ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-612/19 от 25.03.2019 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года <адрес>

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Александровой Т.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации ФИО2 округа Самара, Департаменту градостроительства ФИО2 округа Самара, Главе администрации ФИО2 округа Самара об обязании принять решение и организовать проведение публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки,

установил:

ФИО1 обратилась в Железнодорожный районный суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара об обязании принять решение и организовать проведение публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, в обоснование своих требований указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 118 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности. К земельному участку примыкает земельный участок площадью 22 кв.м, который находится в муниципальный собственности. Она решила оформить присоединение этого участка к основному участку путем перераспределения земель, о чем ДД.ММ.ГГГГ подала соответствующее заявление в Департамент градостроительства г.о. Самара. Распоряжением руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, ссылаясь на то, что земельный участок расположен в зоне предприятий и складов <данные изъяты> классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1), в связи с чем использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует основным разрешенным видам использования земельного участка в зоне ПК-1. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила застройки и землепользования в <адрес> в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком». ДД.ММ.ГГГГ она направила напоминание о рассмотрении обращения, на которое поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ее заявление будет предметом рассмотрения в ходе публичных слушаний. В <данные изъяты> по телефону ей сообщили, что публичные слушания состоятся ДД.ММ.ГГГГ. На очередной ее звонок в феврале <данные изъяты> года ее заверили, что публичные слушания состоятся <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением, в котором уточнила характер изменений, просила изменить зону «ПК-1» на зону «Ж-2» и просила исключить сведения о том, что земельный участок находится в полосе отвода железной дороги. ДД.ММ.ГГГГ она получила из Департамента уведомление, что содержание ее заявления изменено. В конце ноября 2018 на ее телефонное обращение сотрудник Департамента сообщил, что информация о публичных слушаниях будет размещена на сайте. До настоящего времени слушания не состоялись. Просит обязать Главу администрации г.о.Самара до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о проведении публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план; проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила землепользования и застройки. Обязать Департамента градостроительства г.о. Самара организовать публичные слушания по указанным вопросам.

В ходе досудебной подготовки по инициативе суда к участию в процессе в качестве административного соответчика привлечен Глава администрации г.о. Самара.

В судебное заседание административный истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В ходе предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнил, что ФИО1 в ответ на ее обращения не уведомляли о том, что с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки следует обращаться в Комиссию по застройке и землепользованию, создаваемую при Главе г.о. Самара.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска просил отказать, ссылаясь на то, что бездействие Главой администрации г.о.Самара и Департаментом градостроительства г.о.Самара не допущено. На заявления ФИО1 давались ответы. В целях подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Гипрогор», о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомили заявителя. Кроме того, с момента получения заявителем ответа от ДД.ММ.ГГГГ прошло более трех месяцев, в связи с чем заявителем пропущен срок на обращение с административным иском.

Представитель административных ответчиков Администрации г.о. Самара и Главы администрации г.о. Самара, уведомленный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административных ответчиков ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что все обращения ФИО1 были адресованы в Департамент градостроительства г.о.Самара. В установленном законом порядке с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в Комиссию по застройке и землепользованию, создаваемую при Главе г.о.Самара, ФИО1 не обращалась, в связи с чем бездействия со стороны Главы г.о.Самара отсутствуют. Глава принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении после получения рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки публикуется в СМИ. После получения проекта правил глава принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту. Организатором публичных слушаний является Департамент градостроительства г.о.Самара, который заключил муниципальный контракт в целях внесения изменений в Генеральный план и Правила, о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомил заявителя. Поскольку бездействия административными ответчиками не допущены, права и законные интересы административного истца не нарушены, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленного административного иска следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ФИО1 просит признать незаконными бездействия Главы администрации г.о.Самара и Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившееся в непринятии решения о проведении и проведении публичных слушаний.

Административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", под бездействием следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом, обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, что привело к нарушению прав и законных интересов заинтересованного лица.В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).

В силу ч. 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса РФ, с проведением публичных слушаний. С предложениями о внесении изменений в правила землепользования и застройки вправе обращаться как органы местного самоуправления, так и физические и юридические лица в инициативном порядке (ч. 3 ст. 33 ГрК РФ).

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения физических лиц о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию.

Пунктом 3 Постановления Администрации городского округа Самара от 28.01.2010 N 64 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61" организация работы по подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, возложена на Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара, созданную на основании постановления Главы городского округа Самара от 09.02.2007 N 20 "О создании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара".

В силу ч. 4 ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).

В случае принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия такого решения, обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ).

Согласно ч. 11 ст. 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

В силу ч. 12, 13 ст. 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Положение "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Самара" утверждено Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2018 N 316 "Об утверждении Положения "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городском округе Самара".

Согласно пунктам 7.1., 7.5. Положения срок проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту генерального плана и проектам, предусматривающим внесение изменений в него, составляет не менее 1 (одного) месяца и не более 3 (трех) месяцев со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений (публичных слушаний) до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний).

Согласно пунктам 7.2., 7.5. Положения срок проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту правил землепользования и застройки срок проведения публичных слушаний составляет не менее 2 (двух) и не более 4 (четырех) месяцев со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний).

Решение о проведении общественных обсуждений (публичных слушаний) по проектам, предусмотренным абзацами вторым - пятым пункта 1.2 настоящего Положения, принимается Главой. Организатором общественных обсуждений (публичных слушаний) в данном случае является Департамент градостроительства городского округа Самара (п. 1.4).

Из административного иска и представленных заявлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-80), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-101), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106) следует, что все обращения ФИО1 о внесении изменений в генеральный план и Правила застройки и землепользования были адресованы руководителю Департамента градостроительства г.о.Самара, т.е. лицу, не уполномоченному готовить проект соответствующих изменений.

Несмотря на это, на все обращения ФИО1 приняты к рассмотрению.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с его нахождением в двух территориальных зонах (л.д. 77-78).

Заявление ФИО1 передано для рассмотрения в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара, где было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу заседания, Комиссией подготовлено заключения с рекомендациями Главе г.о.Самара отказать в рассмотрении на публичных слушаниях заявки ФИО1 в связи с несоответствием Генеральному плану г.о.Самара (л.д. 66-68).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил заявителю о заключении муниципального контракта на подготовку комплексного проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила и о передаче исполнителю контракта обращения заявителя для дальнейшей работы (л.д. 102).

На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым она просила внести изменения в свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ также направлен ответ о принятии ее обращения (л.д. 107).

Таким образом, судом установлено, что в порядке, предусмотренном выше приведенными требованиями закона с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила застройки и землепользования в Комиссию по застройке и землепользованию, создаваемую при Главе г.о.Самара ФИО1 не обращалась, а следовательно, каких-либо бездействий ни администрацией г.о.Самара, ни Главой администрации г.о.Самара не допущено.

Обращения ФИО1, поступившие в Департамент градостроительства г.о.Самара рассмотрены, заявителю направлены ответы, в связи с чем и данным ответчиком бездействий не допущено.

Основания для возложения на административных ответчиков обязанности по принятию решения о проведении и организации публичных слушаний отсутствуют, поскольку административным истцом не соблюден внесудебный порядок, предусмотренный выше приведенными требованиями закона, для разрешения вопросов о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Нарушений прав и законных интересов административного истца административными ответчиками не допущено.

При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации ФИО2 округа Самара, Департаменту градостроительства ФИО2 округа Самара, Главе администрации ФИО2 округа Самара об обязании принять решение и организовать проведение публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки – отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО2 областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья (<данные изъяты>) Т.В. Александрова

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Секретарь