ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-636/2021 от 23.09.2021 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-636/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года город Борзя

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично

при секретаре судебного заседания Кымпан А.С.,

с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Чулковой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Борзинского межрайонного прокурора к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточнений исковых требований просил суд признать незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по содержанию воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ), а также обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> провести ремонт воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ) в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и Приказом Минэнерго РФ от 08.07 2002 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленные исковые требования Борзинский межрайонный прокурор мотивирует тем, что прокуратурой в рамках рассмотрения обращения главы сельского поселения «Соловьевское» С.В.В. по вопросу аварийного состояния воздушных линий, расположенных вс. Соловьевск проведена проверка исполнения законодательства об электроэнергетике, по результатам которой установлено, что воздушная линия 0,4кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ), передана в собственность <адрес>.

В ходе осмотра указанной воздушной линии установлено, что она находится в неудовлетворительном состоянии, меры к организации ее аварийного обслуживания собственником не приняты.

Административный истец полагает, что в соответствии с п.п. 2.3.7, 2.3.11, 2.3.13 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 при эксплуатации линии электропередачи и токопроводов собственник, в данном случае Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, обязан проводить техническое обслуживание и ремонт в объеме, обеспечивающем надежную работу электросети.

Определением суда от 16 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Соловьевское».

Определением суда от 01 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлеченоМинистерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.

Определением суда от 09 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Читаэнергосбыт» и ПАО «Россети Сибирь».

Определением суда от 09 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В судебное заседание администрация сельского поселения «Соловьевское», Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, АО «Читаэнергосбыт», ПАО «Россети Сибирь», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей не направили.

В соответствии с ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Чулкова В.Д. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ранее участвующая в судебном заседании глава сельского поселения «Соловьевское» С.В.В. пояснила, что административный иск является законным и обоснованным.

Из письменного отзыва на административное исковое заявление представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Ф.З.Н., действующей на основании доверенности, следует, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку возложение на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ответственности и бремени содержания и ремонта объектов электросетевого хозяйства переданных в ветхом состоянии от муниципальных образований в казну края, является неправомерным и противоречит нормам действующего законодательства.

Надлежащим ответчиком по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации, и связи Забайкальского края. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области: энергосбережения и повышения энергетической эффективности, государственного регулирования и контроля в электроэнергетике и пр.

Из письменного отзыва на административное исковое заявление представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского краяН.Е.Ю., действующей на основании доверенности, следует, что с января 2017 года полномочия в области организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения могут осуществляться только органами местного самоуправления. При этом, электроснабжение в <адрес> фактически обеспечено и судебный спор ведется не по факту обеспечения электроснабжения, а по факту проведения капитального (текущего) ремонта казенного имущества, то есть по полномочиям, не относящимся к компетенции Министерства. Пункт 1 Положения о Департаменте государственного имущества земельных отношений <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2017 № 585 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края» (далее - Положение о Департаменте) устанавливает, что Департамент осуществляет функции управления и распоряжения государственной собственностью края, то есть от лица Забайкальского края несет бремя по содержанию имущества в соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса РФ.В соответствии с п. 12.3.20. Положения о Департаменте, Департамент обеспечивает содержание государственного казенного имущества края. Следовательно, полномочия по проведению текущего, капитального ремонта и реконструкции имущества Забайкальского края, относится к компетенции Департамента, а не Министерства.

Из письменного отзыва на административное исковое заявление представителя АО «Читаэнрергосбыт» С.Т.В., действующей на основании доверенности, следует, что АО «Читаэнергосбыт» является на территории Забайкальского края гарантирующим поставщиком, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставке электрической энергии). АО «Читаэнергосбыт» не владеет ни электрическими сетями, ни источниками генерации электрической энергии, не имеет на балансе линий электропередач.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно абзацу 5 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Пунктом 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП) воздушная линия электропередачи (по тексту ВЛ) - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительного устройства, а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства.

В соответствии с пунктом 2.3.7ПТЭЭПпри эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях. При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики. Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет. Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя. Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.

В соответствии с пунктом 2.3.11 ПТЭЭП при осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:

противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;

состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;

состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;

состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;

состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;

состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;

состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;

состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.

В соответствии с пунктом 2.3.16 ПТЭЭП конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления опор в грунте могут выполняться только при наличии технической документации (обоснования) и с письменного разрешения ответственного за электрохозяйство Потребителя. Во всех случаях техническое обоснование конструктивных изменений должно соответствовать требованиям нормативно-технических документов по проектированию электроустановок (правилам устройства электроустановок, строительным нормам и правилам и т.п.).

В соответствии с пунктом 2.3.17 ПТЭЭП трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.

В соответствии с пунктом 2.4.7 Правил устройства электроустановок (далее – ПУЭ), главы 2.4, 2.5 раздела 2 которых утверждены приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.

Согласно пункту 2.4.2 ПУЭ воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ – устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. Воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ. Самонесущий изолированный провод – скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута.

Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 14 ноября 2018 года /р «О передаче имущества сельского поселения «Соловьевское» в государственную собственность Забайкальского края» сельское поселение «Соловьевское» передало, а Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принял в собственность Забайкальского края сооружение коммуникационное – воздушная линия 0,4 кВ, адрес местонахождения: <адрес>, от КТП «Соловьевск» - до опоры , кадастровый , протяженность 9480,0м., год постройки 1967, что подтверждается Актом приема-передачи имущества от 07 декабря 2018 года.

Поводом к обращению Борзинского межрайонного прокурора в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, послужила жалоба главы сельского поселения «Соловьевское» С.В.В. в органы прокуратуры, в которой указывается о том, что бездействие со стороны Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по обслуживанию спорной воздушной линии ведет к угрозе жизни и здоровью граждан. Линии находятся в аварийном состоянии, столбы сильно наклонены.

14 апреля 2021 года Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) была проведена проверкавышеуказанной воздушной линии электропередач, в ходе которой на воздушной линии ВЛ-0,4 кВвыявлены нарушения обязательных требований, о чем составлен акт, а именно:

- на опорах ВЛ-0,4 кВ, не нанесены номера ВЛ или её условное наименование, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты;

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция двухстоечной опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), разрушение изолятора, трещины в приставке (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. (опора имеет видимое загнивание, наклон сверх допустимой нормы) (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами стоящие рядом с домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- не проводится обрезка деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам (опоры стоящие рядом с домом по адресу <адрес>, 8, 10, 19, <адрес>, ул. 10, <адрес> (четная сторона));

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. (разрушение изолятора), (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрелпровеса ВЛ. (между опорами №57,58,59,60);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, оседание бандажного соединения опоры (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы, смещение г бандажах (опора стоящая между домами по адресу <адрес> и

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Слетел с крюка изолятор, оседание бандажного соединения опоры (опоры стоящая рядом с домом по адресу <адрес>,

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, оседание бандажного соединения опоры, слетели изоляторы (опора стоящая между домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами стоящими рядом с домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ.Имеется видимоезагнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами стоящие рядом с домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами стоящие рядом с домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производятся работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется, видимое разрушение ж/б приставки опоры, оседание бандажного соединения опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы, смещение в бандажах (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса В Л. (между опорами стоящие рядом с домами по адресу <адрес> и <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>кола);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов-ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, оседание бандажного соединения опоры (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, оседаниение бандажного соединения опоры, изолятор имеет не допустимый наклон (опора стоящая напротив памятника рядом со школой <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производятся работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, оседание бандажного соединения опоры, изоляторы имеет не допустимый наклон, один изолятор слетел (опора стоящая напротив памятника рядом со школой <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция угловой двухстоечной опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ (опора стоящая рядом с магазином Мария на перекрестке <адрес> и <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами стоящими рядом с домами по адресу отмагазина «Мария» до конца <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы, смещение в бандажах, слетел с крюка изолятор (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция двухстоечной опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры ф.<адрес>;

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами , 2, 3 ф.<адрес>)

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора ф. <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, ослабление бандажного соединения опоры, нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (опора на пустыре по <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений,

- разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами по четной стороне <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производятся работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция двухстоечной опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ, обрыв провода, слетел изолятор, имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, (между опорами стоящих рядом с домами по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами по <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, наклон опоры сверх допустимой нормы, слетел изолятор (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется, видимое загнивание деревянной стойки шоры выше предельно допустимых значений (опора стоящая на пустыре по <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между опорами по <адрес>, <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, непроизводятся работы по предохранению элементов ВЛ. Разрушение ж/бприставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производятся работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, оседание бандажного соединения опоры (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организованно техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, Нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. Не проводится обрезка деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, (крайние две опоры по адресу <адрес>);

- нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ. (между 2,3,4, 5 опорами по <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, оседаниебандажного соединения опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы (опора <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция угловой двухстоечной опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, оседание бандажного соединения опоры,, нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса В Л (опора стоящая рядом с магазином Мария на перекрестке <адрес> и <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, нарушение регулировки проводоз, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ (опора стоящая в огороде по <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Разрушение ж/б приставки опоры, наклон опоры сверх допустимой нормы, ослабление бандажного соединения опоры, нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ (опора стоящая через дорогу от <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Разрушение ж/б приставки опоры, (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы, нарушение регулировки проводов, недопустимые изменения стрел провеса ВЛ (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Имеется видимое загнивание деревянной стойки опоры выше предельно допустимых значений, разрушение ж/б приставки опоры, слетел изолятор (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Нарушена конструкция угловой двухстоечнои опоры (нарушено присоединение стойки опоры-укос не укреплен), разрушение ж/б приставки опоры, оторван контур заземления на опоре (опора стоящая через дорогу от дома по адресу <адрес>);

- не организовано техническое обслуживание и ремонт направленные на обеспечение их надежной работы, не производиться работы по предохранению элементов ВЛ. Наклон опоры сверх допустимой нормы, ослабление бандажного соединения опоры (опора стоящая рядом с домом по адресу <адрес>).

Кроме того, указанные выше нарушения требований к состоянию спорной воздушной линии, а также факт неудовлетворительного состояния воздушной линии подтверждаются Актом визуального осмотра ВЛ-0,4кВ от 23 июня 2021 года и Актами комиссионного осмотра электрооборудования сети электроснабжения от 20 июня 2021 года.

Обращаясь в суд с иском, Борзинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц ссылается на то, что в соответствии с п.п. 2.3.7, 2.3.11, 2.3.13 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 при эксплуатации линии электропередачи и токопроводов собственник, в данном случае Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, обязан проводить техническое обслуживание и ремонт в объеме, обеспечивающем надежную работу электросети. Выступая от имени собственника электрической линии и являясь участником процесса передачи электроэнергии, Департамент государственного имущества и земельных отношений по Забайкальскому краюдолжен содержать свои сети и оборудование в надлежащем состоянии, обеспечивающем поступление электроэнергии иным потребителям.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования законными и обоснованными.

Так, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 № 326-ЗЗК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Забайкальского края» содержание государственного казенного имущества Забайкальского края обеспечивается соответствующим уполномоченным органом.

Пунктом 1 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2017 № 585 установлено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим в числе прочего, управление и распоряжение государственной собственностью края.

В полномочия Департамента входит обеспечение содержания государственного казенного имущества края (пункт 12.3.20 вышеназванного Положения).

Как следует из материалов дела, электроснабжение населения сельского поселения «Соловьевское» организовано. Вместе с тем, воздушная линия электропередач ВЛ-0,4кВ, находящаяся в собственности Забайкальского края находится в ненадлежащем состоянии. Следовательно, обязанность по организации проведения ремонта спорной воздушной линии необходимо возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений по Забайкальскому краю, как орган, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Доводы представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений по Забайкальскому краю о том, что обязанность по приведению в надлежащее состояние воздушной линии должны быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, как орган, реализующий полномочия по организации электроснабжения населения на территории Забайкальского края, суд отклоняет, поскольку Предметом спора является содержание имеющихся линий электропередач, а не организации электроснабжения населения в границах сельского поселения.

В соответствии с пунктом 13.5.9 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 20.05.2019 № 198 к полномочиям Министерства отнесена реализация отнесенных к полномочиям исполнительных органов государственной власти края полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов края по решению вопроса местного значения – организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения.

Поскольку Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края не наделено полномочиями по содержанию энергообъектов, находящихся в собственности Забайкальского края, то оснований для возложения на указанный исполнительный орган государственной власти Забайкальского края обязанности по организации проведения ремонта спорной воздушной линии электропередач не имеется.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, которые утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, на текущий, плановый и капитальный.

В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок.

Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

Приказом Министерства энергетики РФ от 25 октября 2017 г. № 1013 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики" утверждены требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций), входящих в электроэнергетические системы, а также требования по контролю за организацией ремонтной деятельности указанных объектов субъектами электроэнергетики.

Согласно п.6. указанных Правил в целях осуществления ремонтной деятельностидолжны осуществляться:техническое обслуживание, ремонт.

В соответствии с п.8 этих же правил ремонты, в зависимости от планирования, следует подразделять на плановые, неплановые и аварийные.

При этом, согласно п.9 Правил при организации планово-предупредительного ремонта в зависимости от объема выполняемых ремонтных мероприятий ремонты следует подразделять на текущие, средние или капитальные.

Текущий ремонт включает устранение дефектов в работе оборудования, выявленных на день остановки агрегата для ремонта, замену быстроизнашивающихся деталей, выявление деталей, требующих замены или ремонта при среднем или капитальном ремонте: выполнение профилактических работ, обеспечивающих надежную эксплуатацию оборудования в период между очередными средним или капитальным ремонтами.

При среднем ремонте производятся частичная разборка оборудования, замена изношенных деталей, проверка и чистка деталей и узлов, испытания и выявление работ, которые необходимо провести при очередном капитальном ремонте.

Капитальный ремонт включает полную разборку оборудования, осмотр всех деталей, замену отдельных деталей и узлов, устранение всех дефектов, испытание и опробование. Его цель не только обеспечить работоспособность оборудования, но и полностью восстановить технико-экономические параметры агрегата.

Согласно п. 5.7.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ №229 от 19 июня 2003, при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Согласно п. 2.3.7. ПТЭЭП при эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных ее элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.

Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет.

Судом выносился на обсуждение участников процесса вопрос о том, какой вид ремонта спорной воздушной линии должен выполнить административный ответчик, однако, принимая во внимание, что конкретный перечень ремонтных работ должен устанавливаться проектной документацией, а также учитывая положения статьи 178 КАС РФ, согласно которым суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд приходит к выводу о том, что на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края должна быть возложена обязанность организовать проведение ремонта спорной воздушной линии электропередач, без указания конкретного перечня выполняемых работ. Такие работы должны быть определены в проектной документации, с учетом выявленных Забайкальским управлением Ростехнадзора в ходе проверки недостатков на конкретном участке воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ.

Согласно части 1 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования, в том числе: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (пункт 2); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 3).

В соответствии со 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Административный истец просит суд обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края организовать проведение ремонта воздушной линиив течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. По мнению суда указанный срок является разумным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес>,выразившееся в непринятии достаточных мер по содержанию воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес><адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ) и обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> организовать проведение ремонта воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ) находящейся в государственной собственности Забайкальского края и расположенной в СП «Соловьевское» в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и Приказом Минэнерго РФ от 08.07 2002 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Борзинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействиеДепартамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, выразившееся в непринятии достаточных мер по содержанию воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ).

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> организовать проведение ремонта воздушной линии 0.4 кВ по адресу: <адрес> (от КТП «Соловьёвское» до опоры ) находящейся в государственной собственности <адрес> и расположенной в СП «Соловьевское» в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и Приказом Минэнерго РФ от 08.07 2002 №204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Слепцов И.В.

Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2021 года.