться, пишут заявление на имя начальника следственного изолятора либо лица, его замещающего, который обязан не позднее чем в трехдневный срок рассмотреть его и принять соответствующее решение. При отсутствии в учреждении возможности трудоустроить подозреваемых и обвиняемых им даются соответствующие разъяснения. Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после производства удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.
Из объяснений представителей административных ответчиков следует, что при наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем. В целях привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду следственные изоляторы могут осуществлять собственную производственную деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Вместе с тем в период содержания Соколовса А. в Учреждении и в настоящее время производственная деятельность в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России не ведется, что исключает возможность привлечения к труду на оплачиваемых работах подозреваемых и обвиняемых из состава спецконтингента учреждения. На оплачиваемые работы могут быть трудоустроены только осужденные по хозяйственному обслуживанию учреждения. На основании вышеизложенного трудоустройство подозреваемых и обвиняемых на оплачиваемые работы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России возможно только после соблюдения вышеуказанных условий для трудоустройства в отряд хозяйственного обслуживания учреждения.
Учреждение не наделено функцией исправительного учреждения (колонии), кроме осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию, оставленных в учреждении для выполнения хозяйственных работ, нарушений законности по отношению к истцу сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области не выявлено. Доказательств обращения Соколовса А. с заявлением о трудоустройстве не представлено.
Административный истец не привел достаточных доказательств перенесенных им физических и нравственных страданий, не представил суду доказательств причинения вреда и причинно-следственной связи между его не трудоустройством и наступлением для него каких-либо негативных последствий, и нравственных страданий в связи с этим.
Рассматривая возражения представителей административных ответчиков о пропуске Соколовсом А. срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
При этом в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), Верховным Судом Российской Федерации приведен анализ Европейского Суда по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где также указано, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения. Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения.
Анализ приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 года).
В данном случае, несмотря на то, что из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области Соколовс А. убыл 16 июля 2020 года, а с настоящим административным иском обратился в суд в 31 августа 2023 года, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный истец до 01 июня 2023 года отбывал наказание в местах лишения свободы.
При указанных обстоятельствах суд считает, что основания для отказа в удовлетворении заявленных требований по основанию пропуска установленного срока обращения в суд отсутствуют.
Вместе с тем, по смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Соколовса ФИО14 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержании под стражей в период с 17 июня 2020 года по 16 июля 2020 года, взыскании компенсации морального вреда и упущенной выгоды – оставить без удовлетворения.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2023 года.