ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-625/2023 от 24.11.2023 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-625/2023

61RS0031-01-2023-000692-11

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.А.,

с участием помощника прокурора Егорлыкского района Скворцова Р.А.,

при секретаре Левченко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения о признании незаконным бездействия данной Администрации, которое выразилось в не исполнении обязанности по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, проведению их паспортизации, и обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить данные приоритетные объекты социальной инфраструктуры, подготовить и провести паспортизацию данных объектов,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд обратился прокурор Егорлыкского района с административным иском (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Егорлыкского сельского поселения (далее по тексту Администрация) о признании незаконным бездействия данной Администрации, которое выразилось в не исполнении обязанности по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, проведению их паспортизации, и обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить данные приоритетные объекты социальной инфраструктуры, подготовить и провести паспортизацию данных объектов, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой Егорлыкского района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения (далее МГН), а также принятых решением Собрания депутатов Егорлыкского сельского поселения от 30.10.2017 №45 «Правил благоустройства территории Егорлыкского сельского поселения», Администрация указанных мер, направленных на организацию работы по адаптации среды жизнедеятельности инвалидов и МГП и их доступности к объектам социальной инфраструктуры, не предпринимает.

В заседании суда помощник прокурора Егорлыкского района Скворцов Р.А. исковые требования поддержал.

Администрация в заседание суда не прибыла, хотя о слушании дела извещена. В заявлении заявила о согласии с заявленными требованиями и просила рассмотреть дело без ее участия, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие по правилам ч. 6 ст. 226 КАС РФ (л.д. 24, 29).

Выслушав помощника прокурора Егорлыкского района Скворцова Р.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане либо прокурор в интересах неопределенного круга лиц могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 226 ч. 9, 11 КАС РФ предметом судебного исследования по данной категории дел является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, проверка соблюдения истцом срока обращения в суд, проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) административного органа требованиям действующего законодательства в части содержания документа (действия либо бездействия), полномочий органа по его принятию (совершения действий либо бездействий), порядка принятия решения (совершения и действия), оснований его принятия (совершения).

При этом по смыслу данных правовых норм следует, что для признания незаконным действий (бездействия) либо решений органа необходимо наличие одновременно 3 условий: наличие факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа, соблюдение сроков обращения в суд за защитой нарушенных прав и не соответствие закону оспариваемого действия (бездействия) или решения органа. При этом бремя доказывания наличия факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа и соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца, а бремя доказывания соответствия закону оспариваемого действия (бездействия) возлагается на административный орган (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 2 РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее базовый закон) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу части 1 статьи 15 базового закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно положениям норм вышеназванного Закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Приказом Минтруда и соцразвития РФ от 25.12.2012 №627 утверждена Методика, позволяющую объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики.

Согласно указанной Методике исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

В условиях ограниченных ресурсов особое значение приобретает четкое определение приоритетов в решении вопросов об очередности, последовательности и объемах работ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

При определении приоритетов в организации работы по адаптации среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН используются следующие принципы (критерии):

- значимость объектов социальной инфраструктуры с учетом объективно определенных потребностей инвалидов - как общих (для всех граждан), так и специфических (в реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

- возможность влияния на поставщиков социальных услуг со стороны социальных служб - организаторов и координаторов работ по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и заказчиков (или представителей заказчика) реабилитационных услуг для инвалидов;

- имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы.

С точки зрения удовлетворения специальных потребностей инвалидов в реабилитации и социальной интеграции, а также возможностей влияния на поставщиков этих услуг - исполнителей реабилитационных мероприятий - приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.

Перечисленные виды объектов социальной инфраструктуры должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы социальных служб по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.

Основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", формируемый службами как по данным поставщиков услуг (руководителей организаций, расположенных на объектах социальной инфраструктуры), так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения является составной частью мер по адаптации среды обитания для инвалидов и МГН.

Аналогичные обязанности закреплены и в п. 11.6 «Правил благоустройства территории Егорлыкского сельского поселения», утвержденных Решением Собрания Депутатов данного поселения №45 от 30.10.2017.

Как установлено судом и следует из материалов дела: справки о результатах проверки от 01.11.2023, выписки из Решением Собрания Депутатов Егорлыкского сельского поселения №45 от 30.10.2017, ответа от 31.10.2023, представления (л.д. 6-15) в ходе проведенной прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения на территории Егорлыкского сельского поселения Администрацией не определен, их паспортизация не проведена.

Поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям.

При этом суд принимает признание иска Администрацией, поскольку ее действия не противоречат закону и не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц и удовлетворяет исковые требования по изложенным выше правовым основаниям. А именно следует признать незаконным бездействие Администрации Егорлыкского сельского поселения, которое выразилось в не исполнении обязанности по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения на территории Егорлыкского сельского поселения, проведению их паспортизации, и обязать данную Администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить данные приоритетные объекты социальной инфраструктуры, подготовить и провести паспортизацию данных объектов.

Определенные судом для ответчика срок соответствует критериям разумности, соразмерности и пропорциональности, и влечет соблюдение необходимого баланса прав и обязанностей сторон.

Руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Егорлыкского сельского поселения, которое выразилось в не исполнении обязанности по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения на территории Егорлыкского сельского поселения, проведению их паспортизации, и обязать данную Администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить данные приоритетные объекты социальной инфраструктуры, подготовить и провести паспортизацию данных объектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение принято в окончательной форме 29.11.2023.