Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2018 года г. Краснодар
Ленинский районный суд города Краснодара в составе:
Председательствующего судьи Шипуновой М.Н., при секретаре Дорошенко К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обязании внести изменения в разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар об обязании внести изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. объект капитального строительства «Гараж на 2 машины по <адрес> в г. Краснодаре» в части наименования объекта «Гаражи и объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования» (корректировка) и техникоэкономических показателей: площадь застройки, одноэтажное здание, строительный объем здания и общая площадь здания, без истребования дополнительных документов.
В дальнейшем административные исковые требования ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар были уточнены.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующее: ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером: 23:43:0305038:25, площадью 994 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи, автомобильные парковки, расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный административный округ, <адрес>№.
07.07.2016г. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар было выдано разрешение на строительство, № <данные изъяты>. «Гараж на 2 машины по <адрес> в городе Краснодаре».
На основании соглашения от 19.07.2016г. о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ФИО2 были переданы права и обязанности на земельный участок площадью 994 кв.м., с кадастровым номером: 23:43:0305038:25, в связи с чем приказом № от 02.08.2016г. Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар были внесены изменения в разрешение на строительство в части наименования застройщика.
В дальнейшем ФИО2 была заказана и получена проектная документация с наименованием объекта капитального строительства «Гаражи и объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования» (корректировка), а так же технические условия для присоединения к электрическим сетям, для подключения к ливневой канализации, подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и подключение к сетям водоотведения.
В ходе строительства возникли трудности с возведением объекта недвижимости в соответствии с проектом. При таких сложившихся обстоятельствах, при строительстве данного объекта недвижимости, была увеличена площадь разрешенной застройки на земельном участке, допущены незначительные отклонения от проектной документации, что допускается архитектурными и градостроительными нормами, но необходимо внести изменения в проектную документацию.
С этой целью ФИО2 обратилась в проектную организацию ООО ««Оптимус Прайм Инжиниринг», для внесения изменений в проектную документацию на строительство. В результате чего была произведена корректировка проектной документации гаражей и объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
В связи с чем ФИО2 неоднократно обращалась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар с заявлениями о внесении изменений в разрешение на строительство в части наименование объекта и технико-экономических показателей.
В свою очередь Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар отказывал ФИО2 по различного рода обстоятельствам.
ФИО2 посчитала, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар незаконно отказал истцу во внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>., чем нарушены ее права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования уточнил. Данные уточнения административных исковых требований приняты судом.
Представитель по доверенности ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все обстоятельства дела, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения уточненных административных требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела ФИО2 на основании договора купли-продажи № от 29.12.2016г. был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером: 23:43:0305038:25, площадью 994 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи, автомобильные парковки, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный административный округ, <адрес>№.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О едином государственном реестре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ№Д8-Ф3, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, произведенная в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Право собственности ФИО2 на земельный участок подтверждено выпиской из ЕГРН, номер и дата государственной регистрации права: 23:43:0305038:25-23/001/2017-7 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 - 43 Земельного кодекса РФ она имела право на освоение данного земельного участка путём осуществления на нём градостроительной деятельности, в том числе его застройки в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Проектировщиком ООО «СтройПроект» в 2016 году был разработан проект здания гаража на 2 бокса, площадью застройки 108 кв.м, количество этажей 1, общая площадь 90 кв.м, строительный объем 324 куб.м, по адресу: по адресу: г. Краснодар, Центральный административный округ, <адрес>№.
Приказом №-ГП от 11.02.2016г. Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар был утвержден градостроительный план земельного участка в дополнение к ранее выданному от 30.12.2015г. № RU 23306№ по ул. им. Суворова, 30 в Центральном внутригородском округе города Краснодара и был выдан градостроительный план.
07.07.2016г. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар было выдано разрешение на строительство, № <данные изъяты>. «Еараж на 2 машины по <адрес> в городе Краснодаре».
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной
документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
На основании соглашения от 19.07.2016г. о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ФИО2 были переданы права и обязанности на земельный участок площадью 994 кв.м., с кадастровым номером: 23:43:0305038:25, в связи с чем приказом № от 02.08.2016г. Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар были внесены изменения в разрешение на строительство в части наименования застройщика.
Согласно части 1 статьи 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
В ходе строительства здания гаража возникли трудности связанные реализацией проекта, что увеличило площадь застройки. При таких сложившихся обстоятельствах, при строительстве данного объекта недвижимости, была увеличена площадь разрешенной застройки на земельном участке с кадастровым номером: 23:43:0305038:25 по адресу: г. Краснодар, Центральный административный округ, <адрес>№, соответственно строителями допущены незначительные отклонения от проектной документации, что допускается архитектурными и градостроительными нормами, но необходимо внести изменения в проектную документацию.
Проектная документация позволяет построить объект в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. Обратное бы свидетельствовало о незаконности ранее выданного разрешения.
В месте с тем ФИО2 обратилась в проектную организацию ООО «Оптимус Прайм Инжиниринг», для внесения изменений в проектную документацию на строительство.
ООО «Оптимус Прайм Инжиниринг» в данную проектную документацию были внесены изменения (корректировка), проектной документации «Гаражи и объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования. Схема планировочной организации земельного участка. Проектная документация 1117/14-ПЗУ.
25.07.2016г. ФИО2 были получены технические условия № ИД-4-206-16 подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, 14.12.2017г. условия подключения № к ливневой канализации, 27.12.2017г. технические условия № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а так же санитарно-эпидемиологическое заключение №.КК.03.000.Т.00024ДД.ММ.ГГГГ от 08.02.2018г. Так же выдано экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ проекта расчета обоснования размеров санитарно-защитной зоны для “ гаражей и объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования”.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-ПЭК15: "Частями 21.5 - 21.7, 21.9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 названной статьи.
Между тем в силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Частью 21.15 статьи 51 Градостроительного код РФ установлены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Вместе с тем частью 7 статьи 52 указанного Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации обусловлено необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта, и соблюдением порядка изменения проектной
документации. Из названной нормы следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными.
В сложившейся ситуации ФИО2 не однократно обращалась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлениями о внесении изменении в разрешение на строительство № <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> факт подтверждается распиской от
заявление от 12.012017 и письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от
ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлениях указаны измененные характеристики объекта, приложены следующие документы: 1. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU 23306000-4566-р-2016; 2. Проектная документация; 3. Схема планировочной организации земельного участка (корректировка); 4. Архитектурные решения (корректировка); 5. Общая пояснительная записка (корректировка); 6. Проект организации строительства (корректировка); 7. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения; 8. Санитарно- эпидемиологическое заключение №.КК.03.000.Т.0024ДД.ММ.ГГГГ с приложением; 9.. Экспертное- заключение № от ДД.ММ.ГГГГ проекта расчета обоснования размеров санитарнозащитной зоны; 10. Технические условия для присоединения к электрическим сетям №; 11. Технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения г. Краснодар; 12. Технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения г. Краснодар; 13. Условия подключения к ливневой канализации № от ДД.ММ.ГГГГ; 14. Приказ ДАиГ МО г. Краснодар “Об утверждении градостроительного плана земельного участка ” №-гп от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар было отказано ФИО2 несмотря на наличие откорректированного проекта отвечающего требованиям надежности, безопасности и наличие согласование всех технических условий соответствующих служб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что целью ФИО2 является внесение изменений в действующее разрешение на строительство объекта капитального строения.
В материалах дела имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объектов капитального строительства от проектной документации, влекущая корректировку проектной документации и внесение изменений в разрешения на строительство.
В связи с этим, отказав в переоформлении разрешения на строительство при изложенных обстоятельствах, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар нарушило положения действующего законодательства.
Между тем, корректировка проектной документации не влияет на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объекта капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что статья 51 Градостроительного кодекса не содержит запретов на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 21.15 статьи 51 кодекса), орган местного самоуправления может вносить изменения в выданное разрешение на строительство для приведения такого разрешения в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает правомерно удовлетворить заявленные уточненные административные требования ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 178, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования удовлетворить.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести изменения в разрешение на строительство № <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГг. «Гараж на 2 машины по <адрес> в г. Краснодаре» в части наименования объекта капитального строительства «Гаражи и объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования» (корректировка) технико-экономических показателей в соответствии с проектной документацией “Гаражи и объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования”, схема планировочной организации земельного участка, подготовленной ООО «Оптимус Прайм Инжиниринг», на земельном участке с кадастровым номером: 23:43:0305038:25, площадью 994 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи, автомобильные парковки, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный административный округ, <адрес>, без истребования дополнительных документов, в течение 10 (десяти) дней с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий