ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-629/2021 от 28.12.2021 Серебряно-прудского районного суда (Московская область)

УИД50RS0043-01-2021-000894-79

Дело №2а-629/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года р.п. Серебряные Пруды Московской области

Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кургузова М.В.,

при секретаре Магомедовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству экологии и природопользования Московской области, главному государственному инженеру-инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО2, старшему инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО3 об оспаривании отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины, в регистрации трактора и прицепа,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом привлечения судом административных ответчиков) к Министерству экологии и природопользования Московской области, главному государственному инженеру-инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО2, старшему инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО3 об оспаривании отказов в выдаче дубликата ПСМ на машину, и в регистрации трактора и прицепа.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал, посчитав отказ в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги незаконным и не обоснованным.

Административный ответчик – представитель Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности ФИО4, административный иск не признал, указав, что процедура принятия решения соблюдена, уполномоченным органом принято законное и обоснованное решение.

Административные ответчики - главный государственный инженер-инспектор ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО2, и старший инспектор ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО3 иск также не признали, указав на отсутствие у заявителя каких-либо документов на самоходную технику, что влечет невозможность выдачи дубликата ПСМ и постановки ее на учет.

Заслушав доводы административного истца, объяснения административных ответчиков и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности у ФИО1 находится трактор колесный марки , регистрационный знак: не имеется, идентификационный номер (VIN): не имеется, год выпуска: 1990 г., задний мост , коробка передач: , двигатель: ; рама без номера, лонжерон без номера, передний мост , цвет синий, приобретенный по договору купли-продажи трактора с прицепом от 01.07.2021.

Продавцу ФИО5 указанный трактор принадлежал на основании решения Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 09.02.2021 №2-100/2021.

В связи с тем, что документы на указанное имущество отсутствовали, ФИО1 обратился с заявлением в Территориально-структурное подразделение Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области о выдачи дубликата ПСМ трактора.

27.09.2021 должностным лицом органа – главным государственным инженер-инспектором ФИО2 в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» ему было отказано по причине неверно выбранной услуги для данного случая. В полученном уведомлении указано, что получение дубликата ПСМ на машину, ранее состоящую на учете не возможно, т.к. машина административного истца на учете не состоит. Также указано на необходимость представления документов, подтверждающих регистрацию данной техники ранее.

После получения данного отказа ФИО1 вновь обратился с заявлением о регистрации приобретенного трактора, однако в приеме документов необходимых для предоставления государственной услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» ему было отказано по причине не предоставления полного пакета документов, а именно не предоставлен паспорт техники, о чем было указано в уведомлении от 05.10.2021, выданного старшим инспектором ФИО3

Не согласившись с данными отказами от 27.09.2021 и от 05.10.2021 ФИО1 обратился в суд с административным иском об их оспаривании.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием признания оспариваемых в порядке главы 22 Кодекса решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 №283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ).

Государственная регистрация транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.09.20 №1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» (далее – Правила).

Согласно п. 2 Правил государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники) (пункт 3 Правил).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта).

Пунктами 5 и 6 Правил предусмотрено, что владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляются следующие документы:

заявление по форме согласно приложению № 1 или 2;

документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;

документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;

документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;

паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2070)

копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. , и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2070)

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);

документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Как видно из пункта 15 государственная регистрация техники, за исключением случаев постановки на государственный учет техники, являющейся опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета техники или снятия техники с государственного учета, производится при наличии действительного паспорта техники или электронного паспорта техники.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (далее – Постановление о введении паспортов) паспорта самоходных машин выдаются:

- предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

- таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

- органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются:

предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

Из приведенных правовых норм следует, что обязательным условием регистрации самоходных машин и других видов техники органами гостехнадзора является наличие паспорта самоходной машины, дубликат которого взамен утраченного или пришедшего в негодность на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 года, а на машины с электродвигателем - после 7 августа 2008 года, выдают таможенные органы Российской Федерации. После регистрации самоходной машины в установленном порядке органами гостехнадзора на нее владельцу выдаются государственные регистрационные знаки.

Как видно из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемых уведомлений об отказе как в выдачи дубликата ПСМ, так и регистрации спорного трактора являлось отсутствие у административного истца паспорта самоходной машины.

В судебном заседании административный истец указал, что паспорт самоходной машины утрачен. При этом, заявитель на предприятие-изготовитель либо в таможенные органы не обращался, мер к восстановлению ПСМ не предпринимал, так как и не предоставил сведения о дате ввоза техники в Российскую Федерацию до 01.09.2001.

Предыдущие владельцы трактора и прицепа к нему, на учет его не ставили, какие-либо документы в органы Гостехнадзора не сдавали, и не обращались на предприятие-изготовитель либо в таможенные органы для восстановления документов. Обратного суду не представлено.

Более того, как указано должностными лицами ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области, по результатам осмотра спорной техники ранее у продавца ФИО5, имеются основания предполагать, что она была собрана из деталей от иных тракторов.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска и возложении на административных ответчиков обязанности по выдаче дубликата ПСМ и регистрации трактора с прицепом, т.к. вынесенные отказы являются соответствующими требованиям действующего законодательства, не нарушающим права и охраняемые законом интересы ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству экологии и природопользования Московской области, главному государственному инженеру-инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО2, старшему инспектору ТСП Управления Гостехнадзора Минэкологии Московской области ФИО3 об оспаривании отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины, в регистрации трактора и прицепа, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы через Серебряно-Прудский районный суд Московской области.

Председательствующий М.В. Кургузов

Решение в окончательной форме принято 12.01.2022.