ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6137/2023 от 08.11.2023 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., переводчике Изомовой Э.Д., при секретаре Дружининой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6137/2023 (УИД 38RS0001-01-2023-005019-59) по административному иску ФИО1 к прокуратуре ..., прокуратуре ... о признании действий (бездействия) незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к прокуратуре ..., в обосновании указав, что ** он направил в адрес административного ответчика обращение на родном узбекском языке о разъяснении порядка подачи жалобы в суд. ** им получен ответ от ** на русском языке, от чего ему не была понятна суть ответа. Со слов других осужденных ему стало известно, что ответчик не рассмотрел его обращение по причине обращения на узбекском языке. Полагает, что нарушено его право на обращение на родном языке, т.к. он является иностранным гражданином. Просит признать действия (бездействие) прокуратуры ... по не рассмотрению и не разрешению его обращения незаконным.

** определением Ангарского городского суда ... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура ....

Административный истец ФИО1, в судебном заседании, проведенном с использованием видео-конференц-связи, требования административного иска поддержал, по указанным в нем основаниям. Суду дополнил, что является гражданином Республики .... Его права нарушаются следственными органами и судом .... О чем именно было его обращение он не помнит, на сегодняшний день его обращение рассмотрено, им получен ответ на его обращение. Он хотел, чтоб ему помогли защитить его права. На территории ... органов, чьи действия он бы оспаривал, не имеется. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков прокуратуры ..., прокуратуры ...ФИО4, действующая на основании прав по должности и на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы письменных объяснений, суду дополнила, что на сегодняшний день обращение ФИО1 рассмотрено, дан ответ на узбекском языке. При этом, полагала, что прав и законных интересов административного истца не нарушено, т.к. все обращения ФИО1 не содержали сведений о нарушении его прав. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает, в том числе их правовую защиту при исполнении наказаний, гарантирует осужденным права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

При этом осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе обращаться с названными предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания (ч. 5 названной статьи).

Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 10 Закона № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Как следует из ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 утверждена и введена в действие Российской Федерации (далее - Инструкция).

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

Пунктом 6.5 Инструкции предусмотрено, что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Судом установлено:

Согласно справке по личному делу осужденного, ФИО1, гражданин Республики Узбекистан, осужден ** Советским районным судом ... (с учетом апелляционного определения ...вого суда от **) по ч.3 ст. 186 (40 эпиз.), ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 186 (2 эпиз.), ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 322, ч.3 ст. 69 УК РФ к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

** в прокуратуру ... поступило обращение ФИО1 от **, поданное на узбекском языке, следующего содержания «Суд не принимает мою жалобу, поскольку она написана на узбекском языке. Пожалуйста решите эту проблему». Перевод произведен переводчиком ФИО2

В ходе судебного заседания истец ФИО1 правильность перевода заявления подтвердил, при этом, не смог пояснить в связи с чем, жалоба не содержала указания на конкретные обстоятельства обращения (каким судом, какая жалоба не принимается), которые могли бы быть предметом прокурорской проверки.

** прокуратурой ... в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, согласно которого данное обращение не подлежит рассмотрению по существу, поскольку текст письменного обращения, изготовленный на узбекском языке без перевода на русский язык, не позволяет определить существо жалобы, в связи с чем, жалоба возвращена адресату. Также, предложено при новом обращении изложить факты о нарушениях на русском языке.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что обращение ФИО1 от ** рассмотрено в установленный законом срок, полномочным лицом, однако при этом, действия по рассмотрению указанного обращения не соответствуют нормам материального права, т.к. перед дачей ответа на обращение полномочное лицо прокуратуры ... было обязано принять меры по переводу обращения на русский язык в целях дачи полного ответа.

Частью 1 ст. 27 Закона предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Так, для правильного и верного рассмотрения обращения ФИО1 и установления причин обращения, административным ответчиком приняты меры по переводу обращений.

** прокуратурой ... в дополнение к ранее направленному ответу от **, сообщено, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за судами и судебными органами. Разъяснено право на обжалование принятых судом постановлений. Также указано, что обращение не содержит сведений о нарушении прав заявителя, также не указаны иные доводы, относящиеся к компетенции органов прокуратуры. Не указано о том, какими судебными постановлениями либо действиями (бездействием) должностных лиц конкретного суда нарушены права заявителя, предложено восполнить недостатки обращения.

** Прокуратурой ... получена расписка ФИО1 от **, на узбекском языке, следующего содержания «** я получил от вас ответ. Спасибо за объяснение. Если вы не сможете мне помочь, то отправьте мое заявление в компетентный орган». Перевод произведен переводчиком ФИО2

В ходе судебного заседания истец ФИО1 правильность перевода его расписки подтвердил, при этом, дополнил, что более в прокуратуру ... не обращался, дополнений к ранее поданному обращению не направлял, по какой причине не конкретизировал, кем именно допущено нарушение и в чем оно выразилось, указать не смог.

** прокуратурой ... в адрес ФИО1 направлен ответ, в котором указано, что обращение от ** не содержит сведений о нарушении прав заявителя со стороны правоохранительных органов, органов прокуратуры и суда. Разъяснено, что судебные постановления, вступившие в законную силу, проверяются в порядке кассационного производства путем обращения в Восьмой кассационный суд. Также разъяснено, что действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования обжалуются по месту производства предварительного расследования в прокуратуру и суд. Кроме того, разъяснено, что жалобы и иные обращения, содержащие доводы о нарушении прав, подлежат рассмотрению по территориальности, т.е. органами прокуратуры и судом, находящимся в .... Рассмотрение подобных обращений находится за рамками компетенции прокуратуры .... Учитывая, что обращение вновь не содержит сведений о том, какими судебными постановлениями либо действиями (бездействием) должностных лиц какого суда нарушены права заявителя, направить обращение для рассмотрения по подведомственности не представляется возможным.

Поскольку, как первоначальное обращение ФИО1 от **, так и его последующие обращения не содержали сведений о фактах нарушения его прав и свобод в результате незаконных действий (решений) каких-либо должностных лиц, то оснований для принятия мер прокурорского реагирования у прокуратуры ... не имелось. Следовательно, оспариваемые действия прокуратуры ... при рассмотрении обращения ФИО1 от ** хотя и были совершены с нарушением установленного порядка обращения, при этом прав и свобод административного истца не нарушили, а факт незаконного бездействия прокуратуры ... при рассмотрении обращения административного истца судом не установлен.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых истцом действий при рассмотрении обращения поданного на иностранном языке судом не установлена, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) прокуратуры ... при рассмотрении обращения ФИО1 от ** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Ягжова

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2023 года.