ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623/2023 от 06.12.2023 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-623/2023

УИД 61RS0031-01-2023-000697-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 года ст. Егорлыкская

Егорлыкский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.

при секретаре судебного заседания Григоровой А.Н.

с участием помощника прокурора Скворцова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Объединенного сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, об обязании провести паспортизацию объектов социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Егорлыкского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Объединенного сельского поселения о признании бездействия незаконным, об обязании провести паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, указывая на то, что прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями в деятельности администрации Объединенного сельского поселения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям Методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627, в условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объемах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):

- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;

- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.

Основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры".

В соответствии с положениями п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Решением Собрания депутатов Объединенного сельского поселения от 30 октября 2017 года № 46 утверждены Правила благоустройства территории Объединенного сельского поселения (далее Правила благоустройства).

В соответствии с п. 11.1 правил благоустройства, при благоустройстве территории Объединенного сельского поселения необходимо формировать доступную среду для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Пунктом 11.6 Правил благоустройства предусмотрено, что органам местного самоуправления муниципального образования с целью формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения необходимо:

определить приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовить и провести паспортизацию указанных объектов и услуг. При реализации этого мероприятия учитывать мнение общественных организаций инвалидов;

- привести состояние зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и МГН;

- оборудовать входные группы, лестницы, пандусные съезды, прилегающие территории, пути движения снаружи и внутри зданий, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенические помещения адаптивно-техническими средствами, подъемными устройствами с системой голосового оповещения, пространственно- рельефными указателями и устройствами для обеспечения их доступности инвалидами и МГН.

В результате проверки установлено, что на настоящий момент администрацией Объединенного сельского поселения приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения не определены, паспортизация указанных объектов и услуг не проведена, паспорта доступности не изготовлены. Изложенное препятствует обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении администрации Объединенного сельского поселения, и соответственно реализации своих прав инвалидами и маломобильными группами населения, конкретный перечень которых не может быть определен.

Факт длительного неисполнения администрацией Объединенного сельского поселения обязанностей по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовке и проведению паспортизацию указанных объектов и услуг (с момента вступления в силу Решения Собрания депутатов Объединенного сельского поселения от 30 октября 2017 года № 46) указывает на бездействие Администрации Объединенного сельского поселения.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие Администрации Объединенного сельского поселения Егорлыкского района, выразившееся в неисполнении обязанностей по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения и проведению паспортизацию указанных объектов и услуг; обязать Администрацию Объединенного сельского поселения Егорлыкского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовить и провести паспортизацию указанных объектов и услуг.

Административный истец, в лице помощника прокурора Скворцова Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик, администрация Объединенного сельского поселения, о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, что подтверждено распиской представителя (л.д.58), в назначенное судом время представитель не явился.

Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в силу ст. 226 п. 6 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал его явку обязательной.

Учитывая, что явка представителя административного ответчика не признана судом обязательной, то, суд, руководствуясь ст. 150, ст. 226 п. 6 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения помощника прокурора, судом установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Объединенного сельского поселения приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения не определены, паспортизация указанных объектов и услуг не проведена, паспорта доступности не изготовлены. Изложенное препятствует обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении администрации Объединенного сельского поселения, и соответственно реализации своих прав инвалидами и маломобильными группами населения, конкретный перечень которых не может быть определен.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям Методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года № 627, в условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объемах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):

- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;

- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.

Основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры".

В соответствии с положениями п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Решением Собрания депутатов Объединенного сельского поселения от 30 октября 2017 года № 46 утверждены Правила благоустройства территории Объединенного сельского поселения (далее Правила благоустройства).

В соответствии с п. 11.1 правил благоустройства, при благоустройстве территории Объединенного сельского поселения необходимо формировать доступную среду для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Пунктом 11.6 Правил благоустройства предусмотрено, что органам местного самоуправления муниципального образования с целью формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения необходимо:

определить приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовить и провести паспортизацию указанных объектов и услуг. При реализации этого мероприятия учитывать мнение общественных организаций инвалидов;

- привести состояние зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и МГН;

- оборудовать входные группы, лестницы, пандусные съезды, прилегающие территории, пути движения снаружи и внутри зданий, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенические помещения адаптивно-техническими средствами, подъемными устройствами с системой голосового оповещения, пространственно- рельефными указателями и устройствами для обеспечения их доступности инвалидами и МГН.

Судом установлено, что на момент проверки, проведенной прокуратурой Егорлыкского района администрацией Объединенного сельского поселения приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения не определены, паспортизация указанных объектов и услуг не проведена, паспорта доступности не изготовлены, что подтверждается представлением прокурора Егорлыкского района об устранении нарушений федерального законодательства в сфере доступности объектов социальной инфраструктуры (л.д.11-14), письмами Администрации Объединенного сельского поселения № 348 от 21 июля 2023 года, № 256 от 02 ноября 2023 года (л.д. 15-17, 18), справкой о результатах проверки от 03 ноября 2023 года (л.д. 7).

Таким образом, бездействие администрации, заключающееся в длительном неисполнении администрацией Объединенного сельского поселения обязанностей по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовке и проведению паспортизации указанных объектов и услуг (с момента вступления в силу Решения Собрания депутатов Объединенного сельского поселения от 30 октября 2017 года № 46), свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку административным ответчиком не обеспечена доступность объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении администрации Объединенного сельского поселения, а также не обеспечена реализация своих прав инвалидами и маломобильными группами населения, конкретный перечень которых не может быть определен.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, полагает заявленные требования прокурора Егорлыкского района удовлетворить.

При этом, суд считает, что заявленные прокурором в иске для администрации Объединенного сельского поселения в порядке п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ вышеназванные сроки для устранения допущенных нарушений соответствуют критериям разумности, соразмерности и пропорциональности, и влекут соблюдение необходимого баланса прав и обязанностей сторон.

Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного иска в суд.

В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация Объединенного сельского поселения также освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Объединенного сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, об обязании провести паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Объединенного сельского поселения Егорлыкского района, выразившееся в неисполнении обязанностей по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения и проведению паспортизацию указанных объектов и услуг.

Обязать администрацию Объединенного сельского поселения Егорлыкского района в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу определить приоритетные объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, подготовить и провести паспортизацию указанных объектов и услуг, а затем в месячный срок сообщить об исполнении настоящего судебного решения в данной части прокурору Егорлыкского района и в Егорлыкский районный суд Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Пивоварова

Мотивированное решение составлено –07 декабря 2023 года.