Дело №2а-613/2020
УИД 69RS0004-01-2020-000703-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бологое 21 октября 2020 года
Бологовский городской суд Тверской области в составе: судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С.,
с участием представителя заинтересованного лица - прокуратуры Тверской области Корниловой Н.В.,
представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Шишкевич В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Ажимова С.Ю. к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С., Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о признании незаконным отказа начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Ажимов С.Ю. обратился в суд с административным иском к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. о признании незаконным отказа начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Определением Бологовского городского суда Тверской области 25 сентября 2020 года на основании ст.221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, в качестве заинтересованных лиц – Дума ЗАТО Озерный Тверской области, Администрация закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, прокуратура Тверской области.
Административный иск мотивирован тем, что ДАТА Ажимов С.Ю. обратился с письменной жалобой в Управление, Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, в котором просил принять меры к отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Управления, зарегистрировавших дефектный Устав ЗАТО Озерный.
Поводом для обращения послужил тот факт, что описанные в главе 32 Устава ЗАТО Озерный Тверской области полномочия Главы ЗАТО Озерный, как следует из содержания п. 2 ст. 57 Устава ЗАТО Озерный, касаются будущего Главы ЗАТО Озерный, который будет избран из числа кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и применяются со дня вступления в должность вновь избранного Главы ЗАТО Озерный.
Пункт 2 ст.57: Положения Устава, устанавливающие полномочия Главы ЗАТО Озерный, председателя Думы ЗАТО Озерный вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования решения Думы ЗАТО Озерный о внесении соответствующих изменений в Устав ЗАТО Озерный и применяются со дня вступления в должность Главы ЗАТО Озерный, избранного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Именно такое толкование своих полномочий, а именно, содержания главы 32 Устава ЗАТО Озерный, дала Глава Озерный Я.Н.А. в Тверской областной суд в возражениях на административное исковое заявление Ажимова С.Ю. о признании недействующей главы 35 Устава ЗАТО Озерный.
Действующий Глава ЗАТО в соответствии с редакцией Устава ЗАТО Озерный от 2015 года был избран 15 октября 2015 года на безальтернативной основе из числа депутатов Думы ЗАТО Озерный и обладал полномочиями, изложенными в Уставе ЗАТО Озерный в редакции 2015 года.
Таким образом, в настоящее время полномочия действующего Главы ЗАТО Озерный в Уставе ЗАТО Озерный в редакции от 29.01.2018 г. № 2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГPH RU 693060002018001, не прописаны.
Данное обстоятельство свидетельствует о нахождении Главы ЗАТО Озерный вне правового поля, делает ничтожными, не влекущими правовых последствий, нормативные правовые акты Главы ЗАТО Озерный, подтверждает дефекты юридической техники Думы ЗАТО Озерный при принятии ею решений, свидетельствует о коррупции в органах юстиции и прокуратуры Тверской области.
Ответом от 29.05.2020 года Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Баркова Т.С. отказала в удовлетворении требований жалобы Ажимова С.Ю., указав в ответе:
В настоящее время действующий Глава ЗАТО Озерный правомерно исполняет полномочия, определенные статьей 32 Устава (в редакции решения Думы ЗАТО Озерный от 26.01.2015 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области» (зарегистрировано Управлением Минюста по Тверской области 09.02.2015 ТРИ 603060002015001).
Утверждение Начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. не соответствует ни действительным обстоятельствам дела, ни нормам материального права.
Решение Думы ЗАТО Озерный № 1 от 26.01.2015 года отменено решением Думы ЗАТО Озерный № 2 от 29.01.2018, как принятое по одному и тому же предмету ведения.
Законом установлено, что полномочия Главы муниципального образования устанавливаются законом и Уставом муниципального образования, а не решением представительного органа местного самоуправления.
Согласно ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в ЗАТО Озерный Тверской области у Главы ЗАТО Озерный с 2018 года отсутствуют какие-либо полномочия, что позволяет считать регистрацию Устава ЗАТО Озерный без прописанных полномочий главы муниципального образования незаконной.
Отказ 29 мая 2020 года Начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. в г. Твери от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. № 2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области нарушает право административного истца на обращение, гарантированное каждому ст. 33 Конституцией Российской Федерации, Ажимов С.Ю. неоднократно получал письменные ответы от должностного лица без полномочий, право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан; РФ»), пока же начальник Управления дезинформировала Ажимова С.Ю., нарушены его имущественные права как налогоплательщика, поскольку должностное лицо, местного самоуправления получает заработную плату без исполнения каких-либо полномочий.
Жалоба на отказ начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в административном порядке не подавалась, решение по ней не принималось.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
На основании изложенного, административный истец просит признать отказ начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. № 2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области незаконным и обязать его устранить допущенные нарушения.
Административный истец Ажимов С.Ю. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Баркова Т.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Шишкевич В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
Управление является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Тверской области. В соответствии с подпунктом 20 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
Согласно пункту 3 статьи 4 закона Российской Федерации от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции федерального закона от 03.07.2016 № 297-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании») глава закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с вышеуказанной нормой федерального законодательства частью 1 статьи 3 закона Тверской области от 27.11.2014 №93-30 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области» (в редакции закона Тверской области от 17.04.2017 № 27-30) установлено, что главы городских округов Тверской области закрытых административно-территориальных образований в соответствии с названным законом и уставом городского округа избираются представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию.
Исходя из положений абзаца первого части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведенных норм федерального и регионального законодательства 05.02.2018 в Управление для государственной регистрации поступило решение Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 29.01.2018 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области». Данным Решением внесены изменения, в том числе, в статью 32 Устава Думы ЗАТО Озерный Тверской области (далее - Устав), которыми изменяется порядок избрания и полномочия Главы ЗАТО Озерный, и, соответственно, в пункт 2 статьи 57 Устава, связанные с вступлением в силу и порядком применения положений Устава.
На основании части 2 статьи 4 федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.
При проведении правовой экспертизы решения установлено, что представленные для государственной регистрации решения документы отвечают требованиям статьи 3 федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», нарушения порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленного пунктом 1 части 3 статьи 28, пунктом 1 части 10 статьи 35, частями 4, 5 статьи 44 Федерального закона №131-Ф3, а также норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Тверской области, законам Тверской области, коррупциогенных факторов не выявлено. Оснований для отказа в государственной регистрации решения не имелось.
В соответствии с абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно абзацу третьему части 3.1 статьи 36 Федерального закона №131-Ф3 в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 40 названного Федерального закона решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, пункт 2 статьи 57 Устава, согласно которым положения Устава, закрепляющие порядок избрания Главы ЗАТО Озерный, вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования решения Думы ЗАТО Озерный о внесении соответствующих изменений в Устав ЗАТО Озерный и применяются после истечения срока полномочий Главы ЗАТО Озерный, избранного Думой ЗАТО Озерный из своего состава, отвечает требованиям федерального закона.
При внесении изменений в Устав в части установления переходных положений соблюдены все требования федерального и регионального законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 2 федерального закона от 03.07.2016 №297-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», вступившего в силу 04.07.2016, глава закрытого административно-территориального образования, избранный из состава представительного органа закрытого административно-территориального образования до дня вступления в силу названного федерального закона, продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий, в связи с чем действующий Глава ЗАТО Озерный правомерно исполняет полномочия, определенные статьей 32 Устава в редакции решения Думы ЗАТО Озерный от 26.01.2015 №1 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области» (зарегистрировано Управлением 09.02.2015 ГРН RU693060002015001), которое по данным реестра уставов муниципальных образований является действующим.
Управление при принятии решения о государственной регистрации решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 29.01.2018 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области» действовало в соответствии с нормами федерального законодательства.
Нормативный правовой акт может быть признан не действующим полностью или в части в судебном порядке.
Нормы Устава ЗАТО Озерный, закрепляющие полномочия Главы ЗАТО Озерный рассматривались в Тверском областном суде (решение № За-92/2020 от 22.05.2020), а также в Первом апелляционном суде общей юрисдикции (решение №66а-3749/2020), по результатам рассмотрения сделан вывод, что указанные положения Устава ЗАТО Озерный не противоречат Федеральному закону №131-Ф3.
На основании изложенного, доводы административного истца об отсутствии в Уставе полномочий действующего Главы ЗАТО Озерный и нахождении Главы ЗАТО Озерный вне правового поля Управление считает несостоятельными и основанными на неправильном толковании административным истцом норм федерального и регионального законодательства.
Жалоба от ДАТА, в которой административный истец просил принять меры к отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 №2, зарегистрированного 12.02.2018 ГРН RU693060002018001 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, а также привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников Управления, рассмотрена в установленный федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, в ответе на жалобу (исх. №... от 29.05.2020) даны разъяснения законодательства по поставленным в жалобе вопросам.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» гражданами и органами местного самоуправления может быть обжалован отказ в государственной регистрации устава муниципального образования
(муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, а также в судебном порядке. Отмена государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) территориальными органами Минюста России по жалобам граждан федеральным законом не предусмотрена.
В соответствии с частями 1, 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Административный истец в исковом заявлении указал, что отказ начальника Управления Минюста России по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 №2, нарушает его право на обращение, гарантированное каждому ст. 33 Конституции Российской Федерации, так как административный истец получал письменные ответы от должностного лица без полномочий, в связи с чем нарушены его имущественные права как налогоплательщика.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела-об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Административный истец не указал, каким нормативным правовым актам противоречит отказ начальника Управления Минюста России по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 №2, что повлекло, по мнению административного истца, нарушение его права на обращение и имущественных прав.
Учитывая вышеприведенные нормы федерального законодательства, Управление Минюста России по Тверской области считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Тверской области Корнилова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку обращение Ажимова С.Ю. начальником Управления Министерства юстиции России по Тверской области рассмотрено, ответ дан в установленный срок.
Представитель заинтересованного лица Думы ЗАТО Озерный ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения на административный иск. Решение Думы ЗАТО Озерный № 1 от 26.01.2015 г. отменено решением Думы ЗАТО Озерный № 2 от 29.01.2018 г., как принятое по одному и тому же предмету ведения, не состоятельны, в связи с тем, что решениями Думы ЗАТО Озерный от 26 января 2015 года № 1 и от 29 января 2018 года № 2 вносятся изменения в Устав ЗАТО Озерный Тверской области от 03 мая 2005 года, который зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области 27 декабря 2005 года RU693060002005001. Устав ЗАТО Озерный Тверской области, утверждённый решением Собрания депутатов ЗАТО Озерный Тверской области от 03 мая 2005 года, решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 26 января 2015 года № 1 и от 29 января 2018 года № 2 «О внесении изменений в Устав ЗАТО Озерный» приняты с соблюдением требований, установленных статьёй 28, частью 10 статьи 35, частями 4, 5, 6, 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица Администрации ЗАТО Озерный ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон по правилам ст.96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также исходя из положений ст.150 ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, выслушав, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, суд считает административный иск Ажимова С.Ю. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 12 мая 2020 года Ажимов С.Ю. обратился с письменной жалобой в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, в котором просил принять меры к отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Управления, зарегистрировавших дефектный Устав ЗАТО Озерный по тому основанию, что описанные в главе 32 Устава ЗАТО Озерный Тверской области полномочия Главы ЗАТО Озерный, как следует из содержания п. 2 ст. 57 Устава ЗАТО Озерный, касаются будущего Главы ЗАТО Озерный, который будет избран из числа кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и применяются со дня вступления в должность вновь избранного Главы ЗАТО Озерный.
Пункт 2 ст.57: Положения Устава, устанавливающие полномочия Главы ЗАТО Озерный, председателя Думы ЗАТО Озерный вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования решения Думы ЗАТО Озерный о внесении соответствующих изменений в Устав ЗАТО Озерный и применяются со дня вступления в должность Главы ЗАТО Озерный, избранного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Именно такое толкование своих полномочий, а именно, содержания главы 32 Устава ЗАТО Озерный, дала Глава Озерный Я.Н.А. в Тверской областной суд в возражениях на административное исковое заявление Ажимова С.Ю. о признании недействующей главы 35 Устава ЗАТО Озерный.
Действующий Глава ЗАТО в соответствии с редакцией Устава ЗАТО Озерный от 2015 года был избран 15 октября 2015 года на безальтернативной основе из числа депутатов Думы ЗАТО Озерный и обладал полномочиями, изложенными в Уставе ЗАТО Озерный в редакции 2015 года.
Таким образом, в настоящее время полномочия действующего Главы ЗАТО Озерный в Уставе ЗАТО Озерный в редакции от 29.01.2018 г. № 2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГPH RU 693060002018001, не прописаны.
Данное обстоятельство свидетельствует о нахождении Главы ЗАТО Озерный вне правового поля, делает ничтожными, не влекущими правовых последствий, нормативные правовые акты Главы ЗАТО Озерный, подтверждает дефекты юридической техники Думы ЗАТО Озерный при принятии ею решений, свидетельствует о коррупции в органах юстиции и прокуратуры Тверской области.
29.05.2020 года Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Баркова Т.С. по результатам рассмотрения данного обращения дала заявителю мотивированный ответ, со ссылками на применяемые нормы закона, согласно которому основания для отмены государственной регистрации решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 29.01.2018 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области», и основания для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников Управления, зарегистрировавших данное решение, отсутствуют.
Согласно ч. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Данный порядок установлен в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области.
Регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Федерации.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации; нарушение установленного Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав; наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.
Государственная регистрация устава муниципального образования является необходимым условием вступления устава в силу.
Судом установлено, что 05.02.2018 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области для государственной регистрации поступило решение Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 29.01.2018 № 2 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области» с приложением документов, определенных статей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (сведения об источниках и датах официального опубликования проекта Решения, протокол публичных слушаний № 1 от 26.01.2018, заключение о результатах публичных слушаний от 26.01.2018, выписка из протокола очередного заседания Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 29.01.2020).
Указанным решением внесены, в том числе, изменения в статью 32 Устава, которыми изменяется порядок избрания и полномочия Главы ЗАТО Озерный, и, соответственно, в пункт 2 статьи 57 Устава, связанные с вступлением в силу и порядком применения положений Устава.
При проведении правовой экспертизы решения было установлено, что представленные для государственной регистрации решения документы отвечают требованиям статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», нарушения порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленного пунктом 1 части 3 статьи 28, пунктом 1 части 10 статьи 35, частями 4, 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, а также норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не выявлено.
В соответствии с абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования поДлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно абзацу третьему части 3.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется, после истечения срока, полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления, в силу указанного закона субъекта. Российской Федерации. В силу части 4 статьи 40 названного федерального закона решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, пункт 2 статьи 57 Устава, согласно которым положения Устава, закрепляющие порядок избрания Главы ЗАТО Озерный, вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования решения Думы ЗАТО Озерный о внесении соответствующих изменений в Устав ЗАТО Озерный и применяются после истечения срока полномочий Главы ЗАТО Озерный, избранного Думой ЗАТО Озерный из своего состава, отвечает требованиям федерального закона.
При внесении изменений в Устав в части установления переходных положений, соблюдены все требования федерального и регионального законодательства.
В настоящее время действующий Глава ЗАТО Озерный исполняет полномочия, определенные статьей 32 Устава (в редакции, решения Думы ЗАТО Озерный от 26.01.2015 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный Тверской области» (зарегистрировано Управлением Минюста России по Тверской области 09.02.2015 ГРН 693060002015001).
Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд, отказывая в удовлетворении требований, исходит из того, что начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области действовал в пределах своих полномочий и административным ответчиком доказаны обстоятельства, имеющие значение, а также представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемый отказ в принятии мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 №2 принят в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из положений пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд отказывает Ажимову С.Ю. в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Ажимову С.Ю. в удовлетворении административного иска к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С., Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о признании незаконным отказа начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Барковой Т.С. от принятия мер по отмене регистрации Устава ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 29.01.2018 г. №2, зарегистрированного 12.02.2018 г., ГРН RU 693060002018001, в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.Н.Бондарева
Мотивированное решение составлено 28 октября 2020 года.
Дело №2а-613/2020
УИД 69RS0004-01-2020-000703-94