ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-615/19 от 15.05.2019 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

34RS0019-01-2019-000636-68

дело № 2а-615/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2019 года г. Камышин

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего Раптановой М.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № .... по .... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № .... по .... обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании с него обязательных платежей и санкций. Свои требования мотивирует тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС Росси № .... по ...., является плательщиком налога на имущество и плательщиком земельного налога.

По данным, поступившим в налоговый орган, инспекцией был начислен налог на имущество за 2014 г. в размере 854 рублей, земельный налог в сумме 697 рублей.

Налог на имущество был рассчитан налоговым органом с применением коэффициента-дефлятора, определенного Решением Камышинской городской Думой Волгоградской области от 11 ноября 2005 №88 «О налоге на имущество физических лиц», за объекты недвижимости: нежилое помещение, расположенное по адресу: ...., ....., .... (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ), и жилой дом, расположенный по адресу: .... (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ).

Земельный налог рассчитан с учетом положений Решения Камышинской городской Думой Волгоградской области от 17 ноября 2005 г. № 96 «О земельном налоге» за земельный участок, расположенный по адресу: .... (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ).

При этом налоговым органом учтено, что ФИО2 является инвалидом № .... группы с ДД.ММ.ГГГГ

Об уплате налога на имущество и земельного налога в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № .... от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку сумма налога налогоплательщиком уплачена не была, в силу ст. 69,70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № .... по .... было направлено налоговое требование № .... от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которое должником осталось без исполнения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 854 рубля, по уплате земельного налога в сумме 697 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования административного иска поддержала, пояснив, что направление налогового уведомления и требования в адрес ФИО2 подтверждается соответствующими почтовыми списками. Вместе с тем, после отмены судебного приказа и до настоящего времени задолженность по уплате налогов административным ответчиком в полном объеме не погашена.

Извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик ФИО2 надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно требований административного иска в адрес суда не направил.

Судом выполнена обязанность, предусмотренная ст. 96 КАС РФ, по извещению административного ответчика о необходимости его явки в суд путем направления судебной заказной корреспонденции по адресу его регистрации, подтвержденному сведениями органов ФМС. Вместе с тем, судебная корреспонденция возвращена в суд без вручения в связи с истечением срока хранения на почтовом отделении.

По правилам статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в пунктах 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

При этом, положение ст. 165.1 ГК РФ применяется к судебным извещениям и вызовам.

Как следует из материалов дела, судом и почтовой организацией были приняты все исчерпывающие меры для извещения административного ответчика о дате, времени и месте судебного заседания. Обеспечение получения почтовой корреспонденции по адресу своей регистрации является обязанностью лица и все риски и неблагоприятные последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции должно нести само лицо.

В данном случае в силу ст. 165.1 ГК РФ судебное извещение считается доставленными, поскольку оно не было вручено по обстоятельствам, зависящим от получателя – административного ответчика.

Доказательств того, что адрес регистрации административного ответчика не является адресом места его жительства на момент рассмотрения дела не представлено, данных о принятии им мер к информированию почтового отделения связи по месту жительства о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по фактическому адресу своего местонахождения, материалы дела не содержат.

Также суд отмечает, что административному ответчику достоверно известно о нахождении дела в суде, поскольку им ДД.ММ.ГГГГ получена копия административного иска, направленная налоговым органом в соответствии с положениями ч. 7 ст. 125 КАС РФ.

В свою очередь вся информация о рассмотрении административного дела размещена в сети Интернет на официальном сайте Камышинского городского суда Волгоградской области, что предоставляет возможность всем заинтересованным лицам своевременно отслеживать движение дела в суде и результате его рассмотрения.

Не располагая сведениями об уважительности причин неявки административного ответчика, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные требования содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно положениям главы 32 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статья 401 НК РФ к числу объектов налогообложения относит, в частности жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Порядок определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения определен положениями статей 402-404 НК РФ.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На основании ст. 390 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1, 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу положений ст. 393, 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.

Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (п. 5 ст. 54 НК РФ).

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 4 ст. 85 НК РФ).

В соответствии с п. 4 статьи 397, п. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что ФИО2, как собственник объектов недвижимости: нежилое помещение, расположенное по адресу: ...., ........ (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ), жилой дом, расположенный по адресу: .... (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ); земельный участок, расположенный по адресу: .... (дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ), является плательщиком налога на имущество и земельного налога.

ФИО2 согласно налоговому уведомлению № .... от ДД.ММ.ГГГГ был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 854 рублей и земельный налог за 2014 г. в сумме 697 рублей с указанием срока уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, налог на имущество был рассчитан с применением коэффициента-дефлятора, определенного Решением Камышинской городской Думой Волгоградской области от 11 ноября 2005 № 88 «О налоге на имущество физических лиц», где при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения до 300000 рублей применяется ставка налога 0,1%, а при стоимости свыше 300000 рублей до 500000 рублей – 0,3%.

Кроме того, при исчислении инспекцией налога на имущество учтены положения ст. 407 НК РФ, согласно п. 2 которой право на налоговую льготу имеют, в том числе инвалиды I и II групп инвалидности.

Частью 2 названной статьи установлено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Согласно представленной ФИО2 справке об инвалидности ему ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена № .... группа инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим ФИО2 предоставлена налоговая льгота по уплате налога на имущество в размере 111 рублей, что отражено в налоговом уведомлении.

Помимо этого, земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка (697338 рублей), с учетом положений Решения Камышинской городской Думой Волгоградской области от 17 ноября 2005 г. №96 «О земельном налоге», согласно которым, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, ставка земельного налога в отношении земельных участков под домами индивидуальной жилой застройки установлена в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости.

Здесь же следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Решения Камышинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, которой внесены изменения в абзац 9 подпункта 5.1 пункта 5 Решения Камышинской городской Думы Волгоградской области от 17 ноября 2005 г. № 96 «О земельном налоге», инвалиды I и II групп инвалидности освобождаются от налогообложения не ранее, чем с ДД.ММ.ГГГГ

В порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес ФИО2 направлялось требование № .... от ДД.ММ.ГГГГ об оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанных выше сумм недоимки.

Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.

Из приобщенных к материалам дела выписок из лицевых счетов налогоплательщика ФИО5 следует, что требования об уплате задолженности административным ответчиком не исполнены по настоящее время.

Доказательств исполнения обратного административным ответчиком не представлено.

Предусмотренный ст. 286 КАС РФ, 48 НК РФ порядок и срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

Анализируя вышеприведенные в судебном решении нормы закона, проверив правильность математических операций, в совокупности с исследованными в судебном заседании финансовыми документами, суд находит верным и считает возможным согласиться с предложенным административным истцом расчетом задолженности налога.

На основании изложенного, учитывая, что доказательств уплаты указанной задолженности как полностью, так и в части, стороной административного ответчика в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ФИО2 указанных сумм в полном объеме

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что административный ответчик является инвалидом II группы и в силу ст. 107 КАС РФ освобожден от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, то государственная пошлина взысканию с него не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № .... по .... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца пгт. ...., зарегистрированного по месту жительства: ...., в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 854 рубля; по земельному налогу физических лиц за 2014 год в сумме 697 рублей, а всего взыскать 1551 (одна тысяча пятьсот пятьдесят один) рубль.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись М.А. Раптанова