ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6195/2022780014-01-2022-002008-15 от 07.09.2022 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-6195/2022 78RS0014-01-2022-002008-15

07.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Малахова Н. А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Г.П.В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) о признании незаконными отказов о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по изменению вида разрешенного использования земельных участков и обязании внести изменения

установил:

Г.П.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просил признать незаконными: отказы административного ответчика о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером , содержащийся в Уведомлении № от 21.12.2021 г. и с кадастровым номером , содержащийся в Уведомлении от 21.12.2021 г. и обязать административного ответчика внести в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о виде разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами и , а именно указать вид разрешенного использования "для дачного строительства".

В обоснование заявленных требований Г.П.В. указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 127 300 кв. м. и , площадью 74 400 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу:

03.06.2011 администрацией Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области издано Постановление №80/1 «Об изменении вида разрешённого использования земельных участков на территории Толмачёвского городского поселения», в соответствии с которым, вид разрешённого использования вышеназванных земельных участков изменён с вида разрешённого использования «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства».

Указанное Постановлении было издано в соответствии с нормами, установленными ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которым изменение вида разрешённого использования земельного участка может осуществляться до 31 декабря 2012 г органом местного самоуправления.

30.12.2020 г. Приказом №80 Комитета градостроительной политики Ленинградской области утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Толмачёвское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области,

15.11.2021 в соответствии с Заключением №663 об отнесении земельных участков к определённой территориальной зоне, подготовленным администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области, вышеназванные земельные участки относятся к территориальной зоне - зоне ведения садоводства (Сх 2), сведения о которой внесены в ЕГРН (реестровый номер

21.12.2021 г в ответ на заявление от 11.11.2021 г о внесении в ЕГРН в порядке информационного взаимодействия сведений о земельном участке с кадастровым номером (изменение вида разрешённого использования земельного участка «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» в соответствии с Постановлением Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г) административным ответчиком представлен отказ. Аналогичный отказ представлен 21.12.2021 г в ответ на заявление от 11.11.2021 г о внесении идентичных изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В качестве обоснования отказов указано, что земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населённого пункта Толмачёвского городского поселения, а Постановление Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г не является правомерным и выпущено с нарушением норм, предусмотренных действующим законодательством.

Однако, Постановление администрации Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г недействительным не признавалось, не отменялось и является действующим.

Административный истец указывает, что его обращение к административному ответчику обусловлено не намерением изменить вид разрешённого использования земельного, а намерением внести в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о виде разрешённого использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, при этом, указанные сведения содержатся в действующих правовых актах органов местного самоуправления, принятых в своё время с точным соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Административный истец, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах не сообщил, ходатайства об отложении дела не направил.

Представитель административного ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств, уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Заинтересованные лица – Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Ленинградской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств, уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле (в том числе административный истец), надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

Поскольку, в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, суд в порядке части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 3, 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие решения, порядка его принятия или совершения оспариваемого действия (бездействия), оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся с административным иском в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; а также соблюдение сроков обращения в суд.

Судом установлено и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

Согласно представленному административным истцом Договору купли-продажи земельного участка от 03.12.2018 г., Б.Ю.А. продал Г.П.В. объект недвижимости: земельный участок, находящийся по адресу - , общей площадью 127300 кв.м, с кадастровым номером . категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного. Свидетельства о государственной регистрации права от 09 сентября 2014 года регистрационная запись от 09 сентября 2014 года (л.д 34-36)

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: , отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, виду разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, имеет площадь – 127300 кв. м, статус "актуальная" (л.д. 37-46).

Аналогичный Договор купли-продажи земельного участка от 03.12.2018 г., заключен в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:29:0354001:182. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного. Свидетельства о государственной регистрации права от 09 сентября 2014 года , регистрационная запись 09 сентября 2014 года (л.д 47-49)

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, виду разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, имеет площадь – 74400 кв. м, статус "актуальная" (л.д. 50-59).

Также материалами дела подтверждается, что Постановлением Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г. «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории Толмачевского городского поселения» разрешено ДНП «Заповедное» изменить вид разрешенного использования земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства на разрешенное использование «для дачного строительства" (л.д. 70).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1, части 1 статьи 5, статье 16 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 1 ст. 1).

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ (ч. 1 ст. 16).

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в состав сведений ЕГРН об объекте недвижимости входят, в том числе, сведения о такой дополнительной характеристике объекта недвижимости, как вид разрешенного использования земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона "О государственной регистрации недвижимости" дополнительные сведения об объекте недвижимости вносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пункту 2 статьи 13, пункту 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случаях принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Как предусмотрено пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Как указано выше согласно сведениям ЕГРН, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и указан вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, статус "актуальная" (л.д. 37-36, 50-59).

21.12.2021 г в ответ на заявление Г.П.В. от 11.11.2021 г о внесении в ЕГРН в порядке информационного взаимодействия сведений о земельном участке с кадастровым номером (изменение вида разрешённого использования земельного участка «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» в соответствии с Постановлением Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г) Лужским отделом Управлением Росреестра по Ленинградской области было принято решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядкемежведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Аналогичный отказ представлен 21.12.2021 г в ответ на заявление от 11.11.2021 г о внесении идентичных изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Согласно оспариваемым административным истцом уведомлениям Управления Росреестра по Ленинградской области от 21.12.2021 года и заявленные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта Толмачевского городского поселения. Таким образом, представленное Постановление Толмачёвского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области №80/1 от 03.06.2011 г. не является правомерным и выпущено с нарушением норм предусмотренных действующим законодательством (л.д. 8-14).

При этом, административный ответчик указывает, что принимая во внимание положения п. 1 ч. 3 ст. I Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается па принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участком, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения отдельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Администрация Лужского муниципального района ЛО выдала административному истцу заключение N 663 от 15.11.2021 года, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами и относятся к территориальной зоне – для ведения садоводства (Сх2)сведения о которой внесены в ЕГРН (л.д. 66).

Однако, как указано выше, смена вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только посредством перевода земельного участка в иную категорию земель.

Земельные участки с кадастровыми номерами и образованы из земель сельскохозяйственных угодий; до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (ст. 36 ГрК РФ).

При этом установление органами местного самоуправления Лужского муниципального района Ленинградской области Правил землепользования и застройки Лужского муниципального района Ленинградской области, Генерального плана, л.д. 68-69) для зоны "Сх-2", в которую включены и земельные участки, принадлежащие истцу, само по себе не противоречит вышеуказанным нормам, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, однако только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, о чем обоснованно указал административный ответчик. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 части 1).

Земли, указанные в части 1 статье 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).

Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 ЗК РФ, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 ЗК РФ).

Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

На основании изложенного, оснований для возложения обязанности на административного ответчика обязать внести изменения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по изменению вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Г.П.В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области Управление Росреестра по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа о внесении сведений в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по изменению вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» и обязании внести указанные изменения - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Малахова Н. А.